NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 02:31 ast
00:31 msk

Классик казахского кино
К 90-летию режиссера, сценариста, актера, заслуженного деятеля искусств КазССР Мажита Бегалина
24.02.2012 / история

Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 23 февраля

В честь юбилея Мажита Бегалина в школе-гимназии № 120 Алматы, носящей его имя, состоялось открытие музея. А перед этим прошла премьера документального фильма Булата Нусипбекова "Когда душа не может молчать", где те, кто его знал и любил, рассказывают о нем так, словно Мажит, проживший до обидного мало – всего 56 лет, и не уходил от них.
…Он родился в Абралинском районе Семипалатинской области – том самом месте, где располагался печально знаменитый полигон. Ему было девять лет, когда отца, писателя Сапаргали Бегалина, назначили главным редактором газеты "Турксиб", и семья, где росли трое сыновей, переехала в Алма-Ату.
Хотя в школе Мажит активно увлекался художественной самодеятельностью (играл немного на скрипке, ставил спектакли), а еще очень любил историю и литературу – знал наизусть многое из творчества Чокана Валиханова, Абая, Лермонтова, почему-то решил стать маркшейдером. еще учась в выпускном классе, окончил нулевой курс Горного института. Стать горняком ему помешала война – не успел получить аттестат, как ушел на фронт. Весной 1943 года вернулся домой без правой руки. В том же году поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
После окончания института Мажит несколько лет работал на "Мосфильме", был вторым режиссером в фильмах "Молодая гвардия", который снимал его педагог Сергей Герасимов, и в "Падении Берлина" Михаила Чиаурели, но исподволь готовился к съемкам на Алматинской киностудии (так тогда называлось АО "Казахфильм" им. Ш. Аманова). Вернулся в Алма-Ату в 1949-м, работал художественным руководителем киностудии, был вторым режиссером на картине Ефима Дзигана "Джамбул".
Он думал, что вернулся на родину навсегда – здесь у него родился сын Нартай, появился свой угол – получил двухкомнатную квартиру, но вскоре был вынужден перебраться в Москву. Жене, актрисе Олесе Ивановой, не подошел здешний климат. Но, живя там, Мажит не оставил Казахстан: самые знаковые его картины – "Это было в Шугле", "Его время придет", "Следы уходят за горизонт", "За нами Москва", "Степные раскаты" – сняты на родной земле. Поскольку они отражали основные тенденции эпохи, в которую снимались, то сегодня они по праву считаются классикой казахского кинематографа.
Сергей Герасимов вспоминал о Мажите после его смерти: "Еще на вступительных экзаменах он поделился со мной идеей создания фильма о выдающемся казахском ученом Чокане Валиханове. Мне невольно передалась его увлеченность. В последующие годы я с нетерпением ждал выхода этой картины и убедился, что в ней, безусловно, присутствуют черты большого и серьезного искусства".
Сценарий фильма "Его время придет" был написан в 1951 году, но в производство был запущен только пять лет спустя: в Алма-Ате многие были против этой ленты. Вернее, против той трактовки образа Чокана, на которой настаивали сценарист Сергей Ермолинский и режиссер. С Мажита требовали, чтобы он создал иконописный образ, а ему хотелось показать чингизида Чокана через призму его происхождения. И добился-таки своего: переступив грань общепринятого в те годы "пролетарского происхождения" героя, создал образ "принца крови". Среди тех, кто горячо поддержал именно такую трактовку, был редактор сценария Мухтар Ауэзов, называвший Чокана Валиханова "человеком века", и академик Алькей Маргулан, который даже выступил в прессе с заявлением, что он, ученый-чингизовед, полностью поддерживает замысел молодого режиссера.
Кстати, живя в Москве, Мажит Бегалин стал едва ли не главным читателем библиотеки им. Ленина. Например, вынашивая план фильма о Чокане Валиханове, он прежде досконально изучил все труды ученого. Пропадая в библиотеках, он так и говорил: "Чтобы иметь право говорить о великом человеке, надо хотя бы через его произведения приблизиться к нему".
После картины о Чокане он мечтал снять ленту и об Абае. Мухтар Ауэзов, как вспоминает младший брат режиссера Касым Бегалин, когда однажды зашел разговор об этом на одной из посиделок алматинской творческой элиты, даже сказал: "Конечно надо. Но кто будет снимать эту картину? Я все время думаю о молодом режиссере Мажите Бегалине. У меня перед глазами стоит "Его время придет", но режиссеру пока трудно выйти из-под ауры такой личности, как Чокан. И все же мне кажется, что он более подготовлен к теме Абая, чем другие режиссеры".
Заявку на съемки киноэпопеи "Абай" они совместно с писателем и актером Сатимжаном Санбаевым подали много позже после того памятного разговора – в 1972 году. О причинах, по которым он не снял эту картину, можно только гадать: возможно, не успел, а может быть, было тому и другое объяснение.
Мажит ушел из жизни неожиданно, оставив после себя много незавершенных проектов. Собирался снять фильм о терзавшей его боли – Семипалатинском полигоне. А незадолго до кончины задумывал картину об аль-Фараби. Первый вариант сценария, написанный им в соавторстве с Ануаром Алимжановым, был напечатан в журнале "Дружба народов". Но здесь он точно не успел – вскоре Бегалина не стало. Ануар Алимжанов, встретившись через год после смерти Мажита с Касымом Бегалиным, передал тому квитанцию на получение гонорара с просьбой отдать ее Олесе-женгей – вдове режиссера.
Асанали Ашимов снялся всего в одной картине Бегалина – "Следы уходят за горизонт", но благой след, оставленный Мажитом, греет его до сих пор.
– Он был старше меня на 15 лет, но, работая с ним, я не чувствовал этого, – рассказывает Асанали Ашимович. – Мажит был из тех режиссеров, которые доверяют актерам, а потому предоставляют им полную свободу для творчества. В картину "Следы уходят за горизонт" он взял меня без проб на роль чабана. Причем не какого-нибудь там степного философа, а самого настоящего мыркымбая, для которого интересы желудка превыше всего. Помня о том, что до этого мне приходилось играть только героические роли, Мажит спросил: "Сможешь?" Ну а как бы я не смог, если в детстве сам нередко пас деревенское стадо. Образ я выдал что надо: мой недалекий герой с шумом втягивает в себя сорпу, чавкая и причмокивая, ест мясо – он вообще плевать хотел на чувства окружающих…
Шакен Кенжетаевич, перед которым мы все благоговели и чувствовали себя мальчишками, даже однажды ревниво заметил: "Со мной вы никогда не бываете такими раскованными". А нас, молодых актеров, привлекало в Мажите многое. Потрясала его необыкновенная начитанность, восхищал его какой-то нездешний шик. Впервые я его увидел на своей свадьбе – он был гостем моего тестя, Шакена Айманова. Я смотрел на него, как, впрочем, и на других гостей, которых пригласили родители невесты, как на небожителя. Это и понятно: я – никому неизвестный еще студент, а он уже известный режиссер, успевший снять картину о Чокане Валиханове. Очень запомнился почему-то шелковый шнурок, который он носил вместо привычного галстука. То, что я позже, напрочь отказавшись от чопорных "ошейников", заменил их шелковыми платками, – его влияние, а может быть, даже и подражательство, в котором я в молодости не признавался самому себе.
Но самое главное, чем привлекал Мажит, – его необычайная харизма и чувство юмора. Даже не совсем безобидные прозвища, которые он давал окружающим, не обижали, а каким-то непостижимым образом еще более привлекали к нему людей. Шакен Айманов был у него Шалом (Стариком), Идрис Карсакбаев – Тигром, Аким Тарази – Булькильбаем (Колобком), актер Куатбай Абдраимов – Котбаем (Задницей), а я просто Шош (короткое от слова шошка – свинья).
Его невозможно было не уважать. Европейски образованный, утонченный и даже, на первый взгляд, обрусевший, он сохранил в своей московской квартире дух казахского дома, а уж что касается родного языка – он у него был первозданной чистоты. Я не помню, чтобы Мажит мешал в разговоре два языка, а это ведь первый признак отличного владения им. Приезжая в Москву, мы останавливались всегда у него – он и его жена Олеся настаивали на этом.
Ушел Мажит Бегалин из жизни в одночасье – стало плохо в самолете, догнала война: оставшийся после ранения осколок растерзал ему печень. Но Асанали Ашимов считает, что его надломила смерть Шакена Айманова.
– Всего за неделю до смерти Шакена Кенжетаевича, в середине декабря 1970 года, с премьерой картины "Конец атамана" мы поехали на Дни Казахстана в Грузию. Компания во главе с ним собралась солидная – Амина Умурзакова, Нуржуман Ихтымбаев, Ораз Абишев, Мажит Бегалин… Айманов был в те дни необычайно весел, вел себя как мальчишка. Поднимая в ресторане гостиницы первый тост, сказал, обращаясь к Бегалину: "Бразды правления казахским кино я могу передать тебе хоть сегодня".
Та полушутя-полусерьезно сказанная фраза обернулась трагической реальностью. Через неделю Шакена Кенжетаевича не стало. Мажит Бегалин воспринял его смерть очень тяжело. Он остался старшим в кинематографическом сообществе, но еще не был внутренне готов к этому. Мажит как-то сразу сник, впал в депрессию. Вместе с Аймановым у него словно ушла земля из-под ног, в его лице он потерял некую мощную опору… Он пережил Айманова почти на восемь лет, но это уже был не тот Бегалин – искрометный, легкий и словно постоянно танцующий, но в памяти он остался именно таким…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Большая нефть в большой судьбе 27.02.2012
Снайпер-кыз из Махамбета 24.02.2012
Классик казахского кино 24.02.2012
Призванный временем и судьбой 13.02.2012
Тайный устав Барлыбека Сыртанова 13.02.2012
Тайная миссия полковника, или Жизнь под грифом "секретно" 13.02.2012
Увековечить имя патриота 08.02.2012
Театр ей был и жизнью, и судьбой 30.01.2012
Вместе с родной республикой 30.01.2012
Восточные легионы или смерть 30.01.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz