NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 06:41 ast
04:41 msk

Санкт-Петербургские страницы Жакыпа Акбаева. Часть 2
Жакып Акбаев – один из первых казахов, ставший магистром права. Но вместе с тем в университете он заинтересовался областью истории, полной неизведанных тайн…
02.04.2012 / история

Нурлан ДУЛАТБЕКОВ, доктор юридических наук, профессор, "Казахстанская правда", 30 марта

История движения "Алаш" – актуальная, являющаяся уроком страница истории нации. Любое сведение, касающееся этого движения, должно быть для нас значимым, потому что это национально-освободительное движение способствовало единению народа, формированию самостоятельного государства, самое главное – возрождению национального духа, самосознания. В прошлом году мы побывали в Санкт-Петербургском университете с целью поиска новых сведений, фактов, касающихся небольшой группы казахской интеллигенции, в начале ХХ века получившей здесь образование. Сегодня разговор о Жакыпе Акбаеве, вышедшем из народа первом магистре права.
В первый год учебы в стенах университета Ж. Акбаеву была выделена стипендия размером в 400 рублей. Также в архиве есть такая запись: "Начальник Степного края не удовлетворил его просьбу о выделении средств на приобретение одежды, мотивируя тем, что одежда должна приобретаться за счет стипендии; в связи с этим университетская канцелярия выделяет студенту из Семипалатинской области, стипендиату Жакыпу Акбаеву пособие" (Омский областной государственный архив, дело № 5136, 17 октября 1898 года).
Как отмечено ранее, Жакып-ага вышел из состоятельной семьи, да еще была помощь со стороны родственников жены. Поэтому он не испытывал особой нужды. Способный юноша со стойким характером тратил свои время и средства не на развлечения, а на получение все­сторонних знаний. В высшем учебном заведении в полной мере раскрылась природная одаренность Жакыпа, показавшего себя целеустремленным, примерным учеником. Вероятно, поэтому научной работой прибывшего из дальнего края студента руководил сам ректор университета, известный правовед Адольф Христианович Гольмстен (1848–1920), известный ученый, оставивший ряд солидных работ по дисциплине "Гражданское право и процесс". В 1899–1903 годах был ректором вышеназванного университета.
В университете Ж. Акбаев прослушал лекции по истории римского права, истории русского права, по государственному, церковному, полицейскому праву, политической экономике, статистике, гражданскому праву, международному праву, правовой энциклопедии, истории философии права. Мы знали, что Жакып Акбаев – один из первых казахов, ставший магистром права. Но вместе с тем в университете он заинтересовался областью истории, полной неизведанных тайн.
Будучи четверокурсником юридического факультета, с августа 1901 года он параллельно слушал лекции в Институте археологии. По этому поводу есть два документа. В первом написано: "Это разрешение дано студенту Императорского Санкт-Петербургского университета Жакыпу Акбаеву для предъявления в Санкт-Петербургский институт археологии, причина: со стороны руководства нет никаких препятствий для прослушивания курса лекций в указанном институте". Таким образом, получив официальное разрешение с основного места учебы, Ж. Акбаев свободно осваивает и вторую специальность. Институт археологии был очень авторитетным научным центром, где обучались два года после окончания других учебных заведений.
Также Ж. Акбаев изъявил желание учиться в Киевском Императорском университете святого Владимира. Об этом тоже есть сведения в архивных данных (отношение ректора Императорского университета святого Владимира за № 6255 от 15 ноября 1901 года).
Жакып Акбаев на летних каникулах в ауле показал себя образованным, вдумчивым, будущим борцом. Свои мысли о творимых на родине бесчинствах, беззаконии открыто высказывал. Всегда выступал за справедливость. Вот пример: в июле 1900 года в Семипалатинскую окружную комиссию поступило краткое письмо следующего содержания: "Проживающий в Каркаралинском уезде Жакып Акбаев выказал грубое поведение в отношении вестового Бакена Отеулина во время прохождения того через Бериккаринскую волость, мешал выполнять ему беспрепятственно свои дела…" На самом деле этот вестовой беззаконно согнал с возвышенности лошадей казаха по имени Актай Бакаев якобы для нужды… А указанный вестовой среди народа был, видимо, известен как самодур. Мы видим, как молодой Жакып дал ему решительный отпор, был на стороне простого народа, выражал его интересы и нужды.
В годы учебы в столице России политические взгляды Жакыпа формировались в демократическом русле. Монархическая власть, несправедливость, коррумпированность государственного аппарата навели молодого человека на мысли о судьбе своего народа. В Санкт-Петербурге Жакып близко сходится с людьми прогрессивных взглядов, на встречах с ними поднимаются политические вопросы, касающиеся изменения устройства государства на конституционной основе, о необходимости давать отпор несправедливости власти. Будучи студентом, Ж. Акбаев пишет и публикует две статьи. Одна из них, в которой критикуется налоговая политика государства, увидела свет в газете "Санкт-Петербургские ведомости". Впоследствии статья была переведена на казахский язык и опубликована в 1900 году в № 12 газеты "Дала уәләяты". Приводим из нее небольшую выдержку.
