Л. Сагайдачная, "Звезда Прииртышья", 25 февраля
25 декабря 2009 года исполнилось 55 лет с начала освоения Экибастузского угольного месторождения. Это знаменательное событие навсегда останется в истории угольной промышленности страны, Павлодарской области, Экибастуза.
Значительное количество документов по истории освоения Экибастузского каменноугольного месторождения хранится не только в Экибастузском отделе государственного архива Павлодарской области, но и в личных фондах почетных граждан города С.И. Джаксыбаева, И.П. Федотова, Н.И. Петренко, Героев Социалистического Труда М.Ф. Возного, Г.С. Гридина, семейного фонда Колотевых. Обратимся к документам и мы.
В декабре 1947 года министерство угольной промышленности восточных районов СССР утверждает проектное задание Иртышского угольного разреза № 1. В этот период также была завершена разработка первого комплексного проекта вскрытия Экибастузского каменноугольного месторождения, в соответствии с которым предусматривалось заложить десять угольных разрезов. В мае 1948 года создается строительно-монтажное управление "Иртышуглестрой" (в будущем трест "Иртышуглестрой"), которое должно было осуществить строительство нового города и Экибастузских угольных разрезов. А построить нужно было много, работа начиналась практически на голом месте: не было жилья, производственной базы, не было дорог, техники, квалифицированной рабочей силы…
Герой Социалистического Труда Михаил Федорович Возный вспоминал: "Зима 1948-1949 годов, когда я приехал в Экибастуз, выдалась на редкость лютая… Строители ютились в землянках и палатках. Правда, было три финских домика, но они еще не были закончены строительством. Но все это не могло остановить строителей. Их грузовой автотранспорт и тягачи круглосуточно утюжили степь, утонувшую в снегах. Я работал тогда шофером на грузовой машине. И вот, чтобы быстрей выбраться из землянок и палаток, а главное - пустить в эксплуатацию богатейшие источники энергетического топлива, приходилось ездить за стройматериалами в Павлодар в любую погоду. Словом, зарождение нового Экибастуза было суровой школой для тех, кто забивал первые колышки и закладывал фундаменты первых домов".
28 сентября 1949 года выходит постановление Совета Министров СССР "О развитии добычи угля на Иртышском угольном месторождении", в котором намечено строительство десяти угольных разрезов на три миллиона тонн угля в год каждый и города на 50 тысяч жителей. С вводом в эксплуатацию в 1950 году экскаваторов СЭ-3 - самых первоклассных в то время отечественных карьерных машин и железнодорожного транспорта (паровозов, думпкаров) темпы горных работ на строительстве Иртышского угольного разреза значительно возросли.
В июне 1950 года машинист экскаватора Семен Губенко поднял первый ковш вскрышной породы, а в июле машинист экскаватора Михаил Возный погрузил первые кубометры породы в думпкары. Из доклада управляющего трестом "Иртышуглестрой" Дмитрия Васильевича Бабченко "О строительстве Экибастузского каменноугольного месторождения", составленного в октябре 1954 года, мы узнаем об итогах строительства за шесть лет. В докладе подводятся итоги и ставятся вопросы перед правительством об улучшении строительства: "Первые три года строительство проходило в чрезвычайно тяжелых условиях. Находясь в глубокой безводной степи, удаленной на 135 километров от областного центра, на 110 километров от районного центра, при отсутствии населенных пунктов на расстоянии до 65 километров, отсутствии в течение двух лет железнодорожной линии и шоссейных дорог, несмотря на тяжелые климатические, экономические условия, строительство Иртышского угольного разреза № 1 началось в августе 1948 года". Далее в докладе сообщается: "На 1 октября 1954 года трест "Иртышуглестрой" в своем составе имеет 12 хозрасчетных предприятий: три строительных управления, пять промышленных предприятий - кирпичный завод, деревообрабатывающий комбинат, ремонтно-механический завод, контора подсобных предприятий и энергоуправление, контору материально-технического снабжения, жилищно-коммунальную контору с общежитиями, банями, прачечными, гужтранспортом; два детских сада на 150 детей. Снабжение рабочих строительства и жителей Экибастуза продовольственными и промышленными товарами осуществляется отделом рабочего снабжения (ОРС) треста "Иртышуглестрой".
Из того же доклада следует, что свыше шести тысяч человек имели жилплощадь, в пяти общежитиях жили более 200 человек, в поселке были построены две бани, временный рынок с торговыми точками разных организаций, рабочий клуб временного типа, центральная библиотека, постоянный пионерский лагерь в горах Баянаула, в котором в летний сезон 1954 года отдыхало 379 детей, дом отдыха, четыре школы, в том числе одна вечерняя для взрослых, больница на 150 коек с поликлиническим отделением, станция скорой помощи, санэпидстанция, детские ясли на 126 мест. В рабочем поселке действовало автобусное движение, были открыты отделение госбанка, сберкасса, почта, телеграф.
Но основным объектом строительства был Иртышский угольный разрез № 1. Из того же доклада: "Несвоевременное обеспечение строительных объектов проектно-сметной документацией, перебои в поставке техники, снабжении строительными материалами резко снижали темпы строительства. Не хватало автотранспорта, в 1954 году, например, обеспеченность составляла 56 процентов. И еще, хроническая нехватка рабочей силы - обеспеченность рабочей силой за 9 месяцев 1954 года составила 76,3 процента… Вся рабочая сила из вольнонаемного состава сосредоточена на пусковом объекте - строительстве Иртышского угольного разреза №1, а прочие объекты временно законсервированы до прибытия пополнения рабсилы".
Однако строители и угольщики Экибастуза, преодолевая невероятные трудности и испытания, выполнили задачу, поставленную партией и правительством. И полетели телеграммы-рапорты в Москву, Алма-Ату, Караганду, Павлодар: "Докладываем, что коллектив строителей треста "Иртышуглестрой" завершил строительство первой очереди угольного разреза, и 25 декабря (1954 года) комиссией министерства разрез принят в эксплуатацию с оценкой "хорошо". Угольщики Экибастуза мобилизуются на выполнение плана угледобычи, капитального строительства".
В будущем будет много побед, достижений, успехов. Благодаря их упорному труду будут введены в эксплуатацию разрезы "Центральный" (Иртышский угольный разрез №1), "Северный", "Южный" (вскрышной), "Западный", "Богатырь" (разрез №5/6), "Восточный", "Майкубенский". Будет построен современный промышленный город Экибастуз, улицы которого будут носить имена первостроителей: Жумата Омашева, Николая Петренко, Михаила Возного, Байзена Сутжанова, Ади Шарипова, Михаила Чалбышева, будут построены Экибастузские ГРЭСы… Все это будет впереди.
А в обычный рабочий день 25 декабря 1954 года была введена в эксплуатацию первая очередь Иртышского угольного разреза №1, в невероятно сложных условиях сделан первый шаг в освоении Экибастузского угольного месторождения. "Радость была великая, - вспоминал Николай Колотев (из книги "По сердцу сверяя шаг"), бригаде которого довелось вынуть первый ковш угля и погрузить в вагоны. - Все сбежались посмотреть на это чудо - обыкновенный каменный уголь Экибастуза. Четыре года изо всех сил экскаваторы копали эту землю… Знали, что это случится, но четыре года монотонной работы на вскрыше как-то притупили это ожидание, и поэтому все вышло неожиданно и радостно. Подали первый состав. Порожняк. Деревянные колья, опутанные проволокой, были вместо бортов у тех вагонов. И пошел тот первый угольный состав на Урал…". |