NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Среда 27.10.2021 02:44 ast
23:44 msk

Качество образования - в носителях знаний
Крупнейшее достижение научно-педагогической деятельности Матипуллы Салахадиновича Аженова - его ученики. Многие из них уже сами стали учителями, основали собственные научные школы и покорили вершины государственной службы
16.11.2007 / история

Зарема ШАУКЕНОВА, "Казахстанская правда", 15 ноября

Образование можно определить как концентрированное выражение определенной культуры. Очевидно, что образование должно стоять в авангарде общества и быть очень чувствительным к обновлениям и новациям, продуцируемым как в мире, так и в стране. Однако при этом важно нахождение оптимального баланса между изменением и стабильностью, традиционным и модернизационным, национальным и глобальным.

Английский философ, математик Альфред Норт Уайхед, говоря о новизне, предостерегал: "Что привычно для одного народа, будет опасным для другого". Национальное - всегда более стабильно и консервативно, чем глобальное. В последнем больше возможностей для суммирования движения мыслей и идей, глобальное больше нацелено на эффект, внешнее проявление, броскость и динамику. Традиционное и национальное - это, с одной стороны, преломление окружающего мира в рамках конкретной территориальной общности людей, с другой - механизм накопления, передачи опыта и защиты от внешних влияний, их фильтрации для конкретного общества.

В настоящее время разработка собственного национального образовательного и научного ресурса занимает ведущее место в модернизационном движении Казахстана. В частности, это проявляется, например, во внедрении индекса цитируемости.

Действительно, реформы ориентированы главным образом на то, чтобы казахстанские ученые стали узнаваемыми коллективно и индивидуально на международном уровне. В то же время, принимая во внимание углубление интеграции казахстанского образовательного процесса в мировое пространство, объективно возникает проблема сохранения собственных образовательных и культурных ценностей, то есть самосохранения. Ведь только через них мы можем стать узнаваемыми.

Одним из сторонников взвешенного подхода в учете западных моделей и национального опыта образования является известный казахстанский ученый - заслуженный деятель республики, доктор философских наук, профессор, почетный заведующий кафедрой социологии Казахского национального университета имени Аль-Фараби Матипулла Салахадинович Аженов.

Сегодня профессору Аженову исполняется 75 лет. Из них уже более полувека он занимается педагогической и научной деятельностью. Причем почти 30 лет Матипулла Салахадинович работает в КазНУ имени Аль-Фараби.

В 1955 году он окончил факультет философии и экономики КазГУ, в разные годы занимал должности декана философско-экономического факультета вуза, директора института повышения квалификации преподавателей общественных наук при КазГУ имени Аль-Фараби.

В 2001 году М.С. Аженову было присвоено звание "Почетный заведующий кафедрой КазНУ имени Аль-Фараби". С 1999 года по настоящее время он работает профессором кафедры социологии факультета философии и политологии этого ведущего вуза нашей страны.

Одним из ключевых концептов профессора Аженова является положение о том, что, конечно, наука универсальна по своей сути. Не может быть, например, русской математики или казахской физики. Общими закономерностями обладают и гуманитарные науки. Однако все же для каждой страны должна быть своя национальная наука. Например, казахстанская социология. Но прибавление национального не означает дистанцирования или ухода национальной науки от всеобщей. Напротив, они должны взаимно тяготеть друг к другу. Национальная лишь только должна уделять некоторое дополнительное внимание особенностям развития какой-то национально-территориальной общности и находить стыки, обогащать всеобщую теорию и методологию. Национальной наука должна быть также по тем ученым, которые ее представляют, кто является ее носителем.

Выступая на II Конгрессе социологов Казахстана в Астане в июле 2005 года, М. Аженов отметил: "Одной из важных ценностей в современном мире является образование. Европейские страны, США и некоторые другие в этом направлении достигли весомых результатов. Именно благодаря образованию они стали технологически продвинутыми. Нам надо брать опыт этих стран в области образования. Мы начинаем уже внедрять определенные образцы, формы, стандарты образования, которые нам предлагают развитые страны. Все это отражено в новой реформе образования в РК на 2005-2010 годы. Однако нельзя переносить западные образцы и стандарты образования без всякой корректировки, механически, без учета особенностей образовательного процесса в нашу республику".

Свои идеи профессор Аженов озвучил в развернутом докладе по проблемам реформы высшего образования в Республике Казахстан в августе 2007 года на Международной конференции "Глобализация и диалог культур", прошедшей на Иссык-Куле под эгидой ЮНЕСКО, а также в объемной монографии "Социология образования".

В настоящее время М.С. Аженов приступил к созданию монографии по социологии науки. Эти работы призваны стать фундаментальными в социологическом рассмотрении проблем развития образования и науки в нашей стране.

Крупнейшее достижение научно-педагогической деятельности Матипуллы Салахадиновича Аженова - его ученики. Многие из них уже сами стали учителями, основали собственные научные школы и покорили вершины государственной службы. Среди них министр иностранных дел Республики Казахстан, президент Ассоциации социологов Казахстана, доктор социологических наук, профессор М. М. Тажин, заведующий социально-политическим отделом Администрации Президента Республики Казахстан, кандидат философских наук А. Д. Досжан, депутат Мажилиса Парламента, доктор политических наук, профессор К. Н. Бурханов, проректор Казахского государственного юридического университета, доктор социологических наук, профессор К. Г. Габдуллина.

Преемственность поколений, передача и ретрансляция опыта от одного поколения к другому - вот ключевые потребности в сфере образования. И сегодня М. С. Аженов продолжает успешно выполнять очень важную миссию связующего звена между настоящим и будущим для его нынешних учеников - студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов, обучающихся на кафедре социологии факультета философии и политологии КазНУ. Он щедро делится с молодежью знаниями, научными идеями, опытом. Блестящий оратор, обаятельный человек, с превосходным чувством юмора - таким Матипулла Салахадинович предстает на своих лекциях. Его работа полностью соответствует той линии, которая была обозначена Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым на заседании общественного совета по итогам реализации госпрограммы "Культурное наследие" за 2004-2006 годы. Это заседание проходило под лозунгом: "Без прошлого нет настоящего, а без настоящего - будущего".

В ходе заседания Глава государства высказал такую мысль: "Восстановление историко-культурного наследия - это еще и воссоздание такой связи времен, которая обладает четкой проекцией в будущее. Задавая вопросы о реальном содержании нашего прошлого, мы обогащаем понимание настоящего и можем конструировать вдохновляющие образы нашего будущего". Профессор М. С. Аженов входит в рабочую секцию по социологии государственной программы "Культурное наследие" и вносит большой вклад в ее реализацию.

Социология в современном мире - это целое явление. Социологический аппарат позволяет плавно переходить от теории к практике, от знания - к действию, от созерцания - к практической деятельности. С ее помощью можно не только выявлять проблемы, но и решать их, в том числе и силами самих социологов. И для Матипуллы Салахадиновича Аженова, одного из создателей казахстанской социологической школы, социология - это не просто наука или учебная дисциплина, это смысл и образ собственной жизни, их блестящее воплощение в своих последователях.

-----

Министр иностранных дел РК поздравил своего наставника с юбилеем
АЛМАТЫ. 15 ноября. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/

Сегодня в Алматы с 75-летним юбилеем поздравляли заслуженного деятеля РК, доктора философских наук, профессора кафедры социологии факультета философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби Матипуллу Аженова, сообщает корреспондент Казинформа

Юбилей ученого – это всегда подведение итогов его научной деятельности. За юбилейной датой - 52 года научно-исследовательской, педагогической деятельности, 30 лет служения родной альма-матер –КазНу им. аль-Фараби. Его по праву считают основоположником казахстанской школы философии и социологии социальной структуры. Сегодня он принимал поздравления от своих многочисленных учеников, коллег, ученых. Поздравительные адреса прислали министр иностранных дел РК Марат Тажин, аким Алматы Имангали Тасмагамбетов.

В 1955 М. Аженов окончил факультет философии и экономики КазГУ. В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Методологические основы исследования социальной практики", в 1974 докторскую диссертацию на тему: "Социально-классовая структура современного общества". В 1976 ему присвоено звание профессора.

М.Аженовым написано и опубликовано около 200 научных работ. Он являлся руководителем 60 диссертационных исследований, из которых 12 - докторские диссертации. Под его руководством защитили докторские диссертации министр иностранных дел РК, президент Ассоциации социологов Казахстана, доктор социологических наук, профессор Марат Тажин, депутат Мажилиса Парламента РК, доктор политических наук, профессор Камал Бурханов. Многие из его учеников сами стали учителями, основали собственные научные школы.

Юбиляр и сегодня продолжает активную трудовую деятельность. В настоящее время он приступил к созданию монографии по социологии наук. Эта работа призвана стать фундаментом в социологическом рассмотрении проблем развития образования и науки в нашей стране.

Профессор сегодня входит в рабочую секцию по социологии государственной программы "Культурное наследие" и вносит большой вклад в ее реализацию.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В тени вождей 28.11.2007
Мифы в нашей жизни 27.11.2007
В Актау отметили юбилей видного ученого Шахмардана Есенова 26.11.2007
Наш зоопарк был самым большим в СССР 23.11.2007
Поистине народный праздник 21.11.2007
Качество образования - в носителях знаний 16.11.2007
Всем должностям предпочитая дело 16.11.2007
Историк в истории 15.11.2007
Памяти первого руководителя региона 14.11.2007
Его ученики - наши учителя 12.11.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.10.21 Среда
78. САРИН Амангали
76. ЦОЙ Владимир
75. БИШИМБАЕВ Валихан
69. МАДЖУГА Виктор
67. УАНДЫКОВ Берик
64. ИЛЬЯСОВ Абдырзак
63. АЛСАБЕКОВ Хусаин
62. ЖУКЕНОВ Абдрашит
60. ЖАРАСПАЕВ Алияр
60. НУРЫШЕВ Камбар
60. ТОЛКИМБАЕВ Габит
59. ГАЯЗОВ Бахытжан
59. ШЕРМУХАМЕТОВ Бейбут
59. ЯКУШЕВ Юрий
56. АХМЕТОВ Сапар
...>>>
28.10.21 Четверг
80. САЛАМАТИН Альберт
74. ЛОГИНОВА Наталья
74. САПАРГАЛИЕВ Мурат
73. ХАИРОВ Кенжебулат
71. НУРПЕИСОВ Ильяс
66. ДЮСЕМБАЕВ Бастеми
64. КАВЕРНИКОВ Сергей
64. ЛЕГКИЙ Дмитрий
64. РЫМБАЕВА Роза
63. ИСЕМБАЕВ Сергазы
63. ИСМАИЛОВ Амангельды
61. АПРЫМОВ Серик
56. МУКАШ Ержан
55. ИЛЬЯСОВ Сулен
54. РОБЕРТС Джулия
...>>>
29.10.21 Пятница
87. ТАУКЕНОВ Касым
82. ЧАЙЖУНУСОВ Маркен
80. НЕФЕДОВ Петр
80. ХАСАНОВ Марат
77. АУАНОВ Мырзахмет
75. ЖУБАСОВА Нелля
74. СИРАЖЕВ Нурлан
69. КОЖАМКУЛОВ Болаткан
68. ПАЗЫЛОВ Наби
62. ЖУМАГУЛОВ Мерген
62. ПШЕМБАЕВ Мейрам
62. ТУРГЫМБЕКОВ Ауельхан
61. ЖАБАГИЕВ Кожахан
61. КИМ Владимир
61. КУАНЫШЕВ Дулат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz