Аркадий СЕМЕНОВ, "Литер", 25 декабря
Уже хотя бы потому, что рядом с героем дня в президиуме сидела его супруга Фаина Васильевна. А разделить радость с соратником и коллегой приехала почти вся старая железнодорожная гвардия, даже из других городов.
Вручая от имени президента страны высокую награду, президент АО "НК "КТЖ" Жаксыбек Кулекеев воздал должное таланту и организаторским способностям Кудайбергена Дюсеновича в развитии стальных магистралей республики.
Выступающие говорили о школе Кобжасарова. А это высочайшая требовательность к себе и другим, государственный подход к делам, полная самоотдача.
– Эту школу прошел и я, – сказал доктор экономических наук Нигматжан Исингарин. – Вот в этом же здании, на этом этаже я пять лет проработал бок о бок с Кудайбергеном Дюсеновичем, когда он был главным инженером Казахской железной дороги. Случалось в нашей совместной работе все: и похвала, и жесткость, и даже… подзатыльники. Но я благодарен за эту школу. Она научила меня мыслить по инженерному, составлять грамотно документы – а это тоже большая наука, – понимать общую ситуацию, уважать труд.
Выступивший с ответным словом (так и просится слово "юбиляр", хотя это и недалеко от истины – через неделю он закругляет свой восьмой десяток) Кудайберген Дюсенович был одновременно прост и величав. Чего только стоит его бархатистый, редкого тембра голос. Слушая его, так и хотелось сказать нынешним дикторам и телеведущим: отдыхайте, ребята. Великолепно смотрелся он в синем генеральском мундире с золотыми шевронами, с многочисленными наградами советской эпохи самого высокого достоинства, к которым прибавился теперь еще один орден – нового государства.
– Этот мундир я надеваю в третий раз, – сказал он. – Первый раз – во время празднования 100-летия железных дорог Казахстана, во-второй – во время 75-летия Турксиба, а я считаю себя коренным турксибовцем. И сегодня – в вашу честь, дорогие мои.
Перемежая свою речь меткими казахскими пословицами и поговорками, ветеран делился с аудиторией сокровенным.
– Когда узнал, что через Чингельды, Петропавловск и Локоть мы пропускаем туда и обратно поездов на порядок меньше, чем это было во время моей работы, мне стало горько. Подумал: все, железную дорогу кастрировали, другого слова не придумаешь. Сейчас, слава Аллаху, дела выправляются. Мы не были слабыми, не уступали лучшим дорогам Союза. И вы, пожалуйста, не отставайте, держите высоко марку казахстанского железнодорожника.
Да, были времена, когда к биению пульса Казахской железной дороги прислушивались в кремлевских кабинетах. Если он нормальный, значит, нормально работают домны Магнитогорска, тепловые электростанции. Малейшая аритмия – и уже гремели по селекторной связи грозные голоса совминовских и цековских начальников: поднажать, обеспечить! И обеспечивали.
В выступлениях ветеранов нет-нет да и проскальзывала горчинка. В трудные годы становления суверенного Казахстана железная дорога для многих была палочкой-выручалочкой: давай вези, родная! И она возила, часто в ущерб себе. И сейчас, к сожалению, этот иждивенческий принцип полностью не изжит. Не пора ли возвращать долги?
В заключение ветераны отрасли благодарили новое руководство компании за заботу, которая стала ощутимей с созданием по инициативе Жаксыбека Абдрахметовича специального фонда социальной помощи ветеранам.
В свою очередь глава железнодорожного ведомства рассказал о сегодняшних делах компании, поделился планами на будущее. |