NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Пятница 22.10.2021 19:17 ast
16:17 msk

Вечное слово Шакарима
Сто лет тому назад, в 1911 году, в Оренбурге вышли в свет труды Шакарима "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий" и "Традиции мусульманства"
24.10.2011 / история

Гуляим БАЙМУРЗИНА, "Прикаспийская коммуна", 21 октября

Сто лет тому назад, в 1911 году, в Оренбурге вышли в свет труды Шакарима "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий" и "Традиции мусульманства". Также в следующем году мы будем отмечать столетие со дня издания сборника стихов "Зеркало казахов" ("Қазақ айнасы"). Эти значимые даты дают возможность современному читателю по-новому взглянуть на творчество великого писателя. Конечно, чтобы дать полную и исчерпывающую оценку произведениям Шакарима необходимо тщательно исследовать его литературное наследие. На мой взгляд, это задача ученых – дать полноценное идейно-художественное толкование и глубокое раскрытие поэзии и прозы Шакарима. А моя цель состоит в том, чтобы заинтересовать читателей и поделиться с ними своими впечатлениями от чтения его произведений.
Шакарим Кудайбердиев – выдающийся казахский поэт, переводчик, философ, композитор. Он духовный преемник и ученик великого Абая. Его творчество – уникальный пласт национальной культуры, воплотившей духовный опыт и мудрость казахского народа. Он оставил богатое литературное наследие. Кроме названных произведений, Шакарим – автор поэм "Енлик-Кебек", "Калкаман-Мамыр", "Айслу-Нартайлак", "Смерть Кодара", "Жизнь забытого", "Лейли и Меджнун", романа "Адиль и Мария", сборника рассказов "Сад роз", философских произведений "Три истины", "Сад подснежников" и других. Шакарим перевел на казахский язык газели Хафиза, некоторые произведения Л.Толстого, Г.Бичер-Стоу, А.Пушкина.
Поэзия Шакарима отражает взгляды мыслителя на духовное познание мира. В каждом его стихотворении можно встретить искорку истины. Легко и небрежно прочитать его стихи невозможно. Смею утверждать, что понадобится время, чтобы его философская лирика стала понятной и ясной.
Кану я, но будут жить мои стихи,
Молодые все запомнят до строки,
Кто-то с верой примет это, кто-то нет,
Нет, не каждому стихи мои близки,
– писал поэт.
Стихи Шакарима несут в себе нравственные поиски автора, его благие призывы к людям оставаться разумными, возрождать в себе человечность, быть творцами.
Человек похож порою то на волка, то на сыть,
И порой от человека зверя все же не отличить.
Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в уме.
Если сил на это хватит – должен ум ты подлечить.
Он верил, что слова обладают великой силой и своими строками воспевал пользу науки, просвещения, искусства, поэзии. Обращаясь к сородичам, он пишет:
Почтение к поэту – для народа честь.
Поэзия украшает жизнь, как и есть.
Пусть акинаком проникая в грудь,
Возвысит душу, поднимая до небес!
Поэзия в тебе совьет свое гнездо,
От грязи сердце очищая, как водой.
Степной простор от жажды утолив,
Пускай она течет божественной рекой.
На меня большое впечатление произвела философская проза писателя. Я думаю, что его философия остается и по сей день актуальной и востребованной. Своей уникальной прозой он открывает нам безграничные горизонты духовного пространства. Читая его произведения, мы становимся проницательнее, мудрее, о многом начинаем задумываться, осознавать, учимся мыслить. Погасить пламя невежества, навести чистоту внутри себя, сосредоточиться на духовном развитии – основные мысли писателя. Шакарим непрерывно искал способы, как сделать лучше себя и других. Его волновали и тревожили вопросы о том, как исправить человеческую природу, как научиться жить в согласии с собой и окружающим миром. Его нравственно-духовные поиски привели к созданию философских произведений, которые мы принимаем как духовное завещание писателя.
"Мысли разных лет" – это небольшая миниатюра, где собраны афоризмы Шакарима. Для меня они являются жемчужинами мудрости, помогающими нам понять самих себя и мир вокруг нас. Давайте же сердцем услышим мудрость Шакарима: "Глаза человеческие можно прикрыть, око души никогда", "Разве тот, кто говорит обо мне плохо, сумеет сделать меня хуже, чем я есть на самом деле?", "Если нет жизни помимо этой, какой смысл тратить ее на единоборство с природой и людьми?", "Беды сыплются на землю беспрерывно, как белый дождь. А радость сверкнет молнией и исчезнет. Отчего это? А оттого, что в человеке недоброты больше, чем милосердия", "Творя крупицу добра, мы пытаемся искупить этим грехи величиной с гору. И не стыдно нам после этого называться человечеством?"
Следующее произведение Шакарима – "Сады подснежников" – состоит из притчей. Главная идея – уберечь людей от дурных поступков, призыв к высокому, осуждение низости. Писатель считал, что если слушающий имеет чуткие уши и справедливое сердце, то умные советы как своевременно принятое лекарство избавляют его от дурных наклонностей. Его поучительные истории ориентируют людей на нравственное самосовершенствование. Внутренний моральный закон должен руководить поступками людей – такова основная мысль его притчей.
Современному читателю будет интересен его философский трактат "Зеркало подлинного счастья". "Как стать счастливым человеком?", – задает себе вопрос Шакарим. Размышляя, приводя различные примеры, он находит формулу счастья. Она не в обретении богатства, власти, славы, которые скоротечны, преходящи и обманчивы. Счастье в том, чтобы иметь безупречно чистое сердце и испытать самое возвышенное из чувств – любовь. Не утратить чистоты сердца, сохранить целомудрие помыслов, неустанно творить добро – в этих духовных ценностях заключается настоящее счастье. Другими словами, Шакарим дает нам понять, что счастье не то, что есть у человека, а то, что есть в человеке, в нашем стремлении совершать как можно больше добрых дел. Внешние человеческие ценности приносят только временную радость. Правильнее возводить фундамент счастья на духовном развитии. Искать его вне себя – заблуждение, оно внутри нас, в нашем сердце. Безусловно, его этико-философские воззрения, идейные искания, духовные познания заслуживают самого пристального внимания и ученых, и рядовых читателей.
Как и великий Абай, Шакарим избрал путь истины и духовности. В эссе под названием "За семьдесят два года" он утверждает идею нравственно-духовного очищения. Он убежден, что основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что поможет искоренить пагубные вожделения. В процесс воспитания необходимо ввести науку совести. Так считал великий гуманист Шакарим. По его мнению, для того, чтобы эти нравственные нормы работали, необходимо формировать в человеке внутреннюю потребность в утверждении в себе высокой морали.
Одним из главных творений писателя является его философский труд "Три истины". Я думаю, что при усвоении содержания великих книг важно относиться к ним не как к вместилищу абсолютной истины, а как к образцу поиска истины, и в размышлении прийти к собственным духовным открытиям. Предлагая свою истину, он предостерегает: "Приняв на веру сказанное авторитетной личностью, нельзя оставаться бесповоротно привязанным к ее словам и идеям, следует полностью раскрепостить свой разум и беспристрастно, не болезненно-воспаленным, а здравым рассудком изучить и критически оценить… высказывания, суждения".
Многие люди пребывают в состоянии глубокого сна. Так не должно быть. "Человек должен задумываться об установлении истины. Это особый долг здравомыслящего человека", – так начинает свои размышления Шакарим.
Исследуя законы Вселенной, он приводит споры между теми, кто утверждает, что мир был сотворен Богом, и теми, кто убежден, что Вселенная возникла сама по себе. Это значит, что он приводит в пример две истины – материалистическую и теологическую. И затем преподносит свою истину – закон о совести. Очень интересно следить за мыслями автора, это требует умственных сил, концентрации, в то же время необыкновенно расширяет границы сознания. Шакарим утверждает, что душа является такой сущностью, которая никогда не исчезнет, не поддается порче, а с каждым разом совершенствуется, идет к возвышению. Самая крепкая опора для духовного возвышения – совесть. Она есть желание, потребность Души. В это понятие входит скромность, справедливость, доброта. Совестливый человек впускает в свою жизнь свет. Соразмышляя с Шакаримом, мы выходим на более высокий уровень мышления. Продолжая его мысли, понимаю, что совесть тесно связана с понятием красоты, так как все по-настоящему красивое – нравственно. Путь к красоте лежит через любовь. Таким образом, совесть вмещает в себя нравственность, красоту и любовь. Именно совесть делает нас людьми, это и есть истинное призвание человека. Осознание этих правил преобразило бы жизнь каждого. Для этого мы должны открыть свое сердце. В мире идет непримиримая борьба Добра со Злом. А поле битвы, как утверждал Ф.Достоевский, – сердце человека.
Наша страна устремлена вперед и нацелена на процветание во всех сферах жизни. Философия Шакарима убеждает, что для счастливой жизни народа и государства необходимо духовное развитие. Наше будущее должно быть нацелено на Духовность.
Шакарим Кудайбердиев родился 11 июля 1858 года в Семипалатинской области. Кудайберды, отцу Шакарима, старшему брату великого казахского поэта Абая, было тридцать шесть лет, когда он покинул этот мир. В жизни семилетнего мальчика ранняя смерть отца оставит неизгладимый след. Именно тогда он напишет свое первое стихотворение. С тех пор он станет воспитываться у дяди Абая. Абай же, горячо, по-своему любивший старшего брата, всю теплоту своих чувств старался вложить и передать маленькому Шакариму. Воспитание Абая благотворно отразилось на формировании его мировоззрения. Юность Шакарима проходила в творческом окружении, где почитались ораторское, прикладное искусство, наука, музыка. Шакарим владел кузнечным ремеслом, создавал сложные орнаменты. Скроенная и сшитая им самим одежда имела индивидуальный стиль. Будущий поэт чинил сломанные швейные машинки и остановившиеся часы. Создавал из дерева музыкальные инструменты. Был искусным охотником, держал ястреба, скаковых коней.
Благодаря ораторскому искусству, а также своему знатному происхождению Шакарим в двадцать лет назначается волостным управителем. После сорока лет, с 1898 года всерьез занялся творчеством. По определенной системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока, как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А.Пушкина, Л.Толстого. Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. Благодаря одаренности, постоянному самосовершенствованию он стал одним из самых высокообразованных казахов. Круг его интересов был необычайно широк: история, философия, риторика, теология, география, естественные науки. В 1903 году он был принят в ряды членов Западно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества.
В 1906 году он совершил хадж в Мекку. Посетил Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семипалатинск приобретенные им книги. В год установления Советской власти Шакариму было около шестидесяти лет. Когда с приходом большевиков к власти речь пошла о разрушении традиционного уклада жизни казахов, он недоумевал: ради чего, во имя чего и для чего разрушать, а что взамен? А предлагаемые вещи не имели ничего общего с многовековыми национальными ценностями казахского народа. И потому Шакарим социалистическую идеологию не принял. Он также всеми фибрами души не воспринимал государство, построенное силовыми методами. И в этих условиях поэт должен был писать стихи и воспевать новый строй. Он предпочел уйти из такого общества. С 1922 года Шакарим жил в горах Чингистау в совершенном одиночестве. Он размышляет о смысле жизни, записывая свои мысли, подводя итог сделанному. И наверняка догадывается, что его жизнь на безлюдной зимовке настораживает представителей Советской власти. Они действительно подозревают великого старца в сговоре с врагами страны, учиняют обыск в зимовке в его отсутствие.
В один из пасмурных осенних дней 1931 года поэт без суда и следствия был расстрелян, его окровавленное тело сбросили в колодезный сруб в Баканасе. Этот колодец тридцать лет носил траур по человеку великой души, опередившего свое время. Только в июле 1961 года останки поэта были захоронены. Прокуратура Советского Союза решением от 29 ноября 1958 года реабилитировала Шакарима Кудайбердиева за отсутствием состава преступления, хотя запрет на творчество поэта остался. И только весной 1988 года многогранное наследие Шакарима стало достоянием народа.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
И это все о нем 31.10.2011
Птица Самрук ошеломила ученых 31.10.2011
Вышел в свет труд казахстанских и индийских ученых о великом ученом средневековья М.Х. Дуглате 28.10.2011
Исторический детектив. Железный канцлер Ульяновской области 27.10.2011
От истоков к будущему 24.10.2011
Вечное слово Шакарима 24.10.2011
Улице – имя достойного человека 24.10.2011
Его не забудут потомки 21.10.2011
Достойный сын своего времени 21.10.2011
Сколько лет Шымкенту? 20.10.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.10.21 Пятница
97. НУРПЕИСОВ Абдижамил
80. ПРЕЗЕНТ Григорий
79. МУКАШЕВ Болат
78. ЖОТАБАЕВ Женис
75. САЛИМОВ Бекпулат
74. КУРМАНГАЛИЕВ Айтмуханбет
69. МАТЮХИН Анатолий
67. ИСМАИЛОВ Серик
66. АХАТОВ Амангельды
65. АЛТЫНСАКА Нуржами
65. УМБЕТАЛИЕВ Амангельды
63. УСЕМБАЕВА Жибек
61. НУРБАЕВА Шолпан
60. МАДИНОВ Ромин
59. КЕРТЕШЕВ Талгат
...>>>
23.10.21 Суббота
84. САРЖАНОВ Кудайберген
74. МАРТЫНОВ Александр
72. САРТАЕВ Жанбатыр
71. КРАУЗЕ Юрий
70. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
70. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
66. КАРИМЖАНОВ Бахриден
65. ДЕНЯКИН Александр
65. ЖАКЫПОВ Болат
64. ДЮСЕНОВА Сауле
64. СМАГУЛОВ Сейсехан
63. КУШЕРБАЕВ Жомарт
62. ИБРАЕВ Марат
62. ИБРАЕВА Гафура
58. МОЛДАБАЕВ Каныш
...>>>
24.10.21 Воскресенье
87. ХОЛОДКОВ Александр
84. ЛЕММЛЕ Вальтер
80. УРМУРЗИНА Гульшара
78. ШВЕДЮК Владимир
75. ТУРСУМБАЕВ Балташ
74. ЖУМИН Канатбек
66. МУСИН Алиаскар
64. БИСЕНБАЕВ Асылбек
61. АГИТАЕВ Садуакас
61. БАРПИБАЕВ Тлектес
61. БЕКМАГАМБЕТОВ Орал
61. КЕНЖАЛИЕВ Малик
59. БАЛГАРИН Амантай
57. УСКЕНБАЕВ Каирбек
55. КУРБАНОВ Ниязбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz