NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 18:23 ast
16:23 msk

"Хотелось вторгаться в жизнь, помогать стране..."
Пятидесятилетие казахского телевидения – как раз в ряду тех славных дат, которые значимы и для страны, и для отдельного человека
10.03.2008 / история

Геннадий ДОРОНИН, "Казахстанская правда", 8 марта

Есть даты, которые человек отмечает в семье, с друзьями, а есть официальные, когда приличны торжественные речи, нужны строгие костюмы, заранее приготовленные тосты. Но есть юбилеи, которые отмечает и вся страна, и каждая семья, и каждый человек, потому что это праздник, который, в той или иной степени, касается каждого из нас. Пятидесятилетие казахского телевидения – как раз в ряду тех славных дат, которые значимы и для страны, и для отдельного человека.
Сегодня об этом, о месте самого современного средства коммуникации в жизни людей, о непростых человеческих судьбах размышляют люди, которые были в ряду тех, кто стоял у самого начала казахского телевидения – Гадильбек Шалахметов и Шолпан Баймульдина.

Гадильбек Шалахметов:
– В 1962 году я был студентом Казахского политехнического института. Тогда, во времена Хрущева, все студенты первых курсов должны были отработать на производстве, а поскольку я учился на металлургическом факультете, то попал на Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат – СЦК. Во дворе нашего общежития, на проспекте Ленина, находилась телестудия. Как раз запустили второго космонавта – Германа Титова, и у меня по этому поводу родилось стихотворение. И я как был в шароварах, помчался на телестудию. Редактор Люба Маркова сразу выпустила меня в эфир. Прочитав стихотворение, я разглядел, что такое телестудия и начал потихоньку сотрудничать с ней. В то время там был единственный, по-моему, кинооператор – Саид Фазылов, и он мне предложил:
– Давай снимем документальный фильм про студентов, которые живут рядом в комнате? Тогда были трудности с кинопленкой, но он нашел пленку, и мы сняли фильм "Четверо в одной комнате".
Этот фильм показали по казахскому телевидению. И когда я после практики вернулся в Алма-Ату, молодежная редакция казахского телевидения пригласила меня вести студенческие программы. На третьем курсе я совмещал учебу с работой ведущего программы о студенческих строительных отрядах. Она называлась "Комиссар", и мы рассказывали, как студенты из всех уголков Советского Союза строят жилье, кошары, клубы, в общем, все.
Не ошибусь, если скажу, что в то время самой продвинутой была молодежная редакция "Курдастар" – "Ровесники". Молодые телевизионщики были в то время закоперщиками, основателями интереснейших передач. Например, существовала программа "Яблоко Ньютона" – клуб молодых ученых. Другая программа называлась "5 х 10". Однажды мы сделали ее всю на коньках; она шла в начале декабря. И камеру на коньки поставили, и всех участников. А это был прямой эфир. Герои падали, ведущие падали... Мы искали тогда новые, необычные формы.
И люди работали в редакциях просто замечательные. Вот мы сейчас с Шолпан Баймульдиной вспоминаем их с гордостью, восхищением. Главным редактором казахской молодежной редакции был в то время Совет Масгутов – блестящий журналист, он является автором первого учебника о телевидении на казахском языке. Режиссером был Осман Дуюмбаев, супруга его Куляш Ашкеева работала ассистентом режиссера... Здесь не могу не сказать, что у них чудесная дочь – Гульнара Омарбекова – пошла по стопам родителей. Редакторами были Тунгушпай Смагулов, Бексултан Сариев... Алмас Бекбосынов – прекрасный режиссер. Эти ребята составляли костяк "Курдастар". На русском языке работали Коля Чирков, Надежда Белканова... Моим наставником был Булат Габитов-Джансугуров, сын классика казахской литературы Ильяса Джансугурова. Когда я поработал года два, он сказал:
– У меня есть обязанность перед отцом, я должен перевести на русский язык его роман.
И он ушел на два года, а на это время оставил на меня молодежную редакцию. Доверил.
У нас были прекрасные режиссеры – Юрий Филиппович Сацук, Петр Захаров, Дмитрий Трухин, кстати, известный корейский писатель, к сожалению его уже нет в живых. Режиссером детских программ была тогда Салима Исламова...
Вспоминается многое, например, то, как мы буквально дневали и ночевали на студии. Потому что в то время не было видеозаписи, все передачи шли только в прямом эфире, а это и большая ответственность, и большой труд. В общем, телевидение было активным, оно зажигало общественную жизнь по многим проблемам.
