NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:54 ast
08:54 msk

Золотая колея путейца Амангельды Омарова
К 70-летнему юбилею ветерана железных дорог
29.04.2011 / история

Кудайберген КОБЖАСАРОВ, заместитель председателя Совета министров Казахской ССР в 80-е годы, ветеран железнодорожного транспорта, "Казахстанская правда", 28 апреля

Имя Амангельды Омарова - крупного хозяйственника, руководителя высших технических учебных заведений транспорта - неразрывно связано с железными дорогами Казахстана, которым он посвятил почти полвека своей жизни. Талантливый и исключительно трудолюбивый инженер сумел пройти славный путь от рядового железнодорожника до начальника дороги.
2011-й год для Амангельды Джумагалиевича юбилейный вдвойне - совсем скоро он будет отмечать свое 70-летие. А в декабре вместе со всеми казахстанцами встретит 20-летие Независимости Казахстана, в экономике которого железные дороги, а им Амангельды посвятил свои силы и знания, играют огромную роль. Накануне юбилея моего друга хочу на примере его жизни проследить развитие железнодорожного транспорта в нашем государстве.
Амангельды Омаров является потомственным железнодорожником. Он родился в семье замечательного человека, талантливого строителя легендарной Туркестано-Сибирской железной дороги Жумагали Омаровича Омарова, ставшего первым казахом - начальником железной дороги. В 1966 году после окончания Новосибирского института инженеров путей сообщения Амангельды по сложившейся семейной традиции начал трудовую деятельность простым исполнителем - вначале бригадиром, затем дорожным мастером, старшим дорожным мастером Арысской и Карагандинской дистанций путей. Так он познавал азы непростой профессии.
В 1968 году Амангельды доверили руководить Балхашской, затем Карагандинской дистанциями путей, которые являются первичными самостоятельными производственными предприятиями путевого хозяйства, составляющими основу железнодорожного транспорта. Карагандинская дистанция - одна из крупнейших, обеспечивающих транзитные и местные перевозки. Благодаря умелому руководству Амангельды Джумагалиевича дистанция работала устойчиво, обеспечивая бесперебойное движение поездов.
Талантливого организатора в 1977 году назначили заместителем начальника, а затем и главным инженером Карагандинского отделения Казахской дороги. Это было время тяжелых испытаний в истории железнодорожного транспорта всего бывшего СССР, в том числе Казахстана. Из-за недостатка пропускной способности остановились перевозки народно-хозяйственных грузов. Тысячи поездов не могли доехать до пункта назначения и были брошены на полевых разъездах и станциях. Это привело к остановке сотен заводов, фабрик, шахт. Положение было настолько серьезным, что потребовалось вмешательство ЦК компартии и правительства Союза. Во всем этом оказалась вина Госплана и Министерства путей сообщения СССР, которые допустили отставание в развитии железнодорожного транспорта от темпов развития народного хозяйства.
Нужно было принимать срочные меры, свойственные чрезвычайному положению, - а именно, мобилизовав людские, материальные ресурсы на военно-восстановительные работы, в обход действовавших тогда законов своими силами расширять узкие места, развивать существующие и строить новые станции, вторые пути и двухпутные вставки, создавать дополнительные ремонтные мощности. Причем все это надо было делать, не дожидаясь централизованных капвложений!
Работая таким методом, к примеру, коллектив Западно-Казахстанской железной дороги сумел в короткий срок расширить узкие участки и станции, обеспечив бесперебойное движение поездов. И через 9 месяцев за ударный труд коллективу присудили переходящее Красное Знамя Министерства путей сообщения и ЦК профсоюза. Таким образом, в течение двух лет своими силами коллектив сумел выполнить строительные работы на сотни миллионов рублей.
Такое же тяжелое положение с перевозками грузов создалось и на Алматинской дороге из-за недостатка пропускной способности в южном направлении от Алматы на Среднюю Азию. Ситуацию усугубил выход из строя из-за технической неисправности почти одной трети тепловозного парка. Положение настолько осложнилось, что ЦК КПСС потребовал смены прежнего руководства, и новым начальником Алматинской железной дороги назначили меня.
Министерство путей сообщения СССР направило в Алматы колонны турных тепловозов, чтобы хоть как-то продвигать поезда. Но эта полумера не решила создавшуюся проблему. Нужно было срочно устранять узкие места в пропускной способности, то есть делать то, что было сделано на Западно-Казахстанской дороге. И мы, не дожидаясь централизованных капвложений и материально-технического снабжения, своими силами за счет местных ресурсов сумели увеличить мощность станции Алматы-1 почти в два раза. Причем сделали эту сложную работу за год с небольшим. Кроме этого, увеличили в два раза количество путей на станциях Отар и Чингельды, в полтора раза - на станциях Чу и Джамбул, осуществили реконструкцию станций Тюлькубас, Арысь, ввели дополнительные ремонтные мощности - открыли депо Сары-Озек, Сары-Шаган, Чарск, Казы-Курт, Матай, вторые пути на участке Чу - Чаганак - Сары-Шаган - Моинты, электрифицировали участок Чу - Моинты.
По сути, это стало вторым рождением Турксиба. Объем выполненных работ составил несколько сотен миллионов рублей. Такой колоссальный объем строительных работ в обычных условиях осуществлялся строителями в течение десяти и более лет. А наш коллектив, насчитывавший 100 тыс. человек, выполнил их менее чем за два года. На строительстве работали путейцы, связисты, локомотивщики, вагонники, станционники, электрики и даже учащиеся старших классов железнодорожных школ. Работали круглые сутки. Ночью - под прожекторным освещением восстановительных поездов.
Трудность заключалась еще и в том, что строительные работы приходилось выполнять без перерыва движения, как говорится, "под колесами". По сей день с большой теплотой вспоминаю замечательных специалистов высокого класса, прекрасных руководителей, талантливых организаторов, моих заместителей: путейцев Амангельды Омарова и Николая Никитина, связистов Калтая Самбетова, Марса Кима, начальника отделения дороги Каира Бекбосынова, Аскара Сарсенбекова, управляющего строительным трестом Тыныштыкбая Ауезбаева и многих других.
Через полтора года коллектив Алматинской дороги удостоился переходящего Красного знамени Министерства путей сообщения СССР и еще через два года - переходящего Красного знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Такого не было ни до, ни после нас. И в этом была большая заслуга путейца Амангельды Джумагалиевича Омарова, работавшего с 1983 года заместителем начальника Алматинской дороги.
К этому времени нормализовались отношения между СССР и Китаем. Правительство Союза приняло решение возобновить прерванное строительство железнодорожной линии Актогай - госграница с Китаем протяженностью 300 с лишним километров. Оставшаяся на несколько лет без надзора, эта недостроенная линия была практически разрушена и разграблена. Несмотря на это, Москва весь огромный объем работ по восстановлению и завершению ее строительства возложила на Алматинскую дорогу.
Перед началом работ я вместе с комиссией осмотрел состояние линии Актогай - госграница с Китаем. Больно было видеть, что стало с ней: земляное полотно, водопроводные трубы, водоотводные канавы и даже некоторые мосты были размыты и разрушены. Жалкое зрелище представляла собой станция Достык. Все производственные сооружения, служебно-технические здания, в том числе жилые, были разграблены, остались только бетонные коробки с зияющими оконными и дверными проемами.
В течение 1988-1990 годов, находясь безвыездно на линии Актогай - госграница, Амангельды Омаров сумел восстановить путевое хозяйство, возобновить строительство 40-километрового обхода у озера Алаколь, трех железнодорожных мостов и трех новых раздельных пунктов! И перевел линию на диспетчерскую централизацию.
А в 1991-м, став начальником Алматинской дороги, Амангельды взял на себя ответственность по завершению строительства производственных сооружений. Он укомплектовал кадры и создал материально-техническую базу, обеспечив нормальную эксплуатацию железной дороги Актогай - Дружба. При этом большое внимание уделял решению социально-бытовых вопросов - под его руководством были восстановлены прежние и построены новые здания, в том числе больница, детский сад, школа, водо-, электро- и теплоснабжение станции Дружба. Все это дало возможность в 1991-м открыть грузовое движение в Китай, а с 1992-го - пассажирское.
И сегодня международный пограничный железнодорожный переход Достык - Алашанькоу исправно служит развитию экономических связей Казахстана и Китая. Заслуживает похвалы решение Амангельды Омарова (в бытность его начальником Алматинской дороги) стратегически важной задачи - перевода на электротягу направления Арысь - Чу - Алматы. Это значительно усилило провозную способность Алматинской дороги и стало крупным событием в жизни страны - на завершение строительства по переводу на электротягу приезжал Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев.
До 70-х годов основной костяк инженерно-технических кадров на железной дороге составляли приезжие - выпускники институтов и техникумов из других республик, которые, проработав положенные три года, уезжали из Казахстана. В то время у нас не было своего института по подготовке инженеров путей сообщения. Хотя из Министерства путей сообщения СССР поступило Положение об обязательном наличии высшего образования для работников номенклатуры командного состава.
На Казахской железной дороге - самой крупной дороге в Союзе - была самая низкая обеспеченность образованными кадрами. А ведь на ней работало более 240 тыс. человек, в том числе около 200 тыс., связанных с перевозочным процессом. Только в управлении дороги в Алматы административно-управленческий персонал составлял около 900 человек, из них казахов - менее трех процентов. Такое же положение было на линейных предприятиях. И когда большую Казахскую дорогу поделили на три дороги, то есть три самостоятельных управления, то в аппарате некому было работать, потому что не было своих инженерных кадров.
Конечно, было обидно. Особенно когда получили отказ на письмо за подписью Динмухамеда Ахмедовича Кунаева и председателя Совета Министров Масымхана Бейсембаева разрешить открытие в Казахстане железнодорожного института. Отказ подписали председатель Госплана СССР Байбоков, союзные министры: путей сообщения - Бещев, финансов - Гарбузов и высшего образования - Елютин. Каждый из них мотивировал отказ по-своему.
И тогда мы обратились к председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину, который наконец разрешил строительство в Алматы института путей сообщения. И в 1976 году открылся Алматинский институт инженеров железнодорожного транспорта (сегодня это Казахская академия транспорта и коммуникаций).
Многие годы этим вузом руководили специалисты из других союзных республик с высокими учеными степенями, но не имевшие необходимого хозяйственного и административного опыта. Молодому институту нужны были хороший организатор и своя материальная база, а железным дорогам Казахстана - больше инженерных кадров. Для решения этих важных задач в 1997 году назначили нового ректора - Амангельды Омарова, опытного хозяйственника и талантливого ученого. Кстати, его отец Жумагали Омаров также перед уходом на пенсию возглавлял вуз - Алматинский филиал Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. Таким образом, Амангельды продолжил дело отца.
В Казахской академии транспорта и коммуникаций, которой он руководил с 1997 по 2003 год, сумел создать хорошую материально-техническую базу, укрепить научно-педагогический коллектив. Заслугой Амангельды в годы руководства им академией стало присвоение этому вузу в 2000 году имени выдающегося инженера-путейца, первого казаха-выпускника Петербургского корпуса инженеров путей сообщения, одного из авторов проекта и руководителей строительства Туркестано-Сибирской магистрали Мухамеджана Тынышпаева.
Кроме этого, под руководством Амангельды Омарова были разработаны госстандарты образования по всем специальностям транспорта, типовые программы и учебные планы, созданы учебно-методические и научно-исследовательские лаборатории, которые продолжают и сегодня обеспечивать выполнение учебного процесса в полном объеме. На этом поприще ярко проявился научный потенциал Амангельды как железнодорожника-практика.
В 1989 году Амангельды блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, а в 1999 году - докторскую диссертацию. Сегодня Амангельды Омаров является действительным членом Международной академии транспорта, Международной академии информатизации и Инженерной академии РК.
Амангельды Джумагалиевич продолжает возглавлять созданный им журнал, включенный в перечень изданий Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК, "Промышленный транспорт Казахстана". Кроме этого, он является организатором журнала "Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций".
Также под его руководством издаются межвузовский сборник научных трудов "Проблемы и пути развития промышленного транспорта" и газета "Экспресс ТЖ". Много сил и труда Амангельды Джумагалиевич вложил в развитие Казахского университета путей сообщения (КУПС), который сегодня продолжает возглавлять, начиная с 2003 года. Развитие молодого университета в корне отличается от того пути, который проходили вузы Казахстана в прошлом. В советское время во вновь открытом учебном заведении имелись лишь один-два факультета, и набор студентов на них был невелик. Проходили годы, прежде чем вуз по своим масштабам и уровню преподавания мог стать подлинной кузницей кадров для республики.
Совсем иначе развивалась история КУПС под руководством опытного хозяйственника А. Омарова. С первого дня открытия в нем представлен широкий диапазон специальностей. И среди них есть такие, которых прежде в транспортных вузах не было. В Казахском университете путей сообщения готовят специалистов по 16 специальностям бакалавриата, 8 - магистратуры, 4 - доктора философии, и 11 специальностей готовит колледж.
За годы руководства Амангельды Омарова КазАТК им. М. Тынышпаева и Казахским университетом путей сообщения было подготовлено свыше 30 тыс. специалистов транспортно-коммуникационного комплекса. Во многом благодаря этому средний, старший и высший командные составы Казахской железной дороги сегодня укомплектованы инженерами с высшим техническим образованием. Казахстан может гордиться своими транспортными вузами.
Высококвалифицированные специалисты являются достоянием нашего государства. В укрепление и развитие отечественного высшего образования как раз и внес огромный вклад Амангельды Омаров. Могу с уверенностью сказать, что это является не менее важным делом, чем создание железной дороги. Большой производственный опыт, приумноженный организаторским талантом, позволил Амангельды Джумагалиевичу за короткий срок построить общежитие для студентов и учащихся Казахского университета путей сообщения, учебный корпус № 1, учебно-лабораторный корпус № 2, учебный полигон для проведения лабораторных и практических работ и учебной практики, крытый спортивно-оздоровительный комплекс, 6-этажный учебно-лабораторный корпус № 3, завершается постройка школы-студии. Такое гигантское строительство не под силу даже некоторым национальным университетам!
Мощная материальная база КУПСа, которая продолжает укрепляться под руководством Амангельды Джумагалиевича, позволяет вести в университете большую работу по развитию лабораторной базы и совершенствованию учебно-производственного процесса. В университете и колледже созданы все необходимые условия для учебы, научной, культурной и спортивной жизни профессорско-преподавательского коллектива и студенчества. Университет располагает современными компьютерными классами, читальными залами и библиотекой с книжным фондом более 500 тыс. единиц.
Плодотворная организаторская, инженерная, научно-педагогическая деятельность А. Омарова получила высокую оценку государства. За значительный вклад в развитие транспортно-коммуникационного комплекса страны, расширение международных связей в области железнодорожного транспорта, научно-педагогическую и организационную деятельность, добросовестный труд и подготовку молодых кадров Амангельды Омарову присвоено звание заслуженного работника транспорта РК. Он награжден знаками "Почетный железнодорожник", "Почетный работник образования РК", отмечен многими медалями.
Желаю нашему дорогому и уважаемому Амангельды Джумагалиевичу доброго здоровья, счастливой семейной жизни, долгих лет и творческих успехов на благо родного Казахстана!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Непобежденный 29.04.2011
Благодарная память 29.04.2011
Золотая колея путейца Амангельды Омарова 29.04.2011
Металл по имени тантал 28.04.2011
Любящий мудрость 27.04.2011
Мусульмане в СС 25.04.2011
Узакбай Кулумбетов – это наша история 22.04.2011
Президентов не выбирают. Часть 3 21.04.2011
Жизнь и смерть Измухана Курамысова 21.04.2011
Слово о настоящем генерале 19.04.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz