Людмила Малько, Казинформ, 5 февраля
"Запрещалось вольное изложение материала и искажение факта. Это было табу. С нарушителя строго спрашивали". Это слова бывшего идеолога Кустанайского обкома партии, характеризующие "иделогическую ориентацию" СМИ в эпоху целины. В наше рыночное время уже не надо никого убеждать, что успех любого дела очень зависит от информационной поддержки. Сегодня, оглядываясь на годы освоения целины, мы отчетливо понимаем, что ее стремительное развитие вряд ли было возможно без мощной идеологической поддержки. Задействованы были все виды искусств, включая кино, живопись, литературу, музыку, театры, и… средства массовой информации. Вся идеологическая машина была подчинена выполнению задачи по поддержанию патриотического духа, оптимизма, стойкости к трудностям, самопожертвованию во имя трудовых подвигов.
Павел Егорович Сафрыгин проработал в отделе идеологии Кустанайского обкома партии с 1954-67гг, вначале простым куратором, затем руководителем отдела. По образованию - историк. В прошлом морской офицер Северного флота. В первые целинные годы он курировал в области все учебные заведения области (школы, три института, 25 училищ), театры, киносеть, группы лекторов и агитаторов, 41 газету (областные, районные, городские) и радио Кустанайской области.
Каждое утро ему на стол ложились сигнальные номера периодических изданий, выходивших в те годы в Кустанайской области...
- Павел Егорович, о чем писали журналисты тех лет? Какие требования Вы предъявляли к материалам, и о чем категорически запрещалось писать в те годы?
- Запрещалось вольное изложение материала и искажение факта. Это было табу. С нарушителя строго спрашивали. В Кустанайской области было две областные газеты – "Коммунизм таны" и "Ленинский путь". Буквально в первые годы освоения целины в области уже стали выходить дополнительно 20 многотиражек и 19 районных газет. У них был небольшой коллектив штатных сотрудников, 4-5 человек. Основная работа редактора строилась на сотрудничестве с внештатниками, (рабселькорами). Многотиражки печатались на печатной базе районных газет. Выходили три раза в неделю тиражом в пределах тысячи экземпляров. Редакции многотиражек находились непосредственно в хозяйствах (колхозах, совхозах). Каждый райцентр имел районную редакцию и местную радиоточку с трансляцией областных радиопередач. В некоторых районах редакция объединяла информацию для своей газеты в 3-4 совхозах. Хочу отметить, что главной задачей редактора был поиск передового опыта и его пропаганда, как сейчас принято говорить, распространение передового опыта. Например, СМИ принимали участие в распространение передового опыта, где впервые применяли метод "раздельной" уборки, так называемый "Бараевский метод". Отмечу, раздельная уборка хороша, если не упущено время. Иначе, если опоздаешь - скошенный хлеб может попасть под снег или дождь, и прорасти. Тогда уже его следует "поднимать" с земли и обмолачивать. Вот такой был опыт, который получил широкое распространение. О чем еще писали? Писали об успехах, о недостатках, проблемах, планах. Распространена была работа общественных приемных, где внештатные сотрудники занимались читательской почтой. Затем эти письма печатали на страницах газет и разворачивались интересные дискуссии по определенным темам.
- О чем не принято было писать?
- Сочувствовать "сломленным".
- А много было таких?
- Немного, но были. Особенно, в 1955 году….
… Первый эшелон с целинниками прибыл в Кустанай 28 февраля 1954 года, я принимал участие в их встрече. Это были добровольцы из Украины. Затем начали приходить поезда из России. За 1954-55-ые годы в область прибыло более 30 тысяч новоселов, из них 22 тысячи - по комсомольским путевкам из Киева, Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Воронежа, Севастополя, Харькова, Минска. Первых целинников селили в клубах, библиотеках, но основную заботу об их проживание взяли на себя казахские семьи. Вновь, как и в годы войны, когда местные жители гостеприимно приняли под свою крышу десятки тысяч семей-переселенцев поволжских немцев, крымских татар, чечено-ингушей - они "уплотнились" в своих домах. Ведь другого жилья не было. Это потом, по весне, уже можно было жить в палатках и в вагончиках.
…Уже осенью 1954 года был получен первый целинный урожай.
А вот второй год целины, 55-ый, выдался в Кустанайской области очень засушливым. Дождя не было, большое количество урожая сгорело на корню. Очень сложно было. Трудно вспоминать. Начались голодные, хлебные волнения. Из 365 дней года - 208 дней я проводил в командировках. Без машины, на перекладных ездили по области и уговаривали людей работать и работать. Помню, приехал представитель из Москвы и отправился по поселкам убеждать людей потерпеть, успокоиться. Он убедился на месте, в каких условиях живут люди и чем они питаются. После его отъезда стали поступать продукты питания из Москвы. Вот тогда и были те, кто уехал с целины, не выдержал….
В третий год целины - 1956-й - кустанайцы сдали 278 млн. пудов в счет казахстанского хлебного миллиарда. Такого урожая кустанайская земля не знала никогда. В 1949-53 годах собирали самое большое количество где-то в пределах 15 млн. пудов.
- Какие еще Вы помните факты, о которых не принято было писать?
- Не то, чтобы не принято было писать. Известно было немногим, скажем так. Со всех военных округов, с флотов, в частности с Тихоокеанского, в Кустанайскую область для вывозки зерна были отправлены несколько автобатальонов. Замечу, что в одном батальоне порядка 500 машин. И весь этот технический и людской ресурс влился в огромную армию целинников. Начиная с 1954 года по 57-ой, в Казахстан прибыло 640 тысяч добровольцев, из которых 400 тысяч были механизаторами! По трем железнодорожным веткам, одна из которых была построена еще в царские времена, в область непрерывно шли эшелоны со стройматериалами, лесом, горючим, товарами для хозяйственных нужд, одеждой и т.д. и т. п.
В Кустанайской области осваивали целину не только добровольцы из республик Советского Союза. Во время летних каникул приезжали на работу венгерские и болгарские студенты. Приезжали иностранные журналисты. Например, осенью 1956 года в нашу область приехал репортер Деннис Огден из английской газеты "Челлендж". "Комсомольская правда" напечатала потом его очерк в переводе, где он писал: "Бескрайняя ширь полей-одно из самых сильных впечатлений моей поездки по целинным землям Кустанайской области…. Не раз я был свидетелем невероятных вещей, но, путешествуя по целине, я увидел настоящее чудо: хлеб вырастал на землях, где раньше никогда не рос… Я видел, как создавалась новая жизнь на необитаемой прежде земле…".
4,2 млн. га земли было освоено с 1952 по 58-ые годы. Кустанайская область превратилась в крупный промышленный регион. Большие запасы, боксита, свинца, асбеста, бурого угля способствовали развитию горнодобывающей промышленности.
Хотя, и с объектов промышленных строек народ тоже отсеивался, не без этого. Но к тому времени, спустя года три-пять после начала освоения целины, уже были созданы относительно нормальные бытовые условия в полеводческих и животноводческих хозяйствах. В Кустанайской области асфальтовые дороги были проведены не только до городов и райцентров, но и непосредственно до хозяйств.
- Когда я занялась поисками неизвестных фактов в освоении целины и человека, владеющего подобной информацией, я познакомилась с Вами. Вы член Союза журналистов СССР с 1962 года, историк, идеолог и достаточно информированный человек. На Ваш взгляд, какие все-таки были недостатки, просчеты, проблемы в освоение целины? Все ли было так хорошо, как об этом писали и говорили журналисты в те годы?
- То, что освоение новых земель было необходимо, это понимали многие. Необходимо было кормить народ. Тогда земли в трех регионах Союза начали возделывать под зерновые: в Алтайском крае, Казахстане и Сибири. Это было понятно. Но проведение "целинной компании" не было подготовлено, не была создана материально-техническая база. Ведь что получилось? Бросил Хрущев на ходу лозунг "Давай целину" и… поехали. А куда поехали? Созданы ли для этого нормальные бытовые условия, жилищные? Ошибки исправляли по ходу работы! Где-то только к 1957 году относительно нормализовалось снабжение продуктами питания, товарами, одеждой.
Прежде, чем дивизию бросить на битву, ее готовят. И если дивизия не готова - битва будет проиграна. А это была действительно "битва". Битва за урожай. И мы ее не проиграли только благодаря человеческому фактору и огромным затратам. А сколько было потерь и насколько это было рентабельно - никто не знал. Почему молчали? Мирились и работали.
А спустя лет 10-15 после начала освоения, начали задумываться о просчетах и о потерях, в том числе и урожая. А потери были серьезные. Базы хранения зерна были с недостаточным объемом. Особенно в первые годы. Урожай пшеницы не был обеспечен хлебохранилищами. Не везде был создан комплекс сельхозмашин. Сельхозработы проводились с длительными опозданиями по срокам. Поздно приступили к созданию бригадных культурно-бытовых станов. Хлеб 1956 года не весь попал под крышу на хранение или отправлялся в открытое хранилище. Все шло с трудом, потому что не было проведено подготовительной работы.
А вот уже в 1967 году зажиточно стали жить, все наладилось. Но, это было завоевано "дорогой ценой". Так вот, если бы об этом писали тогда журналисты, то я не уверен, что страна смогла бы справиться с этой задачей без идеологической поддержки.
- Павел Егорович, а у Вас есть награды за освоение целины?
- Да, 16 медалей и три ордена - "Знак Почета", "За трудовую доблесть". Правда, третья награда - "Орден Отечественной войны первой степени" - к теме освоения целины не имеет никакого отношения.
- А как сложилась Ваша жизнь после целины?
- Я перешел на работу в КГБ СССР. Проработал в Чимкенте до 1980 года, затем возглавил управление КГБ в Восточно-Казахстанской области. В 1987 году вышел в отставку. Будучи уже на пенсии работал в "Казгипроцветмете" старшим инженером по защите государственных секретов, а затем 11 лет (до 1998 г.) начальником первого отдела Производственного геологического объединения "Востказгеология".
- Что бы Вы сказали в заключение интервью?
- Я хочу сфокусировать внимание читателей на слове идеология. Что такое идеология государства? Это его идея. Его цель. Без идеологии не существует ни одно государство в мире, такова история. И если нет идеи, значит, нет идеологии, а значит, и нет цели.
Люди, поднимавшие целину, были одухотворены идеей глубокого патриотизма, и в этом была немалая заслуга журналистов тех лет. И работа идеологического вектора была направлена на воспитание и просвещение простых людей. А журналисты тех лет писали о лучших людях. И эти лучшие учили других быть лучше. Все просто. |