Негина ИСМАИЛОВА, www.spik.kz, 5 октября
Не так давно в Институте востоковедения им. Р. Сулейменова Комитета науки МОН Казахстана прошел круглый стол по вопросам изучения истории культуры нашей республики зарубежными учеными. Историей и культурой Казахстана интересуются многие ученые мира. Об этом говорит состав участников круглого стола. Здесь и профессор из Индианы (США), и сотрудник национального музея этнологии Японии, и т.д. Интерес к изучению нашей культуры и истории у каждого зарубежного специалиста возник по-разному. Аллен Франк, к примеру, заинтересовался историей казахского народа после работы с татарскими источниками в Казани. Мнение американского профессора о роли татарских мул в исламизации казахских степей на круглом столе было подвернуто сомнению профессором Гульнарой Мендикуловой. Вот цитата: "Говорить, что казахи уже были мусульманами, не совсем точно. Хотя сейчас очень модно об этом говорить. А где тогда шаманизм, где наша вера в предков? Возьмите того же Чокана Валиханова - он никогда и нигде не говорил, что казахи были мусульманами. И нужно при этом еще учитывать регионы Казахстана: на юге население было более исламизировано в силу близости к среднеазиатским ханствам. На севере - категорически нет. В центре - нет" (источник - республиканская газета "Панорама"). Утверждение казахстанского ученого не могут не вызвать недоумение, поскольку Чокан Валиханов как раз писал в своих записках о мусульманстве в степи. Кроме того, заявление о том, что в центре и на севере казахских степей народ не был исламизирован, более чем сомнительно в связи с тем, что в исторических документах как раз указывается на засилье татарских мулл в Петропавловске и Баянауле. Иными словами, при всем уважении к профессору Г. Мендикуловой - маститому ученому, подобные выражения нельзя допускать. Мало того, что они вводят в заблуждение читателей, так они говорят о том, что казахстанские востоковеды плохо знакомы с работами Чокана Валиханова. К счастью, этот относится далеко не ко всем. Так, профессор Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова Гайнижамал Абдильдина с ходу не только назвала работы Чокана Валиханова, посвященные этой тематике, но и в каком томе собраний сочинений, выпущенного Академией наук в 1985 году, надо искать эти работы. Упоминания о "татарских муллах и среднеазиатских ишанах" содержатся во множестве работ великого казахского ученого, однако детально эти вопросы освещены в трех трудах. Это "Следы шаманства у киргизов", "О мусульманстве в степи" и "Записка о судебной реформе". Все они опубликованы в 4-м томе собрания сочинений Чокана Валиханова в 5 томах, изданного академией наук в 1985 году. Говоря об этих произведениях, следует иметь в виду, что Чокан Валиханов был не просто выходцем из ханских кругов, но и офицером, состоявшим на службе у царского правительства. Отсюда его скепсис по отношению к татарским муллам, которые, по его мнению, вводили в заблуждение "невежественный и полудикий" народ. Именно поэтому Чокан Валиханов с неодобрением принял "Устав о сибирских казаках", изданный генерал-губернатором Михаилом Сперанским. Согласно этому указу, в казахских степях стали укрепляться школы и исламские духовные институты, где ведущую роль играли муллы из казанских татар. Чокан Валиханов счел своим долгом предупредить царское правительство о том, что усиление татарских мулл неблагоприятно для Санкт-Петербурга. Вот что он писал в своей работе "Записка о судебной реформе": "В наше время самым важным и близким для народа считаются реформы экономические и социальные, прямо касающиеся насущных нужд народа, а реформы политические допускаются как средства для проведения нужных экономических форм, ибо каждый человек отдельно и все человечество коллективно стремится в развитии своем к одной конечной цели – к улучшению своего материального благосостояния, и в этом заключается так называемый прогресс. С этой точки зрения полезны только те реформы, которые способствуют улучшению быта человека, и вредны те, которые почему-либо мешают достижению этой цели. Всякая реформа, имеющая целью общественное благосостояние, только тогда может достигнуть предположенной цели, не подвергаясь разным случайностям, когда известны общественные нужды и средства". И продолжает: "Вместе с приказами, заседаниями, журналами исходящими и входящими навязали нам татарских мулл и татарское просвещение. Реформы подобного рода, собственно, мы и считаем бедственными для народа и вредными для прогресса". В этих словах - ключ к пониманию Валихановым роли и места татарских мулл в просвещении казахов. В работе "Следы шаманства у киргизов" великий казахский ученый пишет: "Мусульманство среди народа неграмотного без мулл не могло укорениться, но оставалось звуком, фразой, под которыми скрывались прежние шаманские понятия. Оттого изменению подверглись имя, слово, а не мысль". В работе "Мусульманство в степи" читаем: "Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами еще много таких, которые и не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах еще не утратили своего значения. У нас в степи теперь период двоеверия, как было на Руси во время преподобного Нестора. Наши книжники также энергически, как книжники древней Руси, преследуют свою народную старину. Наши предания, эпосы, юридические и судебные обычаи они заклеймили позорным именем войлочной книги, а наши языческие обряды, игры и торжества они называют не иначе, как бесовскими. Под влиянием татарских мулл, среднеазиатских ишанов и своих прозелитов нового учения народность на все более и более принимает общемусульманский тип". Там же следующее утверждение Чокана Валиханова: "Нет никакого сомнения, что причиною отчуждения татар от русских и причиною всех плачевных явлений был магометанский пуританизм, другой причины не могло быть". Чокан Валиханов категорически против гонения на служителей культа: "Гонение придает преследуемой вере, как замечено было не раз, еще больше энергии и жизненности. Русский раскол представляет в этом отношении поучительный пример. Но мы просим и требуем, чтобы правительство не покровительствовало религии, враждебной всякому знанию, и не вводило бы насильственно в степь теологических законов, основанных на страхе и побоях". О браке – малолетних дочерей… Предложения – 2. Утвердить в звании мулл только коренных киргиз или киргизских ходжей, если будут настоятельные просьбы о том со стороны народа. 4. Не дозволять ишанам и ходжам, приезжающим из Средней Азии к татарским семинаристам, жить в кочевьях киргиз без определенных занятий и иметь строгое наблюдение, дабы они не образовали между киргизами дервишских и мистических обществ подобно тем, которые существуют теперь в Баян-Аульском и Каркаралинском округах. Но против такого зала, как ислам, недостаточно одних паллиативных мер. Отнятие судейских прав не лиши мулл того влияния, которое они будет иметь как священники. Кроме мулл, у нас много и других вредных шарлатанов". Как видим, у Чокана Валиханова много работ, посвященных исламу. Другое дело, что казахский путешественник и просветитель, очень рано ушедший из жизни, не совсем одобрительно относился к деятельности татарских мулл, с помощью которых ислам все прочнее входил в жизнь казахов. Однако это не говорит, что Чокан был против ислама, первые упоминания о котором среди тюрков встречаются в 8-м веке. Речь идет о том, татарские муллы препятствуют развитию школ в степи, образованию и просвещению казахов. Воззрения Чокана Валиханова во многом поддерживаются высказываниями и других ученых, изучающих историю казахского народа. Тот же Аллен Франк отмечал, что по мере укрепления царской России в казахских степях татарских мулл начинают вытеснять из аулов. Большинство исследователей соглашаются с тем, что у казахов, несмотря на проникновение ислама во все слои кочевого народа, сохраняются элементы язычества. Многие авторы отмечают, что ислам среди казахов не является "чистым", а несет в себе отзвуки "местных языческих религий". При этом религиозные традиции переплетаются с народными обычаями. Иными словами, исследователи подтверждают выводы, сделанные ранее Чоканом Валихановым. Исходя из вышеперечисленного, следует указать на то, что ошибочным будет утверждение о том, что великий казахский просветитель Чокан Валиханов не упоминал об исламе в своих работах. Хотелось бы, чтобы отечественные востоковеды обратили на это внимание и не делали громких заявлений относительно работ нашего знаменитого земляка. |