Виталий Скальский, научный сотрудник отдела истории Украинской революции 1917–1921 гг. Института истории Украины НАН Украины, golos.com.ua, 4 января
"Нашего цвета по всему свету" – так говорят об украинской диаспоре. Действительно, многие люди по разным причинам покинули родную землю, в эмиграции стали учеными, бизнесменами, политиками... Александр Филимонович Скальский не был классическим эмигрантом. Он переехал из одного города в другой в пределах одного государства – Российской империи. 1867 год. Село Ярославичи Дубновского уезда Волынской губернии. В семье православного священника Филимона Скальского родился сын Александр. Когда подрос, пошел по пути отца. Учился в Волынской духовной семинарии, а в 1886 году поступил на службу в Подольскую духовную консисторию. В том же году был назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь в Каменце-Подольском. С 1891 года жизнь Александра Скальского связана с Казахстаном. Его перевели в Туркестанскую епархию Русской православной церкви на должность учителя приходской школы станицы Зайцевская Верненского уезда Семиреченской области (ныне – Чилик Алматинской области, Казахстан). С 1894 года переведен на аналогичную должность в Маргелан. Через пять лет становится иереем церкви-вагона при Средне-Азиатсткой железной дороге, потом около года работает в церкви с. Казанско-Богородичное (ныне с. Узун-Агач). В 1900 году Александр возвращается к педагогической деятельности, работая одновременно учителем в Верненском детском приюте и священником Александро-Мариинской церкви. Был деятельным священником, принимал участие в работе Общества трезвости, выступал с докладами против сектантов. Вместе со своими воспитанниками напротив приюта посадил парк, который частично сохранился по сей день. В 1907 году отца Александра переводят в Николаевскую церковь г. Верного (Алматы). Там он и работал до своего ареста в 1932 году. Много сил отдавал миссионерской деятельности. В годы революции посещал раненых солдат, агитировал за мир и спокойствие в государстве. Осенью 1919 года в Верном был закрыт Иверско-Серафимовский женский монастырь. Александр пригласил монахинь жить в его церкви. На 1929 год во всем Алматы Николаевская церковь осталась единственным православным храмом. Отца Александра выселили из дома, где он жил. Жена бросила его, детей не было, и он поселился при церкви. Некоторое время жил у монахини Ефросинии. В начале декабря 1932 года мать начальника Алматинского ГПУ предупредила, что в ночь на 10 декабря всех священников должны арестовать. Вечером 9 декабря все духовенство собралось в Николаевском храме. По завершении службы священнослужителей задержали чекисты. Сначала Александра допрашивали в отделении ГПУ. Потом отвели в горячую баню, а после нее повезли по морозу в кузове грузовика в городскую тюрьму. Он простудился и уже не выздоровел. Похоронили его на лагерном кладбище. Уже после смерти состоялся суд, на котором Александра Скальского назвали одним из руководителей "контрреволюционной организации церковников". В 1993 году прах священника перенесли в склеп Николаевского собора в Алматы. В августе 2000-го Собор Русской православной церкви канонизировал Александра Скальского как священномученика и постановил отмечать день его памяти 20 января по новому стилю. Вот такая история русского святого украинского происхождения. |