Ярослав РАЗУМОВ, "Панорама", 17 сентября
Институт востоковедения имени Р. Сулейменова Комитета науки МОН Республики Казахстан на этой неделе провел международный круглый стол, посвященный теме изучения истории и культуры Казахстана зарубежными востоковедами. Гостями мероприятия стали Ален Франк, профессор Университета штата Индиана, и доктор Токо Фуджимото, сотрудник Национального музея этнологии Японии. Директор Института востоковедения Меруерт Абусеитова, открывая круглый стол, отметила, что до настоящего времени за рубежом существует очень небольшое количество исследователей-казаховедов. И визит двух известных представителей этой специальности, имеющих солидные исследования, в Казахстан является для научной общественности заметным событием. Г-н Франк в своем выступлении отметил, в частности, высокий уровень былого советского востоковедения, в особенности работ казахстанского историка Вениамина Юдина. Сам г-н Франк пришел к исследованиям источников по казахской истории через профессиональный интерес к татарским источникам, которые он изучал в архивах Казани. В связи с этим на круглом столе среди его казахстанских участников возникла дискуссия о степени влияния татарских мулл на исламизацию казахов и об уровне самой исламизации в XVIII-XIX веках. В частности, профессор Гульнара МЕНДИКУЛОВА заявила: - Говорить, что казахи уже были мусульманами, не совсем точно. Хотя сейчас очень модно об этом говорить. А где тогда шаманизм, где наша вера в предков? Возьмите того же Чокана Валиханова - он никогда и нигде не говорил, что казахи были мусульманами. И нужно при этом еще учитывать регионы Казахстана: на юге население было более исламизировано в силу близости к среднеазиатским ханствам. На севере - категорически нет. В центре - нет. На это г-н ФРАНК возразил, что, несмотря на то, что Валиханов был большим ученым, авторитетом по религиозной проблематике он не является. Консенсус ученые нашли в таком виде: этот вопрос достаточно сложен, чтобы выносить по нему то или иное однозначное мнение. История взаимодействия казахов и татар в XVIII-XIX веках, изучаемая г-ном Франком, также вызвала живые комментарии. Он, в частности, заметил, что татарские студенты, обучавшиеся в медресе в Бухаре, в летний период кочевали с казахами. Казахи их кормили, заметил ученый (под реплики из зала - "Как обычно") - а они, в свою очередь, давали уроки. Токо Фуджимото изучает Казахстан уже двенадцать лет. Ее первой темой была традиционная пища у казахов. Г-жа Фуджимото провела ряд серьезных полевых исследований в разных регионах страны. На круглом столе она представляла свою докторскую диссертацию под названием "Возрождение обрядов в Казахстане в культурных антропологических перспективах". При этом она заметила: - Этнография в Казахстане больше изучает традиционное общество, мы в Японии больше уделяем внимания современности. Конечно, историю тоже надо изучать, но больший интерес сегодня к современным обществам. В 1990-2000 годы эксперт фиксирует возрождение в казахской среде традиционных обычаев, в первую очередь в поминальных обрядах. Одна из глав представленной работы г-жи Фуджимото называется "Трансформация общества и возрождение обрядов в постсоветский период", а разделы заключения ее диссертации - "Продолжение традиции и разнообразные опыты в истории" и "Казахский вариант возрождения религии". При этом она отметила, что в работе отражено, что обычаи и обряды имеют свои отличая в южных, северных регионах Казахстана и в Алматы. По ходу ее выступления между казахстанскими учеными возник спор о том, где в большей мере - в Казахстане или за рубежом, среди оралманов, сохранились казахские традиции. Профессор Нагима САГЫНДЫКОВА высказала мнение, что "оралманы сохранили древнюю казахскую культуру, а нас советская власть воспитала и у нас она "разбавлена". На это г-жа Мендикулова возразила: вопрос спорный. - Академик Козыбаев в 1992 году поехал в Монголию и был возмущен, что ему в гостях у тамошних казахов подали конскую голову с не отбитыми зубами. В Казахстане это оскорбление, о чем он и сказал, а ему ответили, что не знают об этом. И кто после этого случая больше сохранил традиции? Из зала возразили, что за рубежом казахи не пьют водку. "Ну и что? Мы сейчас тоже не пьем", - ответила г-жа Мендикулова. Г-жа Абусеитова спросила г-жу Фуджимото - удалось ли ей зафиксировать какие-либо общие черты в этнографии казахов и японцев? - Когда я жила в ауле, я видела некоторое сходство, например, чтение молитв духам предков. Мы тоже это делаем, но по-другому - мы буддисты, вы мусульмане, - ответила г-жа ФУДЖИМОТО. Свой вариант ответа на этот вопрос предложила г-жа Сагындыкова: казахов и японцев, по ее мнению, объединяют этика поведения - уважение к старшим, вежливость, тактичность и скромность. "В культуре поведения у нас много общего, все-таки - Восток!", - отметила она. |