"В 56 номере вашей газеты от 27 февраля сего года увидело свет письмо, пришедшее из Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области. Хотя я не во всем согласен с приславшим письмо автором, но не буду выступать против него. Этот указанный автор письма с прямой ответственностью говорит о двух-трех случаях, увиденных своими глазами, на всех в каждой семье налагаются подати, которые прямо можно назвать подлостью, свидетельствует о налагаемых на хозяев домов злостных поборах, говорит, что современные правила сбора податей неправильные. Прежние правила сбора податей были хорошие.
После того как я, со своей стороны, подумал, что все сказанное – просто неуместные, бездоказательные слова, решил сопоставить два разных вида правил. Во времена первоначального порядка, раньше 1898 года, когда на каждого хозяина дома налагалась подать, то эту подать (налог) налагали главы пятидесяти, объединившись со старшинами. Из-за этого хозяева домов приказы, исходящие от глав, выполняли спустя рукава, не противоречили им. Начиная с 1898 года, после введения нового порядка, перешли на другую форму, когда подати налагались на хозяев домов совместно с главами пятидесяти. В соответствии с этим правилом в место, где проходит съезд, могли по необходимости прийти хозяева домов. Сначала, чтобы дать уточненный отчет, во-вторых, для избрания выборных. Все эти дела должны происходить перед уездным начальником и податным инспектором.
Численность скота, еще до избрания выборных, досконально записав, быстро заканчивают (в большинстве своем в качестве выборных избирают баев). По этой причине, разумеется, пока баи занимались выборами, главы находились под влиянием желаний хозяев дома. По словам казахов Бериккары, главы Семипалатинской области, относящиеся к Каркаралинскому уезду, ставились исходя из собственного мнения Абишем Актайуглы. Забота белого царя о неимущих: их подати распределялись одинаково, исходя из положения. Я не иду против всяких совершаемых подлостей, однако покажу, по какой причине бедняги – казахи горных областей, несмотря на милости государственного образца, оказались в проигрыше, пришли в упадок после того, как оказались под гнетом тирании. Например, все они из-за своей безграмотности не знали о том, что в соответствии с установленным порядком налог увеличивается в зависимости от количества их скота. На самом деле такие ошибки не должны повторяться при следующих выборах. Потому что, видимо, существовала экспедиция, которая знакомилась с положением казахов горных районов. Например, было вынесено решение о наложении денежного налога в зависимости от количества скота после ознакомления с положением казахов горных районов. Были распространены ложные сведения, что экспедиция будет давать земли в зависимости от количества скота. Вот из-за этого бедные казахи, с целью оставить свои пастбища за собой, показали количество своего скота в вдвое увеличенном виде. А баи, все же более образованные, наоборот показали свой скот в малом количестве. Последствия этого тяжело ударили по несчастным бедным, не выдержав совершенной ими ошибки, не имея возможности исправить их, еле-еле существуют, запутавшись, и ждут выборов этого года, чтобы сказать баям – пусть их поддержит Бог, а они за нанесенные ими обиды вернут их им сторицей.
На самом деле это хорошо, когда подать налагается в зависимости от положения каждого, справедливость выгодна, но иногда такие случаи дискредитируют понятие справедливости. То, что увидел своими глазами, поскольку летом моя жизнь протекает с ними, мои убогие, бедные сестры показывают положение народа, точно отмечаются расходы, соответствующие количеству скота, от этого их положение настолько усугубилось, что удивляешься тому, что они еще живы".
Безусловно, и это общеизвестно, что в начале ХХ века в казахском обществе сложилось очень тяжелое положение. Российская военно-монархическая система, объявление казахских земель собственностью русского государства, возросшее во много раз в связи с этим число переселенцев из внутренних районов России, оттеснение казахов с мест, пригодных для земледелия. То, что традиционное казахское хозяйство оказалось в глубоком кризисе, надо квалифицировать как конкретное проявление создавшейся ситуации. Возникла дилемма: или исчезновение казахского народа в качестве нации, или борьба за самосохранение. Однако в новые времена были необходимы новые формы борьбы, соответствующие сложившейся политической обстановке, а самое главное был спрос на совершенно новую социально-политическую силу, способную разъяснить, донести до народа стоящие перед ним цели и задачи, тем самым вооружить соответствующим запросам времени оружием борьбы. Таким общественным движением, способным возглавить борьбу, стало движение "Алаш". Вместе с А. Бокейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым Жакып Акбаев стоял в его первых рядах.

Окончание следует


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Зодчий Шота Валиханов 26.04.2012
Суфии – танцующие с Богом 23.04.2012
Гимназистки кудрявые 23.04.2012
В поисках корней 20.04.2012
Каким был Абилкайыр? 20.04.2012
Выбор определил судьбу 18.04.2012
Памяти учителя и коллеги 11.04.2012
Санкт-Петербургские страницы Жакыпа Акбаева. Часть 3 09.04.2012
Запомните их имена 06.04.2012
Патриарх филологической науки 06.04.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz