Калкаман ЖУМАГУЛОВ, доктор исторических наук, профессор, Алматы, "Экспресс-К", 26 января
Прекрасна древняя земля Жетысу. С давних пор люди избирали это место для поселения, развивали орошаемое земледелие и скотоводство, строили города. Именно здесь наиболее интенсивно происходили процессы взаимодействия кочевых и оседлых цивилизаций во многом благодаря Великому шелковому пути, отрезок которого, шедший через Жетысу, связывал Восток и Запад Евразии.
Помнить о родословной
До 60-х годов ХIХ века в Казахстане не было единой системы управления. Семиречье находилось в ведении Алатауского округа и казахов Большой Орды, которые подчинялись западносибирскому губернатору. В 1867 году появился указ об образовании Семиреченской области. В момент образования она состояла из пяти уездов - Капальского, Сергиопольского, Верненского, Иссык-Кульского и Токмакского. Интересную информацию о жизни Жетысу рубежа ХIХ-ХХ веков можно почерпнуть, в частности, из газеты "Туркестанские ведомости". Специальный корреспондент этого издания, совершая путешествие из Ташкента в Семиречье, писал: "Раньше были прекрасные лошади, число которых было неограниченно, удобные повозки, достаточный запас молока и яиц на каждой станции...".
Есть все основания считать эти места востока Семиречья очагами древней культуры земледелия, скотоводства и ремесел. В долинах Лепсы, Аксу, Сарканда археологами найдены остатки ранних городищ. В нынешнем Аксуском районе очень много древних могильных курганов сакского и усуньского периодов. Еще в школьные годы я увидел наскальные изображения в горах Актасты, местности Жыланды. В селении Баласаз, что неподалеку от Арасана, на берегу реки Аксу и сейчас можно увидеть холмы, бугры, очевидно, следы города. Знаменитый путешественник ХIII века Вильгельм Рубрук в своей книге "Путешествие в восточные страны" писал, что в междуречье Или и Лепсы "было много городков, но все они были разрушены по большей части монголо-татарами, чтобы иметь возможность пасти свои стада, так как там были наилучшие пастбища".
Здесь неподалеку от местечка Арасан, что в 30 километрах от уездного центра Капал (основан в 1847 году), и родился в 1886 году Жабыкбай Жумагулулы (на фото). Хорошо помню, как я, еще будучи подростком, слушал увлекательные рассказы дедушки о жизни людей этого края, своей родословной. Он происходил из рода акшора-шаппа, берущего начало от известного в истории ответвления племени найман - матай-каптагай. Известно, что батыр Каптагай вместе с султанами Жанибеком и Кереем принимал участие в образовании и укреплении Казахского ханства. В ХVII веке один из его потомков Сары би был участником дипломатических отношений с Русью. Его внук Борибай батыр, современник Абылай хана, так же, как знаменитый полководец Кабанбай, батыры Шонай, Бугыбай и многие другие батыры края, прославился в годы казахско-джунгарских войн. Борибай батыр наряду с рядом особо почитаемых и знатных людей захоронен в Туркестане, в священной усыпальнице - в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи.
Дед Жабыкбай знал шежире и был хорошим рассказчиком. С его слов я узнал, что нашим предком в шестом поколении был один из потомков Каптагай батыра Шаппа би - современник хана Тауке. Есть сведения о его участии в создании свода законов "Жетi жар?ы". У его старшей жены родились Танат, Койлыбай, Олжабай, Шока, Кулболды, у младшей Акбике был сын Лака. Однако это подразделение рода шаппа стало называться по имени Акбике, отличавшейся своей мудростью, умом и авторитетом. Об этом мне рассказывал и наш родственник Сейтмолда Сакауов, долгое время работавший в Капале председателем колхоза.
