Наталья РЫЖКОВА, "Казахстанская правда", 21 мая
Особый вклад в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне внесли бойцы невидимого фронта – разведчики. Об их роли рассказывают скупо. Не потому, что она мала. Переоценить влияние внешней разведки на исход войны невозможно. Просто судьба разведчика – глубокая тайна, глухая неизвестность. И если нам случается узнавать о ком-то из них, то, как правило, спустя много лет из книг писателей или из мемуаров современников. Один из героев, ставший прототипом героя романов Юлиана Семенова – Максима Исаева, или несгибаемого Штирлица – известный в Караганде и Москве журналист, легендарный разведчик Норман Бородин. Начало этой поисковой истории положил известный карагандинский краевед, давний автор "Казахстанской правды" Юрий Попов. В последнее время он живет в Санкт-Петербурге, много работает в архивах. Попов и сообщил мне по телефону о том, что в редакции областной газеты "Индустриальная Караганда" в свое время работал известный разведчик Норман Бородин, ставший прообразом Штирлица – главного героя книг Юлиана Семенова, а позже телевизионного сериала "Семнадцать мгновений весны". Действительно, в редакционном архиве областной газеты, в журнале приказов за 1952 год, был найден документ, подтвердивший слова краеведа. Приказ за № 78 от 31 мая 1952 года гласил: "С сего числа временно зачислить на работу в качестве старшего литработника редакции тов. Нормана Михайловича Бородина. Оклад по смете. Редактор газеты "Социалистическая Караганда" Я. Муляр". Но не было приказа об увольнении. Поиски в облархивах ничего не дали. Так же как и Юрию Попову, мне помог Интернет. Он прояснил многие вопросы и ответил на главный – был ли Штирлиц в Казахстане? Так кто же такой Норман Бородин? Почему именно с него "писал" образ разведчика Максима Исаева Юлиан Семенов? Рассказывая о судьбе Бородина, нельзя не вспомнить его легендарного отца – Михаила Марковича Грузенберга, соратника Ленина, дипломата, известного коминтерновского деятеля. Он родился в 1884 году в Белоруссии. В 1903 году вступил в ряды РСДРП, а через год иммигрировал в Швейцарию, затем перебрался для подпольной работы в Ригу. В 1907 году Грузенберг, взявший себе псевдоним Бородин, уехал в США. Там он организовал школу для политических эмигрантов. Его и сегодня называют одним из создателей коммунистической партии США. В 1911 году в семье Бородина родился второй сын – Норман. Сразу же после Октябрьской революции Михаил Маркович вернулся в Россию, где стал сотрудником Коминтерна, а в 1919 году Ленин подписал решение о его назначении первым генеральным консулом РСФСР при правительстве Мексики. В 1923 году Михаил Бородин под псевдонимом "товарищ Кирилл" был известен в Китае как политический советник Сунь-Ят-сена. Но после смерти китайского лидера его арестовали и выслали в СССР. Короткий срок он работал заместителем наркома труда, затем главным редактором недавно организованной Moscow news – газеты для американских инженеров и рабочих, ведущих строительство московского метро. На этом посту он трудился до января 1949 года. Газету закрыли, "космополита" Михаила Бородина арестовали. Он умер в Лефортово, не выдержав пыток, подписав все, что от него требовал следователь. Заканчивался май 1951 года... В это время находился в тюрьме и сын "врага народа" Норман Бородин, тоже советский разведчик. В 19 лет он был уже сотрудником ИНО НКВД. В 1930 году окончил в Ленинграде мореходное училище, а через несколько месяцев под видом студента уже учился в университете в Осло. Затем нелегальный разведчик продолжил учебу в Берлинском университете и колледже в Сорбонне. В 1934 году Бородин – слушатель Военно-химической академии РККА, а через три года – студент радиотехнического института в США, на деле – заместитель нелегального резидента в Америке. В 1941 году Норман Михайлович появился в Берлине. Под видом американца он трудился в миссии швейцарского Красного Креста до полной Победы. И в Москву вернулся лишь в 1947 году. Устроился корреспондентом в Moscow news. Но скоро попал под арест и был сослан в Казахстан, конкретно, в Караганду, где прожил два года. Был сначала литработником, затем исполняющим обязанности заведующего отделом газеты "Социалистическая Караганда". В материалах, подписанных Н. Бородин или Н. Борисов, журналист рассказывал о партийной жизни и даже критиковал зарвавшихся руководителей, освещал культурные события, писал рецензии на театральные постановки и гастроли, любил бывать в сельской глубинке. Материалы всегда иллюстрировал собственными фотоснимками. Фотоаппаратом бывший разведчик владел профессионально. К сожалению, в Караганде не осталось людей, помнящих журналиста Бородина. Получив в 1954 году разрешение на возвращение в Москву, Норман был реабилитирован, восстановлен на службе. Был начальником отдела по работе с иностранными корреспондентами, потом возглавил отдел действующего резерва партийных и государственных учреждений. В 1961 году Бородин, в совершенстве знавший все европейские языки, стал главным редактором редакции политических публикаций Агентства печати "Новости", затем политическим обозревателем. Тогда-то он и познакомился с неизвестными еще братьями Вайнерами и подвиг их к написанию детективов. – Как-то он нам сказал: "Дураки, вместо того чтобы сидеть в компаниях и по пьянке травить нескончаемые истории, вы лучше расскажите их друг другу, запишите и печатайте детективные романы" – вспоминал потом Георгий Вайнер. – Бородин посоветовал нам начать с рассказа страниц на шесть. Более того, Норман пообещал, что рассказ поможет опубликовать. Мы с Аркашей решили взять конкретное уголовное дело, которое в то время он расследовал. Соответственно, нашим школьным представлениям о литературе мы первым делом составили план: вступление, главная часть, заключение. Чтобы не упустить что-то важное, план сделали очень подробным: он занял тридцать машинописных страниц, что, понятно, вошло в органическое противоречие с канонами написания короткого рассказа. За два месяца мы свой план выполнили: получилась скромная рукопись страниц в шестьсот. Так появился роман "Часы для мистера Келли". Мы принесли рукопись своему "заказчику" Норману. Сказав, что эта штука посильнее, чем "Фауст" Гете, Бородин отнес наш шедевр своему приятелю в журнал "Советская милиция". В то же время Юлиан Семенов тоже прочел рукопись и отдал ее в журнал "Наш современник". К нашему удивлению, оба журнала сказали, что им рукопись понравилась. К слову, именно Бородин явился прототипом Штирлица: мы с братом познакомили Нормана с Юлианом Семеновым, и это знакомство подвигло Юлиана на написание романа "Семнадцать мгновений весны"... Так, Георгий Вайнер стал последней инстанцией в поисках ответа на вопрос, кто же такой Норман Бородин? В 1973 году, за год до смерти, Норман Михайлович смотрел по телевизору премьеру фильма Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Вспоминали, что сериал ему очень понравился. Но не многие, кроме близких и автора романа, ставшего основой для одноименного фильма, знали, что прообразом Штирлица был талантливый разведчик и веселый журналист Норман Михайлович Бородин. |