NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Суббота 19.09.2020 00:06 ast
21:06 msk

Рыцарь истории
Впервые в Казахстане в издательстве "Казахская энциклопедия" вышел в свет сборник трудов известного историка, лингвиста и просветителя Биляла Аспандиярова (1886–1958 гг.)
27.02.2008 / история

Гульнара РАХМЕТОВА, "Казахстанская правда", 26 февраля

Впервые в Казахстане в издательстве "Казахская энциклопедия" вышел в свет сборник трудов известного историка, лингвиста и просветителя Биляла Аспандиярова (1886–1958 гг.). Все они объединены заглавием выдающейся диссертации Б. Аспандиярова – "Образование Букеевской Орды и ее ликвидация". В сборнике помещены сама работа, успешно прошедшая защиту в 1947 году, а также статьи по источниковедению, прежде неизвестные и открытые ученым документы по истории Орды, его великолепные изыскания в области исторической топонимики и этимологии, лексикографии, логики и педагогики, а также свидетельства современников и учеников, их рецензии на работы Б. Аспандиярова.

Конечно, наибольший интерес с точки зрения осмысления родной истории представляет труд "Образование Букеевской Орды и ее ликвидация". Не только тема сделала работу Биляла Аспандиярова явлением в исторической науке, новым был сам подход к ней исследователя, располагавшего богатейшим фактическим материалом и владевшего колоссальными знаниями в этой области. Благодаря этой работе можно представить себе всю полноту картины жизни казахского общества в конце XVIII – первой половине XIX веков. Правдиво, ярко, убедительно выписана политическая обстановка в России накануне образования Букеевской Орды, приводятся очень ценные сведения о взаимоотношениях казахских ханов и русских царей, отдельные главы посвящены земельному вопросу в Орде, налогам и повинностям ее населения, торговле, социально-экономическим отношениям, противоречиям, культурному влиянию России. Научный труд читается легко, интерес читателя не ослабевает от начала до самого конца.

Наверное, происходит это потому, что у ученого абсолютно отсутствовало чувство самосохранения: он писал так, как было на самом деле, а не так, как того требовали политический режим и его апологеты в научной среде. Но удивительно, что эта независимость ученого сыграла странную роль в судьбе его труда по Букеевской Орде и гораздо позже, когда, казалось бы, пали всяческие "оковы тяжкие", сдерживавшие свободное парение мысли. Заслуги Б. Аспандиярова, его вклад в науку не очень-то хотели признавать даже его коллеги. И первым после долгих лет забвения вновь "открыл" имя Биляла Аспандиярова видный ученый, член-корреспондент Академии наук РК, ныне покойный Кенес Нурпеисов. Он написал статью "Просветитель, ученый-историк, мужественный и честный человек". Последняя характеристика очень важна. Не будь Билял Аспандияров честным человеком, который смотрел на предмет своих занятий без навеянных окружающей действительностью предубеждений, вряд ли сегодня мы восхищались бы его научным наследием.

Кроме того, Билял Аспандияров прожил содержательную жизнь. Он состоял в родстве с Ибраем Алтынсариным и чувствовал не только кровную, но и духовную близость с ним. У себя на родине, в Кустанае, окончил созданную замечательным просветителем и педагогом двухгодичную школу, затем учился в Оренбурге, где попал в водоворот молодежных волнений и был исключен из школы. Мечтал продолжить обучение в Казанском университете, но у семьи не было средств на его содержание. Учительствовал несколько лет, работал в уездном комитете, создал в Кустанае первый педагогический техникум, директорствовал. Потом был направлен в Жетысу, в отдел народного образования. Семиречье в ту пору отставало от северных регионов, здесь Б. Аспандиярову пришлось самому объезжать верхом все аулы и собирать учеников. На обширном пространстве от Дегереса до Нарынкола он открыл десяток школ.

В 1926 году как активного организатора просвещения его избрали делегатом Всесоюзного учительского съезда, где он встречался и беседовал с Крупской, обсуждал с ней возможность подготовки новых школьных учебников. По возвращении из Москвы разговор тот не забылся. Им были подготовлены учебники русского языка для казахов, а позднее – другой уникальный труд: учебник русского языка для военнообязанных казахов, изданный 30-тысячным тиражом. И наконец, под влиянием В. Бартольда, чьи лекции Билял Аспандияров штудировал, а также исследователя истории Древней Греции Н. Куна он вплотную занялся исторической наукой. Он говорил: образованный человек должен знать мифы, это знание позволяет видеть связь между временами, событиями, именами. Мифы – своего рода шежире человечества.

В те же предвоенные годы Аспандияров стал интенсивно работать в архивах – как прирожденный исследователь он придавал огромное значение документу.

– Это сейчас некоторые говорят, что в науке главное – интерпретация. Нет, самое главное – первичный документ, – говорит сын ученого Серик Билялович Аспандияров. – Меня удивляет то, как отец ориентировался в монблане архивных документов, на основе чего составлялось собственное непредвзятое мнение. Вот Ленина мы вывели из научного обихода, а он, между тем, говорил умные вещи: "Самое главное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной. То есть не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы своего развития это явление проходило. И с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь". Эта цитата записана у отца на полях черновика.

Предмет исследования Биляла Аспандиярова – Букеевское ханство – с точки зрения истории не был долговечным, но ханство оставило после себя множество документальных свидетельств, говорящих о его уникальности, порожденной противоречивым синтезом большой политики и национальных интересов. Это редкий случай, когда империя сделала услугу колонии, когда казахи во главе с Нурали Букеем и Джангиром начали осваивать большую территорию, находясь в тесном контакте с Россией – экономическом, социальном, культурном.

Но, несмотря на обилие документов, целостная картина, дававшая представление об уникальном явлении, в исторической науке до Биляла Аспандиярова не сложилась.

– Отец ценил всесторонность подхода, ограждающего ученого от ошибок, недостоверности, – уточняет Серик Билялович. – Он впервые показал нарождение казахской государственности как субъекта истории, а не объекта колониальной политики. Колонии появляются и исчезают, а народ с его исторической памятью, опытом, характером – остается. Здесь мысль историка перекликается с тем, что мы читаем в книге Нурсултана Назарбаева "В потоке истории": "По-видимому, для понимания особенностей функционирования казахской нации как непрерывной этносоциальной системы важнее понять принципиальное сходство имперской и советской колонизаций, нежели акцентировать внимание на принципиальных различиях".

В вышедшем только что сборнике есть немало интересных материалов, характеризующих Б. Аспандиярова не только как большого ученого, но и как смелого человека и незаурядного полемиста. Подтверждение этой мысли – выдержки из его выступления во время дискуссии по книге Е. Бекмаханова "Казахстан в 20–40 гг. XIX века". О том, как проходило то заседание в Академии наук, много писали, выделяли и здравую позицию Б. Аспандиярова. Настаивая на верности точки зрения Ермухана Бекмаханова, который представил в своей работе восстание под предводительством хана Кенесары как национально-освободительное, ученый говорил очень интересные, смелые по тем временам вещи.

Здесь важно обратить внимание еще на такой момент: Аспандияров считал себя последователем классической русской научной школы, умевшей воздать должное предшественникам. Идет ли речь о конкретной работе, направлении, школе или о самом принципе, когда всякое новое открытие появляется не на пустом месте, а является звеном одной цепи – цепи знаний о мире, человеческой мысли в развитии. Сын Биляла Аспандиярова Серик Билялович, ученый-физик, объясняет:

– Если в научной работе этого (ссылок на предшественников. – Г. Р.) нет, работу надо "заворачивать", потому что, хотим мы того или не хотим, она будет нравственно развращать последующие поколения ученых. Мы должны видеть не только результаты, но и в каждом труде видеть лицо, личность автора, его поведение, мотивы его поступков. Только так можно посеять в обществе доброе, мультиплицировать его, показать будущим поколениям, какие были люди в трудное время, которые стояли на своих позициях без "громких рыданий" и самовосхваления. Билял Аспандияров не уставал повторять: "Ибрай Алтынсарин мечтал увидеть свой народ цивилизованным". Это была ключевая идея, стержень деятельности ученого, который считал, что цивилизованность – это и умение воздавать дань уважения прошлому.

Очень хорошо, что, наконец-то, усилиями научной общественности, редакционной коллегии издания во главе с Олжасом Омаровичем Сулейменовым, автором очень емкой вводной статьи, воздано должное самому Билялу Аспандиярову, глубокому исследователю казахской истории, истинному патриоту. Ведь это ему принадлежат слова, сказанные 60 лет назад и обращенные к молодым историкам: "У меня единственное желание: чтобы была наша великая Родина, чтобы мы едиными усилиями очистили историю казахов от того мусора, которым она загромождена. Призываю вас всех объективно, без вкладывания героического темперамента, серьезно, хладнокровно обсудить эту проблему. Давайте общими усилиями разрешим этот запутанный вопрос". Согласитесь, слова, сказанные 60 лет назад, звучат современно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рыцарь истории 27.02.2008
В справочнике - только женщины! 27.02.2008
Первый частник 26.02.2008
Третий "Золотой человек" 25.02.2008
Народа верный сын 25.02.2008
Службе охраны Главы государства - 16 лет 11.02.2008
Об истории края от бургомистра до акима рассказала новая книга 06.02.2008
К тайнам короля Артура 05.02.2008
Триумф безумия 05.02.2008
Из истории алматинских "пионеров". Часть 4. 25.01.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.09.20 Суббота
83. БЕЛЯКОВ Владимир
70. АКИЯНОВА Фарида
67. ТОРТАЕВ Ильяс
66. ЛОБАНОВ Александр
63. ДЕМИН Иван
63. ОТЕМУРАТОВ Акимжан
63. СЕЙДУАЛИЕВ Нурмухан
60. САЙДЕНОВ Анвар
58. САГДИЕВА Раушан
57. ДИЛЬМУХАМБЕТОВ Туремурат
55. ЯШИН Сергей
52. АЛДОНГАРОВ Куаныш
52. БЕК Арыс
49. ТУРГАНОВ Тимур
47. БАЛЛО Елена
...>>>
20.09.20 Воскресенье
98. СЫДЫКОВ Журумбек
88. САБДЕНОВ Калдыбек
82. ФЕДОТОВА Зинаида
74. ЕСКЕНДИРОВ Шарипжан
74. САЛКИМБАЕВ Акимжан
72. МУХАМЕДЖАНОВ Камалтин
72. ТУРЕБАЕВ Шахизат
70. КАСЫМОВ Сырым
70. КУРАМЫСОВ Онербек
70. ШАНЕНОВ Келтир
69. НУРАБАЕВА Зайда
68. БАЙГАБАТОВ Болат
67. БАЙМАХАНОВ Кожахмет
66. ТОЛЕБАЕВ Кенжехан
65. МАРЖИКБАЕВ Александр
...>>>
21.09.20 Понедельник
83. ФЕДОРОВ Анатолий
79. САЗАНОВ Сатыбалды
75. ДОСМАНБЕТОВ Бакберген
74. КОБЦЕВ Алексей
72. УРМУРЗИНА Кама
70. СЕИТОВ Айтбай
69. ТАЛАСПЕКОВ Жомарт
69. ТАЛАСПЕКОВ Кадыл
69. ТАСБУЛАТОВ Абай
66. САТТЫБАЕВ Каир
65. ЕНСЕГЕНОВ Амангельды
65. КОЖАКОВ Асан
65. ТУРДАХУНОВ Мухамеджан
63. НУРПЕИСОВ Кайрат
62. АУБАКИРОВ Савет
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz