Валерий МОГИЛЬНИЦКИЙ, "Юридическая газета", 8 июня
Каюм первым среди литературоведов написал диссертацию под руководством Мухтара Ауэзова о поэтической школе Абая. Немало горя, лишений перенес из-за нее автор. Был репрессирован, отбывал незаслуженное наказание в сталинских лагерях. Недавно я встретился с человеком, который хорошо знал Каюма, любил ходить на экскурсии, которые тот проводил в музее Абая в Семипалатинске. Это директор ТОО "КарагандаГИИЗ и К*", доктор технических наук, заслуженный строитель Казахстана Виктор Никитович Попов. В то далекое время (пятидесятые годы прошлого века) он учился в Семипалатинском топографическом техникуме. Так вот, Виктор Никитович Попов утверждает, что уже в те годы учащиеся техникума интересовались историей Казахстана, жизнью и творчеством Абая …Как раз в свободное от посещения занятий время он побывал несколько раз в музее великого поэта-мыслителя, который размещался тогда в пяти тесных комнатках деревянного домика, где некогда гостил Абай, приезжая из степей в Семипалатинск. Экскурсии в музее проводил довольно симпатичный, высокий, седой человек с обычными очками в роговой оправе. Он прекрасно владел русским языком, с блеском вдохновения в глазах рассказывал о жизни и поэзии Абая, его учениках-поэтах. Это был писатель, ученый Каюм Мухаметханов. Сам президент Академии наук РК Каныш Имантаевич Сатпаев с глубоким уважением относился к Каюму Мухаметханову. Когда в 1947 году музей Абая в Семипалатинске был передан в ведение Академии наук Казахстана, то К. Сатпаев издал приказ о назначении К. Мухаметханова директором этого музея. Для того у первого президента АН Казахской ССР были важные основания. Во-первых, К. Мухаметханов активно участвовал в организации государственного литературного музея Абая, который был открыт в 1940 году, во-вторых, он был автором первого гимна Казахской ССР, постоянно изучал творческое наследие А. Кунанбаева и даже нашел его неопубликованные стихи. У Каныша Сатпаева был прекрасный дар подбирать кадры, и преимущество он отдавал творческим людям. Именно такими были его соратники Николай Кассин, Василий Штифанов, Евней Букетов, Михаил Русаков… Именно таким был Каюм Мухаметханов, написавший и опубликовавший более 500 трудов на темы абаеведения. Мало кто из молодых знал, что К. Мухаметханов очень сильно пострадал во времена сталинизма, но не в гибельные жестокие тридцатые, а в пятидесятые годы, когда волны репрессий вновь охватили казахстанский край. Поводом для его ареста послужило совместное постановление президиума Академии наук Казахской ССР и президиума Союза советских писателей Казахстана "Об итогах дискуссии по научному изучению жизни и творчества классика казахской литературы Абая Кунанбаева". Оно было опубликовано в республиканской газете "Казахстанская правда" 13 октября 1951 года. В нем, в частности, говорилось о больших политических ошибках М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Исмаилова и других писателей, которые отошли от позиции марксизма-ленинизма, трактуя творчество Абая и его учеников. "Дело дошло до того, - сообщалось в нем, - что в апреле 1951 года объединенный ученый совет гуманитарных институтов Академии наук Казахской ССР принял и осуществил защиту политически вредной диссертации К. Мухаметханова "О литературной школе Абая", где под "видом учеников Абая превозносятся даже буржуазные националисты, которые, дожив до периода советской власти, превратились в ярых ее врагов". С публикации этого материала и начались тернии ученого Каюма Мухаметханова. 1 декабря 1951 года он был арестован и привлечен к уголовной ответственности за антисоветскую националистическую деятельность. Подготовленный им и Мухтаром Ауэзовым труд "Ученики Абая" был уничтожен в типографии уже во время набора. В мае 1952 года Мухаметханов был осужден по статье 58 на 25 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Но, как выяснилось, конфисковывать-то было нечего - у Мухаметханова всего богатства-то оказалось - одна библиотека. И ее конфисковали, а это более трехсот книг. И среди них уникальные, изданные в XVIII-XIX веках, такие как "Русские современные деятели" (1881 год), "Европейская Турция" (1890 год), "Ислам и культура арабов" (1913 год), "Казахские песни и кюи" Затаевича (1901 год), "О Козы Корпеш и Баян-Сулу" (1927 год) и другие. Не побрезговали чекисты и письмами Каюма, его перепиской с Мухаметханом Сейткуловым, отцом Каюма, который близко общался с лидерами партии "Алаш" Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсуновым, Мухаметжаном Танишбаевым, Магжаном Жумабаевым. В 1937 году М. Сейткулова расстреляли как врага народа, бывшего алашординца. Место захоронения Сейткулова так и не нашли до сих пор. Сын, подобно отцу, был осужден несправедливо, предвзято. Из него пытались выбить показания против М. Ауэзова, но Каюм продолжал твердить: "Мухтар - порядочный человек. Его не троньте". Свой срок Мухаметханов отбывал в Карлаге, в унылой степи, полной каменных пригорков. За два года он побывал в самых страшных лагерях Карлага - и в Карабасе, и в Долинке, и в Дарье, и в Кула-Айгыре. Поскольку в его личном деле была запись "годен к физическому труду", его использовали на тяжелых работах - он дробил киркой огромные валуны и переносил камни к лагерям, где из них сооружали высоченные стены, чтобы оградить зоны заключенных от всего мира. Недавно дочь Каюма Мухаметханова Дина передала ряд "секретных материалов" в Долинский музей памяти жертв политических репрессий. Среди этих материалов - письма Каюма Г. Маленкову, А. Фадееву, Н. Хрущеву о грубейших нарушениях законности, прав человека во времена сталинизма, о его невиновности. "Каменной стеной вставало передо мной равнодушие работников органов. Они, мне кажется, до сих пор придерживаются правила: "упавший да будет растоптан". В декабре 1954 года, как утверждают, не без помощи А. Фадеева приговор Мухаметханову был отменен, а сам он реабилитирован. Три года провел Мухаметханов в сталинских лагерях смерти, но никакой компенсации за это не получил. Как не смог он добиться и возврата книг, конфискованных у него в 1951 году. Когда я рассказал В. Попову о новых материалах о Мухаметханове, полученных мною в Долинке, то он воскликнул: - Этот человек заслуживает о себе только самых добрых слов! Если бы не он, то мы ничего не знали бы об Абае, его школе, последователях. Каюм был лучшим знатоком и пропагандистом творчества Абая и его учеников. Я до сих пор время от времени перечитываю слова назидания Абая, которые читал еще будучи учащимся Семипалатинского топографического техникума. Я на всю жизнь запомнил слова Мухаметханова о том, что наука отроков питает. Может, потому учился всегда отлично, после техникума окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, аспирантуру, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Я и сейчас продолжаю учиться, заниматься творчеством, готовлю к изданию новые труды по инженерным изысканиям в Жезказгане, Темиртау, Астане… Это все от наставлений Абая, Мухаметханова. Недавно в магазине "Книжник" я приобрел новую книгу в серии "Жизнь замечательных людей" писателя Николая Анастасьева "Абай. Тяжесть полета". Автор не забыл упомянуть в этой книге имя Каюма Мухаметханова, много сделавшего для пропаганды творчества Абая Кунанбаева, его последователей, вспомнил книги первого абаеведа "Поэтическая школа Абая", "Поэты абаевской поры" и другие. И это закономерно - без Каюма мы ничего не знали бы не только об Абае, но и о таких значительных величинах, как Магжан Жумабаев, Ильяс Джансугуров, Мукали Макатаев и других сильных поэтах. |