Нурлан ДУЛАТБЕКОВ, доктор юридических наук, профессор, "Казахстанская правда", 16 марта
История движения "Алаш" – актуальная, являющаяся уроком страница истории нации. Любое сведение, касающееся этого движения должно быть для нас значимым, потому что это национально-освободительное движение способствовало единению народа, формированию самостоятельного государства, самое главное – возрождению национального духа, самосознания. В прошлом году мы побывали в Санкт-Петербургском университете с целью поиска новых сведений, фактов, касающихся небольшой группы казахской интеллигенции, в начале ХХ века получившей здесь образование. Нас приветливо встретила и создала необходимые для работы условия президент университета Людмила Вербицкая. Знакомясь с материалами из здешнего архивного фонда, связанными с именами Ж. Сейдалина, Б. Сырттанова, А. Турлыбаева, Р. Марсекова и других, мы обнаружили немало новых фактов и сведений. Сегодня разговор о Жакыпе Акбаеве, вышедшем из народа первом магистре права. Из кратких сведений о его жизненном пути известно, что Ж. Акбаев родился 25 октября 1876 года в Семипалатинской области, Каркаралинском уезде, Бериккаринской волости, в местечке Тониректас аула №3 в состоятельной семье. В 1886 году обучался в казахском интернате в Каркаралинске, в 1889-м, поступив в Омскую гимназию, проучился там семь лет, перевелся в гимназию Томска, а через год оканчивает ее и поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1903 году выпускается из него с дипломом I степени. Во время учебы Жакып Акбаев старался овладевать знаниями в разных областях. Для того чтобы основательно вникнуть в способности человека, запоминать нужные сведения и освоить методику отбора им фактов, он даже написал заявление на имя руководства университета с просьбой разрешить прослушать лекции по мнемонике профессора С. Файнштейна в Одессе, а также поступить в Институт археологии в Санкт-Петербурге. Закрепил тему "Право о браке казахов" для защиты перед Государственной аттестационной комиссией. Позднее, будучи в тюрьме, он продолжил работу над этой темой, расширил и опубликовал материал в 1907 году в записках Семипалатинского отделения Русского географического общества. После окончания учебы устраивается на работу в судебную палату в Омске. В августе 1905 года становится судьей-посредником 2-го участка города Омска. В 1907–1927 годах с небольшими перерывами трудится в губернских судах Семипалатинского, Сырдарьинского округов. Подвергался гонениям со стороны властей России. В июле 1919 года степной суд белых казаков вынес ему приговор о расстреле. Сидел в тюрьмах Каркаралинска, Семипалатинска, Омска, Алма-Аты, неоднократно ссылался. После установления Советской власти он работает в юридическом отделе Семипалатинского губревкома, при его непосредственном участии в губернии открываются судебно-дознавательные участки. Некоторое время был членом Семипалатинского Совета народного суда. Исполнял различные обязанности в Каркаралинском уездном отделе образования для народа, Семипалатинске. Как и другие деятели "Алаш", Ж. Акбаев подвергается сталинским репрессиям, ссылается в Воронеж, в связи с болезнью отправляется на родину. 4 июля 1934 года он скончался в Алма-Ате. Прежде чем перейти к намеченной в начале статьи основной теме, хотелось обратить внимание читателей на одно дополнение, связанное с личной жизнью Ж. Акбаева, что, как нам думается, более полно воссоздает его благородный облик. Подругой жизни Жакыпа-ага стала татарская девушка Гульбагар Бекметова из знаменитой династии Бекметовых. В свое время Бекметовы активно принимали участие в общественной и экономической жизни Казахстана, глубоко освоив национальные традиции. Построенный в XIX веке состоятельным купцом Халиоллой Хамитулы Бекметовым (1833–1903) дом в настоящее время – памятник истории и культуры в городе Каркаралинске, взят под охрану государства. Х. Бекметов был членом Каркаралинского подразделения попечительства над тюрьмами, член комитета Кояндинской ярмарки. Брат Халиоллы Мухаммед (Максут) Бекметов активно участвовал в движении за социальное равенство в Казахстане. Халиолла Бекметов был другом ага-султана Кунанбая (отца Абая), часто общался с ним. Халиоллу, известного своей справедливостью, честностью, народ Каркаралинска избрал бием-посредником. Он построил в городе мечеть, медресе, вложил много труда в открытие в этом регионе рудных источников. Перед тем как построить мечеть в Каркаралинске, Кунанбай советовался с Бекметовым по поводу ее плана и места возведения. Халиолла участвовал в постройке не только мечети Кунанбая, но и много помог финансами мечети, возведенной в Санкт-Петербурге в 1910 году. Ребенком Абай постоянно заходил в дом, который позднее был назван "Голубым домом" Халиоллы, он был сделан без единого гвоздя. Абай пользовался также библиотекой Бекметова. Каждый приход молодого поэта был праздником с играми и забавами. В настоящее время, с 1977 года, в доме Халиоллы располагается детский сад, а на стене установлена мемориальная доска. Вот к дочери Халиоллы Гульбагар и посватались родители Жакыпа. Однако избалованная, изнеженная красавица, критически оценивая, по ее мнению, "какого-то босяка-казаха", заявила, что не выйдет за него замуж. Спустя какое-то время Жакып, подъехав к дому в Каркаралинске, где сейчас расположен музей Абая, стал выходить из повозки. Это был симпатичный, статный, чистоплотный джигит, с небольшой тростью, в шляпе и модных туфлях. Облик по-европейски одетого Жакыпа произвел, по-видимому, на девушку, увидевшую его из окна своей комнаты, сильное впечатление. Неожиданно, лишившись покоя, она, подбежав к находящейся на кухне матери, заявила, задыхаясь: "Наверное, я выйду замуж за этого казаха"… Позже, возвращаясь как-то из Омска, где купил лекарства, добравшись до аула, Жакып собрал босоногих казахских детей и заставил супругу мыть им ноги, а потом этими лекарствами лечить их. Наблюдая с особым интересом за этой картиной с вершины холма, он говорил: "Детки Киикбая (Киикбай – прадед Жакыпа-ага – авт.), вы, наверное, благодарны мне – дочку Бекметова заставил вам мыть ноги, чего же больше нужно вам?"… Но это было отступление. Вернемся к жизни Жакыпа Акбаева в Санкт-Петербурге. Документы до переворота из университетского архива были отправлены в Санкт-Петербургский государственный архив. В учреждении, расположенном по адресу Псковская, 18, за №1099 сохранено "Дело студента Санкт-Петербургского Императорского университета Жакыпа Акбаева". Дело в фонде №14, за записью №3 было начато в 1898 году и окончено в 1918 году. В написанной собственноручно автобиографии, сохраненной в Санкт-Петербургском государственном архиве, Акбаев отмечает: "Я в 1886 году поступил учиться в казахский интернат в Каркаралинске, в 1886 году был зарегистрирован в Омской гимназии, позднее, через несколько лет, перевелся в гимназию в городе Томске, окончил ее в 1898 году". В аттестате, сохранившемся в архиве Санкт-Петербургского университета, написано: "Во время учебы в Томской гимназии дисциплина Ж. Акбаева была очень хорошей, к занятиям готовился хорошо, хорошо посещал, письменные работы выполнял хорошо, к учебе внимателен, хороший интерес к занятиям". Как показано в аттестате, по таким дисциплинам, как физика, математика, логика, история, география, им получены отличные оценки. Далее, как уже отмечалось, в этом же 1898 году Акбаев поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Этот факультет считался в России одним из авторитетных, именно в то время известность его была широка. Там читали лекции известные ученые, преподаватели: В. Милютин, преподававший русское государственное право, И. Ивановский – дипломатию, К. Неволин и К. Кавелин – гражданское право, Я. Бариев – русское уголовное и полицейское право, знаменитый В. Спасович, читавший уголовное право, и другие. Все они оставили заметный след в российской науке, в истории университета. Во время учебы Ж. Акбаев проживал в 3-й квартире 7-го дома, расположенного вдоль Александровской площади. В первые годы вместе с ним там же обитал учившийся на курс старше Айдархан Турлыбаев. А. Турлыбаев – из числа образованной казахской интеллигенции начала ХХ века, один из деятелей "Алаш". Подружившись в юности, молодые люди и позднее, уже на трудовом поприще, не раз встречались. Айдархан долгие годы работал в органах юстиции Омска. Об этом есть письменные сведения. А упомянутая Александровская площадь в свое время считалась одной из главных улиц столицы России. Здесь в основном проживали ученые, богатые купцы, городские чиновники. Мы к этому дому пришли специально. Сейчас, правда, улица носит имя Добролюбова. Мы с волнением смотрели на окна, за которыми прошли пламенные молодые годы Жакыпа-ага… (Продолжение следует) |