Старшим братом Шаппа би был Акшора, известный в крае как святой Акшора-баба. По преданию, он обладал особым целительным даром и был глубоко почитаем в народе. Отец деда Жумагул Конакбайулы родился, по-видимому, в середине ХIХ века. Это было время, когда в 60-х годах Российская империя завершала колонизацию казахских земель. По новой колониальной административной реформе территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства. Каждое из них делилось на области, которые, в свою очередь, делились на уезды. Каждый уезд распадался на волости, а волости - на аулы. Порядок образования волостей и аульной администрации служил также целям колонизации Казахстана, которые и преследовала вся реформа.
Рассказы деда
По рассказам деда, каждая казахская кибитка несла многочисленные повинности в пользу местной администрации и царских чиновников. В составе Капальского уезда было девять волостей. Местом поселения ближайших родственников прадеда Жумагула была местность неподалеку от Арасана. Жабыкбай-ата повествовал о том, что их аул наряду с разведением крупного рогатого скота, лошадей, овец и коз занимался также земледелием, в том числе бахчевыми культурами. Он часто упоминал своего родича Карашолака (отца Дулатбая, Онгарбека, Шонгарбека), выращивавшего арбузы.
Ко времени Октябрьской революции деду Жабыкбаю было уже 30 лет. Многое пришлось ему пережить. Положение народа после национально-освободительного восстания 1916 года было крайне тяжелым. Свертывалось промышленное производство, сокращались посевные площади. От страшного джута погибло огромное количество скота. Большой размах в годы Гражданской войны приняли красный и белый террор, карательные акции против местного населения. Массовый террор большевики стали проводить с осени 1918 года в форме расправ с классовыми врагами. Политика белогвардейцев на занятых территориях сводилась к проведению карательных экспедиций, расстрелам в населенных пунктах, признавших советскую власть.
В разгул террора, свирепствовавшего в годы Гражданской войны, погибли десятки тысяч людей. Дед Жабыкбай часто рассказывал обо всем этом как очевидец. Однажды неподалеку от Арасана его схватили красные и хотели расстрелять на месте, но вышел из группы человек среднего возраста и велел отпустить, ссылаясь на то, что захваченный слишком молод... И таких моментов, когда жизнь деда висела на волоске, было немало. Судьба, по-видимому, покровительствовала ему. Ведь он был единственным ребенком у родителей, так же, как его отец и дед.
С окончанием Гражданской войны в Жетысу начала проводиться в жизнь новая экономическая политика. В 1921 году в области затевается земельная реформа. Начиная с 1928 года проводилась массовая коллективизация, когда было допущено много ошибок, жестоко пострадал народ. Голод, связанный с оседанием и коллективизацией, стал одной из самых трагических страниц истории казахского народа. Историко-демографический анализ сейчас показывает, что в 1931-1933 гг. прямыми жертвами голода и связанных с ним болезней стали больше 2 млн человек, то есть около 50 процентов населения. В связи с этим хочу привести мнение некоторых зарубежных авторов о том, что ХХ век омрачен тремя этническими трагедиями - армянской в 1915 году, еврейской - в годы Второй мировой войны (холокост) и казахской - во время коллективизации.
Рассказывая нам об этом времени, Жабыкбай-ата вспоминал ужасающие факты гибели людей и откочевок целых родов в Китай... Вереницы голодных, истощенных людей в тщетных поисках пропитания заполняли дороги аулов и населенных пунктов. Нередко бывало так, что вслед за теми, кто шел впереди, падали держащиеся сзади, и не было у них сил подняться... Рассказывая об этом в мои еще школьные годы, дед показал на краю Арасана большой ров искусственного происхождения, куда сбрасывали тела умерших от голода. Некоторые сведения об этом тяжелом времени сообщил также родственник Бекмухамбет Дулатбаев, получивший по тем временам хорошее образование, владеющий и русским языком. Приезжая в студенческие годы в Арасан, я часто видел аксакала с газетой "Казахстанская правда" в руках.
Но, как говорится, живым жить. В 1929 году в Арасане было организовано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), которое затем превратилось в колхоз "Красная звезда". Активное участие в его становлении сыграли Т. Двойнин, З. Саурыков, Ж. Жумагулов, В. Елисеев и другие. С той поры и до начала 50-х годов руководство колхоза доверило Жабыкбаю Жумагулову ответственнейший участок, связанный с развитием коневодства. Это стало трудной задачей, так как в артели было всего 11 лошадей. Как рассказывал дед, самым сложным было начало. Председатель колхоза Капустин назначил его старшим к середине 30-х годов. Рядом с дедом на этом ответственном участке всегда находилась наша бабушка Ултуар. Когда они поженились в 1918 году, ей было 18 лет. Она происходила из рода дуан (найманский племенной союз). Отец бабушки Орынбай в свое время был волостным правителем. Ее единственный брат Жумабай геройски погиб в боях под Сталинградом. Ултуар-апа родила восьмерых детей, из них живыми остались сыновья Турсын и Жакыпбек и дочь Каукер.
Добровольцем ушел на фронт
Когда началась Великая Отечественная война, деду Жабыкбаю было 55 лет. Будь он даже чуть помоложе, все равно не отправили бы на фронт, поскольку его опыт и труд нужнее были в тылу. Зато, не дожидаясь мобилизации, приписав себе два лишних года, в возрасте 17 лет добровольцем ушел на фронт его старший сын Турсын, прошедший войну от Сталинграда до Кенигсберга.
В годы войны и в 50-е годы вместе с Жабыкбаем-ата самоотверженно трудились в колхозе Асылбек Сарбеков, Заманбек Саурыков, Кали Уалиев, Болысбек Оспанов, Егор Кошкаров, Василий Михеев, Константин Маховиков и другие. Особенно вспоминается многолетняя дружба деда с его сверстником Егором Кошкаровым. Они были настоящими тамырами. Дед понимал из русской речи лишь обиходные слова, зато его друг Егор говорил на чистейшем казахском языке. Как не вспомнить в этой связи нашего земляка Василия Осипова, работающего ныне заместителем руководителя аппарата мажилиса в Астане, владеющего русским и казахским языками в равной степени.
Трудовые подвиги Жабыкбая-ата были отмечены многими медалями и похвальными грамотами, в том числе грамотами союзного руководства, подписанными, в частности, всесоюзным старостой Михаилом Калинином. Он скончался в 1974 году в возрасте 88 лет. С бабушкой они праздновали золотую свадьбу, прожив 56 лет. Бабушка Ултуар умерла в 1993 году в возрасте 93 лет. Их совместная жизнь может служить примером для потомков. За все годы, начиная с моего раннего детства, я никогда не видел их ссорящимися. Друг к другу они уважительно обращались только: Жа?а, ?лтыш... Особое отношение в духе традиций народа проявлялось у них к старшему сыну, они называли его мырза.
В 1975 году мы с супругой Софией и маленьким 6-месячным сыном Санжаром приехали в Арасан на годовые поминки деда. Родственники и односельчане во время аса долго вспоминали прошлое, жизнь своего земляка. А мне вспомнился далекий эпизод из жизни деда, свидетельствующий о его доброте и человечности. Где-то в году 1957-м к деду за помощью обратилась русская соседка, жившая неподалеку от местной школы. В связи с переездом в зерносовхоз "Капальский", который находился в 60 километрах от Арасана, она просила перегнать туда двух коров и теленка. И дед, которому было уже больше 70 лет, согласился помочь этой одинокой женщине с малыми детьми. На перегон ушло два дня с ночевкой в Капале.
Прошедший 2006 год - особенный, деду Жабыкбаю исполнилось бы 120 лет. С годами все более осознаешь то, что нам привило поколение отцов и дедов. Это трудолюбие, доброта, отзывчивость, уважение к старшим, служение своему народу и призванию, любовь к Отечеству. По казахским поверьям, когда из жизни уходит почтенный и достойный человек, жизнь его находит продолжение в потомках. После смерти деда в одном 1975 году родилось пятеро его правнуков - Санжар, Жайык, Руслан, Динара, Жанна... |