В то время было такое мнение: на телевидение идет тот, кто не пригодился ни в театре, ни в кино, ни в музыке, ну вроде неудачники. На самом деле, эти "неудачники" создали новый пласт культуры, искусства и, не побоюсь этого слова, – жизни. Мы понимали, что в то время многое на телевидении становилось вроде как мерой жизни, мерой активности жизни.
В 1972 году у меня был такой цикл "Вслед за Красным Караваном". Предыстория такова. В 1922 году Алиби Джангильдин вышел из Оренбурга и дошел до Кзыл-Орды. Это был караван, по пути они объясняли, что такое советская власть. Мы придумали парусно-колесные яхты. И на этих яхтах повторили весь маршрут. По степи на колесах. Тогда вместе с нами были молодая певица Сара Тыныштыгулова, молодой тогда писатель Сатимжан Санбаев... И другие замечательные ребята шли с нами; как раз исполнилось полвека Красному Каравану Джангильдина, и мы в своих передачах говорили о том, как изменилась, как наполняется жизнь. В этом путешествии редактор Жакен Нурахметов – сделал и личное открытие – нашел Фатиму Бегенбаеву, которая стала его супругой, и теперь она тоже известный комментатор казахского телевидения.
Потом в моей творческой жизни произошло вот что. Камал Сейтжанович Смаилов, тогдашний председатель Госкино Казахстана, вызвал меня к себе и говорит:
– Металлургом ты не стал и журналистике не учился. Пора учиться! И отправил меня в Москву на Высшие сценарные курсы. Я занимался там, в 74–76-м годах. В эти годы в молодежной редакции мы делали такие программы, что их заметили в молодежной редакции Центрального телевидения.
В Москве на Высших сценарных курсах судьба свела меня с Анатолием Лысенко, Эдуардом Сагалаевым, создателем знаменитой программы "Взгляд". Анатолий Григорьевич Лысенко, по сути дела, создал российское телевидение, был первым директором РТР. В то же время я познакомился с Мариной Голдовской, которая вскоре стала знаменитой. В 1977 году мы с ней сняли фильм "Испытание" о Рахмете Утесинове. Она получила премию Ленинского Комсомола. Она буквально прогремела, о ней говорил Константин Симонов. Мы нашли такого героя, который надолго останется в памяти всех... Сейчас Марина Голдовская – ведущий профессор института кинематографии в Лос-Анджелесе. И она говорит, что сезон для будущих американских мастеров документального кино начинается с фильма "Испытание". Урок Нового Узеня стал примером для Лос-Анджелеса. Это неплохо.
После этого я был направлен главным редактором студии "Казахтелефильм"; сейчас ее нет. В свое время там создавались сотни фильмов. Вспоминаю картину о розовой чайке... Признанный мастер – оператор Анатолий Лаптев начинался со студии "Казахтелефильма" – там снята его первая картина. Душой творческого коллектива студии был, конечно, главный кинооператор Искандер Тынышпаев. Чутким нервом всей студии был Булат Ильясович Габитов-Джансунгуров. Он, по сути дела, создал казахстанскую школу кинодокументалистики, и сейчас архив "Казахтелефильма" является золотой коллекцией документального кино в Казахстане.
В 1980 году развернулась эпопея Экибастуза. Экибастузский топливно-энергетический комплекс – это последняя гигантская стройка Советского Союза. Надо было пустить невиданные угольные мощности – разрез "Богатырь", строить экибастузские ГРЭС, линии высоковольтных передач. К этому времени я был главным редактором пропаганды Казахского телевидения. И вот всем комплексом этих проблем занимались наши передачи "Операция "Ритм" и "Плюс Экибастуз", и эти программы мы делали с Галиной Леонидовной Кузембаевой. Режиссером была Клара Байметова, кинооператором – Алексей Чепенко. Пять лет мы не вылезали из угольных забоев, карьеров, сидели на планерках энергетиков. Я добирался со своими ехидными вопросами даже до министра энергетики и электрификации СССР: почему дела идут плохо?.. Хотелось вторгаться в жизнь, помогать стране, людям... И в 80-м году мы запустили первый блок Экибастузской ГРЭС. Я говорю "мы запустили", конечно, это запускали специалисты. Но была в этом и доля нашего труда.
Тут хочу вспомнить зампреда нашего Гостелерадио Ануарбека Нажиметдиновича Шманова. Именно он послал меня в Экибастуз, сказал дословно: "Займись этим делом, это много будет значить в твоем становлении как журналиста, и в памяти людей это останется надолго". Ануарбек Шманов – философ, один из руководителей философской школы Казахстана. Когда он проводил летучки на телевидении, это был великолепный симбиоз идей, фантазии, юмора. Однажды готовились к конгрессу здравоохранения, и приехал американский сенатор Эдвард Кеннеди. Тогда Шманов говорит:
– А что, слабо взять интервью у Эдварда Кеннеди?
Я отвечаю, что для этого надо заранее договариваться, а он только что прилетел. Кроме того, у него такая охрана!
Ануарбек Нажиметдинович улыбается:
– Ты журналист, должен суметь найти дорогу к Кеннеди, спросить его о Казахстане, об Алма-Ате...
И мне пришлось напрячь все силы, изобретать способы добраться до Кеннеди. И это интервью было получено. Вот таким человеком был Шманов. Он очень много сделал для развития телевидения. Даже рок-оперу снимали – "Маугли"; ее написал Дюсенбек Накипов, есть такой поэт, артист балета. Но главное – ее талантливо воплотили режиссеры Бапишев и Мустафин. Эту оперу снимали в туранговом лесу на Или... Вот такие были искания.
Начиная с 1983 года, когда председателем Казтелерадио стал Камал Смаилов, казахское телевидение поднялось на еще большую высоту. Мы спокойно соперничали с некоторыми московскими программами. Проект Смаилова "40-летие Победы" – это 40 часов документальных видеофильмов о Казахстане в годы Великой Отечественной войны, и он имел большой резонанс в стране. Мы вспомнили казахстанцев, кто воевал и в каких дивизиях. Вы знаете о том, что Рейхстаг штурмовала дивизия, сформированная в Костанае?.. Вот какие неизвестные истории рассказывало наше телевидение.
В те же годы "зазвучали" программы "Тамаша", "Айтыс", "Алтыбакан".
В 1986 году Камала Сейтжановича Смаилова перевели в ЦК партии – на повышение. Он руководил отделом культуры. Меня назначили председателем Гостелерадио Казахстана. Я был последним председателем в ранге министра, которого назначал Димаш Ахметович Кунаев. И я пригласил зампредом Сагата Ашимбаева – это наш выдающийся литературный критик, лауреат премии Комсомола Казахстана. До этого, не работая на телевидении, он вел программу "Долг и честь". Это была чрезвычайно острая программа для казахской интеллигенции, шел ответственный гражданский разговор о гражданском долге. С его приходом передачи стали приобретать новое звучание. Хочу сказать, что декабрьские события 86-го года не случайно произошли на Новой площади, рядом с телевидением. Я думаю, что в какой-то мере ТВ способствовало поднятию патриотизма, гражданского пафоса. Мы тогда все стихи писали. Вот строчки из моего стихотворения 1984 года:
О, Время! Власть чужих решений,
Пославших в степи города,
И новых дел крученой плетью
Нас исхлеставших навсегда,
Как изменились наши лица,
Среди индустриальных стен,
Кто выжил, должен помолиться:
"Казакпын мен... казакпын мен..."
Одними из первых, кто оказался втянутым в водоворот декабрьских событий, были работники телевидения. Брали камеры, выходили на площадь, снимали. Милиционеры не давали снимать...
В те дни я оказался в Москве и требовал открытия канала, который вещал бы полностью на казахском языке. Меня тоже тогда назвали националистом... Такие времена были, когда народ республики не имел своего канала на казахском языке...
Когда наступили новые времена, встала задача – делать телевидение Содружества. Выбор Президента Казахстана пал на меня. Он рекомендовал меня Ельцину и главам стран Содружества, чтобы я организовывал телеканал. Мне пришлось в межгосударственную телерадиокомпанию "Мир" вложить весь свой опыт. Сейчас "Мир" переживает новые времена. Недавно на неформальном Саммите глав Содружества Владимир Путин сказал, что "со своей стороны мы намерены всячески способствовать активизации работы "Мира"... Межгосударственная телекомпания "Мир" должна стать центром единого информационного пространства". Этими словами была дана оценка и моему вкладу.
Были времена, когда канал "Казахстан" чувствовал себя не очень уверенно. Но теперь ТРК "Казахстан" постепенно начинает занимать важную, можно сказать, ведущую позицию в ряду электронных СМИ. Это не потому, что оно передает только официальную информацию. На канале "Казахстан", например, хороша информационная программа "Айна". На "Хабаре" мне нравится передача "Таразы". Молодые журналисты с камерами идут к людям, работают без всяких репетиций. Не журналист выходит с героем на камеру, а камера идет за ними. Это великолепная программа, и дай Бог ей хорошего будущего!
Я думаю, что после перехода на цифровое вещание, каналов у нас в стране появится больше. "Казахстан" может превратиться в своеобразный холдинг.
50 лет – все-таки история. И хорошо, что многие ветераны телевидения до сих пор в строю, это великолепно. Скажем, Володя Антонов, ведет передачу "Шесть соток". Он находит изумительные решения, показывает, что не бывает неинтересных тем.
Я хотел бы пожелать всем ветеранам казахского телевидения, кто с нами встречает этот юбилей, здоровья, успехов! Творческих успехов и свершений – молодежи!..

Шолпан Баймульдина:
– Свою трудовую деятельность я начинала в Целинограде. Тогда в Целинном крае на базе радиокомитета открывалось областное телевидение. Было это в 1963 году и телецентр только строился, сдавался в эксплуатацию. И стали набирать штат. Я была одной из первых творческих работников. Помню, старались выдать первую пробную передачу в конце декабря...
Председателем Радиокомитета был опытный, прекрасный руководитель – Иван Васильевич Козьмин, заместителем председателя – Мади Байтурсынович Байтурсынов, главным редактором – Моисей Гольдберг, корреспондентом Виктор Глуховцев, директорами радио были Кульпан Мухамедиева, Ерсайн Махамбетов, Геннадий Бобров, Дукеш Баимбетов.
Первыми редакторами телевидения Целинограда были Амантай Сатаев, известный писатель, Кульмес Рахимжанов... Затем была редактором тогда еще совсем юная Алтыншаш Джаганова. В казахской редакции работала Роза Жунусова, в настоящее время – ветеран казахского телевидения.
Итак, перед самым новым 1964 годом мы открыли Целиноградское телевидение.
Это была первая передача о нашем городе, вещание шло всего один час, а остальное время эфира заполняли документальными фильмами и концертами.
Героями наших передач тогда были первоцелинники, люди труда. В общем, исколесили со съемочной группой весь Целинный край; наши программы были представлены не только на местном экране, но и на Центральном телевидении. И это тоже история казахского телевидения.
Вот с того момента я связала свою судьбу с телевидением. Перед этим я окончила Ленинградский институт театра, музыки и кино. Славное было время – трудных поисков, нелегких находок...
Когда Целинный край расформировали, меня переводом направили на казахское телевидение в 1965 году, где я стала продолжать свою трудовую деятельность в молодежной редакции "Курдастар". Здесь я выросла с ассистента режиссера до главного режиссера казахского телевидения.
Помню, в 1968 году впервые на казахском телевидении мы провели большую трансляцию развлекательно-музыкальной программы "Огонек в горах" с привлечениями большого количества участников. Задействованы были такие корифеи театра, как Серке Кожамкулов, Камал Кармысов, Сабира Майканова, Шолпан Джандарбекова, Бекен Римова, Ануар Молдабеков, Идрис Ногайбаев и другие. Режиссером-постановщиком программы был мой наставник Сапаргали Шарипов, я была вторым режиссером. Долго этот "огонек" был в памяти зрителей, которые своими откликами-письмами завалили отдел писем телевидения.
Телевидение было носителем культуры, и, думаю, многие дикторы были настоящими законодателями моды. Говорили: надо одеваться так, как дикторы казахского телевидения. Первые наши дикторы Зулкия Джуматова, Лязиза Аймашева, Нелли Омарова, Алевтина Попова. Этих людей у нас по сей день помнят и любят в Казахстане. Таких людей очень много, которые стали легендой, и я счастлива, что мне с ними пришлось работать. Горжусь такими людьми, как Евгений Александрович Прасолов, который впоследствии стал режиссером ТЮЗа, и первым режиссером телевидения Ляйлей Галиевной Галимжановой, позже она стала министром культуры Казахстана, Ширин Оспановной Агишевой, Розой Шамукановной Калкеновой, Раушан Асырбековой... Невозможно рассказать обо всех замечательных людях, которые стояли у истоков казахского телевидения, мы их помним и любим.
Не забуду 1986 год, когда мы смогли на нашей несовершенной технике сделать телемост с Индией. Впоследствие были телемосты Алма-Ата – Токио, другие подобные передачи. Сейчас я думаю, что казахское телевидение было прародителем всех каналов, которые существуют в нашей стране сейчас.
Авторитет телевидения был необыкновенно высок. Во-первых, потому что это было новым явлением в нашей жизни. Тогда возникали дискуссии: телевидение – искусство или нет? И есть ли у него большое будущее? Киношники боялись соперничества с нами; многие отдавали предпочтение телевидению, не надо в кинотеатры ходить. Эти споры идут до сих пор. Мое мнение: телевидение заняло свою нишу, и без него не обойтись.
Я помню в 60-е годы бросали работу и собирались у маленьких экранов, чтобы увидеть первые программы. Не у всех были телевизоры, а у кого были – казались счастливчиками, к ним на просмотр собирались соседи со всего двора.
Тогда был дефицит телевизионных профессионалов. Сейчас есть вузы, которые готовят журналистов. В Алматы есть Академия искусств имени Жургенова, где готовят телевизионных режиссеров. А раньше мы ездили в Москву, но не каждый имел такую возможность. Потом при Гостелерадио Казахстана были открыты курсы повышения квалификации, которыми заведовала Нелли Рекина... Кстати, она была дочерью директора школы, где я училась – Таисии Федоровны Рекиной.
В 1971 году впервые был проведен всесоюзный фестиваль "Жолдас", который впоследствии стал ежегодным фестивалем, куда со своими работами приезжали лучшие журналисты-сценаристы, режиссеры со всего бывшего Союза, где поистине шла большая творческая учеба. Автором этого проекта являлся Гадильбек Шалахметов.
В 1990 году вышла первая программа "Наурыз", ее курировал тогда секретарь ЦК КП Казахстана Озбекали Жанибеков. Программа началась в 22.00 в живом эфире, с подключением передвижных телевизионных станций на улицах города, и длилась эта программа до пяти часов утра. Перед зрителями прошло более полутора тысячи участников, были задействованы студии Средней Азии и Казахстана. Авторами идеи были: Р. Жумабаев, Ш. Баймульдина; режиссерами-постановщиками была я и прекрасный режиссер телевидения Клара Курганова.
Создано много литературных программ "Сухбат", "Шугыла", "Айтысы"... А сколько было создано музыкальных и драматических спектаклей – невозможно перечислить... Хочу сказать, что работала не из-за денег и званий, самое главное, надеюсь, что есть у меня – любовь зрителей к нашим программам. Важно для меня и уважение моих коллег-телевизионщиков, которых я тоже люблю.

Гадильбек Шалахметов:
– Мало кто знает, что режиссер Сергей Эйзенштейн в 1946 году в Алма-Ате впервые написал: "И вот перед нами стоит, как реальность, живая жизнь в чуде телевидения...
И первое звено актер – лицедей, в непосредственности переживаний, передающее зрителю содержание своих мыслей и чувств, протянет руку носителю высших форм будущего спектакля – киномагу телевидения". Он предвидел развитие телевидения. Мне кажется, не случайно сошлось много таких пророчеств, прорицаний – телевидение, в том числе и казахское – с лихвой оправдало ожидания и надежды. А ведь оно только-только подходит к возрасту зрелости.

Наша справка
Гадильбек Минажевич Шалахметов
Лауреат премии Союза журналистов СССР. С 1991 года член двусторонней США – СНГ Комиссии по политике телевидения (Картер-Центр при Университете Эмори, Атланта, Джорджия). В 1996 году стал академиком Всемирного клуба народов планеты. В 2001 году избран академиком Российской академии естественных наук (РАЕН).

Шолпан Кайртаевна Баймульдина
Окончила Ленинградский государственный институт культуры и Ленинградский государственный институт театра, музыки, кино и телевидения. Среди значительных работ Шолпан Баймульдиной – 15 серий документальных фильмов о жизни и деятельности видных женщин – "Гумыр Дария", участие в работе над 7-серийным видеофильмом об истории Казахстана, создание шести серий в 40-серийном видеофильме "К 40-летию ВОВ"; она была режиссером шести серий этого фильма.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Солдат партии 31.03.2008
Дело всей жизни 31.03.2008
От бургомистра до акима 28.03.2008
Они были первыми 26.03.2008
Геббельс всегда живой? 25.03.2008
Актобе – родина бизонов 24.03.2008
Книга "Личность" - это коллективный портрет Д. Кунаева 21.03.2008
История не умирает 20.03.2008
Обнаружены обломки затопленного в 1941 году австралийского крейсера 18.03.2008
Австралийцы нашли затонувший фашистский крейсер 17.03.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz