Кажахмет БАЛАХМЕТОВ, министр просвещения Казахской ССР в 1974–1987 гг., "Казахстанская правда", 26 мая
Исполняется 75 лет известному общественному и государственному деятелю, ученому, педагогу, дипломату и литературоведу Мырзатаю Жолдасбекову. Много лет меня связывают добрые дружеские отношения с Мырзатаем Жолдасбековым. Шестидесятые и семидесятые годы отличались бурным ростом школьного образования в нашей республике, осуществлялся переход ко всеобщему среднему образованию. Росло число школ, дошкольных и внешкольных учреждений, соответственно увеличилась потребность в педагогических кадрах, в стране стали появляться новые высшие и средние специальные педагогические учебные заведения. В те годы были открыты Целиноградский, Павлодарский, Кокчетавский, Аркалыкский, Джезказганский пединституты и в том числе Талды-Курганский, ректором которого в 1977 году и был назначен Мырзатай Жолдасбеков. Я в то время возглавлял Министерство просвещения КазССР, которому подчинялись все педвузы. О М. Жолдасбекове было известно, что он уроженец Жамбылской области, детство провел в селе, испытав на себе все горести и тяготы военных лет, поэтому хорошо знал жизнь и быт, проблемы простых людей. Он с отличием окончил среднюю школу, затем поступил на филологический факультет КазГУ, где получил основательные и глубокие знания у таких корифеев, как Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Габиден Мустафин, Абдильда Тажибаев, Шахмет Кусаинов, Ныгмет Сауранбаев, Есмагамбет Исмаилов, Бейсенбай Кенжебаев и других. Общение с ними оказало огромное духовное влияние на любознательного и трудолюбивого студента. Как позднее он вспоминал, особенно глубокий след оставили лекции и встречи с выдающимся писателем, ученым и просто большим человеком Мухтаром Омархановичем Ауэзовым. После успешного окончания университета М. Жолдасбеков, показавший себя как перспективный, ищущий и склонный к научной работе молодой специалист, был оставлен на кафедре, читал курс лекций по казахскому фольклору. В аспирантуре он продолжал углублять свои знания по проблемам древней литературы казахов и составил учебник-хрестоматию. Наряду с литературой Мырзатай Жолдасбеков занимался исследованием древнейших памятников – орхонских надписей VІІІ в. – и внес свой вклад, продолжив дело таких крупных ученых, как В. Радлов, С. Малов, И. Стеблева и других. Позднее эта работа вылилась в "Полный Атлас памятников Орхона".
Ректор После успешной защиты кандидатской диссертации М. Жолдасбеков продолжил свою преподавательскую и научно-педагогическую деятельность и в 1974 году был назначен деканом филологического факультета КазГУ. Это было высокое доверие, оказанное молодому ученому. А уже через три года он стал ректором Талды-Курганского пединститута. В 1979 году я приехал в область для знакомства с работой школ, органов народного образования и, конечно же, педагогического института. Нашу группу встретили ректор Мырзатай Жолдасбеков и проректор Базар Дамитов. После небольшой беседы мы пошли знакомиться с материально-технической базой института: посмотрели вновь созданные лаборатории и кабинеты, в том числе один из них, оснащенный благодаря шефской помощи Томского университета. Там было новейшее первоклассное оборудование, каким тогда не могли похвастаться многие казахстанские вузы. Везде чувствовалось заботливое, хозяйское отношение к делу ректора. Мне понравились деловой и принципиальный подход Жолдасбекова к работе, решению насущных проблем, краткость и ясность его суждений. Состоялась встреча со студентами и профессорско-преподавательским составом. Ректор рассказал, над чем работает коллектив института, какие трудности удалось преодолеть, чтобы создать нормальные условия жизни и быта студентов, а также всего коллектива института. В своем выступлении я высоко оценил работу вуза по подготовке педагогических кадров. Потом Мырзатай Жолдасбеков пригласил меня посмотреть выступление студенческого ансамбля "Жетысу", который в это время делал свои первые шаги. Я обещал, но в силу занятости не смог побывать на концерте, о чем до сих пор жалею… Еще раз я посетил Талды-Курганский педагогический институт через три года. За это время он коренным образом преобразился. Деловой и энергичный Мырзатай Жолдасбеков своей повседневной деятельностью сумел завоевать авторитет среди руководителей области. В это время в Талды-Кургане намечалось строительство типовой средней школы. Ректор предложил передать эту новостройку пединституту, а существующие здания института – школе. Руководители области пошли навстречу и выделили сверх сметной стоимости еще один миллион рублей за счет областного бюджета. Тогда ректор внес соответствующие изменения в существующий проект, и новые архитектурные элементы превратили типовое здание в красивый учебный корпус. Там были просторные студенческие аудитории, кабинеты и лаборатории, актовый и спортивный залы, соответствующим образом оборудованные. Так пединститут стал одним из видных архитектурных объектов в областном центре. Жолдасбеков добился присвоения институту имени выдающегося писателя Ильяса Жансугурова, основал литературно-мемориальный музей его имени. Отличающийся прекрасным вкусом и хорошим знанием музыкального наследия казахского народа, М. Жолдасбеков организовал ансамбль "Жетысу", который с концертными программами выезжал не только в республики Союза, но и за рубеж. Со студенческих лет он собирал памятники старины. Так, ему удалось найти музыкальные инструменты известных исполнителей: кобыз Молыкбая, домбру Бактыбая, фортепиано композитора Мукана Тулебаева, у которого он творил свою замечательную оперу "Биржан – Сара". Мырзатай постоянно проявлял внимание к студенческому быту. В этот приезд он показал мне организованный им профилакторий для студентов и преподавателей, расположенный в живописной природной зоне Жетысу. Для отдыха там были созданы все условия. По-моему, это был первый профилакторий, принадлежащий учебному заведению, подведомственному нашему министерству. Таким образом, знакомство с работой Талды-Курганского педагогического института показало, что это учебное заведение становится одним из ведущих среди педагогических вузов республики. Мырзатай пригласил меня к себе на ужин. Обычно, находясь в служебной командировке, я не ходил в гости, но в данном случае принял приглашение, чтобы ближе познакомиться с его семьей. Нас с заведующим облоно приняла у входа хозяйка, ее звали замечательным именем Марьям. Это женщина всем своим существом излучала теплоту и сердечность. Она обладала высокими качествами матери и супруги, верной и преданной своему мужу, хорошо знала обычаи и традиции гостеприимства. И чувство уважения к ней у меня сохранилось надолго. За дастарханом протекала интересная беседа с хозяином. Он основательно знал национальную литературу, оригинальное казахское искусство и умел интересно о них рассказывать. С тех пор у нас с Мырзатаем сложились хорошие товарищеские отношения. Мы часто встречались на совещаниях, съездах, научно-практических конференциях в Алма-Ате, Москве. В лице М. Жолдасбекова я видел крупного организатора и умелого деятеля народного образования, глубоко подготовленного ученого-педагога, всесторонне развитую личность, человека, любящего свой народ, хорошо знающего его трудный исторический путь. Он из тех руководителей, у кого можно было многому научиться. Талды-Курганский педагогический институт под руководством М. Жолдасбекова за короткое время стал одним из передовых педвузов не только в республике, но и в Союзе. Опыт его работы был обобщен Министерством просвещения республики и решением коллегии от 31 марта 1981 года рекомендован для использования во всех педагогических высших учебных заведениях Казахстана. В это время в стране наметились серьезные изменения. В частности, был принят закон о школьной реформе. В 1985 году вместо ушедшего на пенсию Михаила Прокофьева министром просвещения СССР был назначен Сергей Щербаков, бывший до этого первым заместителем заведующего отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС. Новый министр ввел практику заслушивания на Совете по общеобразовательной школе, членами которого являлись министры просвещения союзных республик, а также ответственные работники Министерства просвещения СССР, представители научных учреждений, министерств и ведомств, не руководителей Центрального аппарата, как это было ранее, а республиканских министров. Первым такая честь выпала Казахстану и Латвии. На расширенном заседании совета был заслушан мой получасовой доклад о ходе школьной реформы в республике. Шло широкое обсуждение. Мероприятия, которые мы проводили, одобрили, а мне было предложено выступить по радио для зарубежных стран. Видимо, после этого С. Щербаков решил ознакомиться с состоянием дел на месте и приехал к нам в Казахстан вместе с начальником управления учебными заведениями министерства, членом коллегии В. Розовым. Здесь он встретился с руководителями республики Д. Кунаевым, Н. Назарбаевым и другими, побывал в школах, республиканском Дворце школьников, межшкольном учебно-производственном комбинате, детском доме, педагогическом институте и в ряде других учреждений образования и культуры. В связи с приездом министра созвали совещание актива работников народного образования с участием руководителей республиканских министерств и ведомств. Был заслушан доклад министра просвещения Казахстана. На обсуждении первому предоставили слово ректору Талды-Курганского педагогического института М. Жолдасбекову, который подробно, со знанием дела рассказал о ходе подготовки и переподготовки педагогических кадров в свете школьной реформы. Его выступление отличалось конкретностью, ясностью изложения и практическими предложениями по совершенствованию системы подготовки кадров и нашло горячее одобрение участников. Положительно отозвался о нем также и С. Щербаков.
Министр Оценив нашу работу по осуществлению школьной реформы, Щербаков включил меня в состав делегации Министерства просвещения СССР, которая выезжала в Болгарию на Дни славянской письменности и культуры. Мероприятия, носившие международный характер, состоялись в Софии 24–25 мая 1986 года. В июне 1986 года мне исполнилось 60 лет, из них я проработал на руководящей должности свыше 30 лет, а министром просвещения республики – свыше 13. В те годы было принято по достижении пенсионного возраста думать об уходе. И я еще до декабрьских событий рекомендовал на эту высокую и ответственную должность Мырзатая Жолдасбекова. Долгие годы совместной работы я внимательно приглядывался к нему. Среди многих ректоров и других руководящих работников он, как ученый, педагог и организатор, отличался принципиальностью, деловой хваткой, человечностью и профессионализмом. Конечно, у руководства ЦК были другие кандидатуры, но я до конца отстаивал свою. При этом руководствовался интересами дела: заниматься образованием и воспитанием учащейся молодежи сложно, и поэтому этот важный участок должен вести профессионал, хорошо знакомый с проблемами этой сферы. Во-вторых, из своих источников я знал о хороших отношениях Мырзатая с Председателем Совета Министров республики, а это могло помочь только что назначенному главе ведомства быстро войти в новую для него должность и при поддержке руководства республики успешно решать важнейшие проблемы образования и воспитания подрастающего поколения, тем более в условиях осуществления школьной реформы. Однажды в октябре позвонил Нурсултан Абишевич Назарбаев и спросил о моем желании уйти на пенсию. Я подтвердил. Он сказал, что в таком случае будет ходатайствовать о назначении пенсии союзного значения. Я искренне поблагодарил его за заботу и внимание. Наконец 14 октября 1987 года вышел Указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР о назначении Жолдасбекова Мырзатая Жолдасбековича министром просвещения республики и моем освобождении от этой должности в связи с уходом на пенсию. С первых дней М. Жолдасбеков активно включился в работу. В бытность ректором он был хорошо знаком с сотрудниками аппарата министерства, часто встречался и обменивался опытом с ректорами и педагогами других учебных заведений, заведующими областными отделами народного образования, и все это помогло ему. У него сложилось взаимопонимание с отделом науки и учебных заведений ЦК, отделом Управления делами Совета Министров Казахской ССР, Госпланом, Минфином и другими министерствами и ведомствами, о чем Мырзатай рассказывал мне во время встреч. В мае 1988 года на республиканской конференции в соответствии с постановлениями Правительства СССР и Казахской ССР было создано республиканское отделение Советского детского фонда им. В. Ленина. Жолдасбеков активно включился в подготовку и проведение конференции, а затем в создание необходимых условий для работы фонда. Он выделил помещения, провел их ремонт и обеспечил необходимой мебелью и инвентарем, направил в фонд работников аппарата, знакомых с этой сферой деятельности. Как учредитель министерство внесло в фонд денежные взносы. М. Жолдасбеков показал себя крупным организатором, умелым и принципиальным работником и руководителем, ищущим ученым. Он умел ценить людей, и если была возможность, оказывал им поддержку. Примеров, когда он помог товарищам в становлении и росте, предостаточно. Позднее Жолдасбеков работал заведующим идеологическим отделом ЦК Компартии Казахстана. Но особенно ярко он проявил себя как общественный, государственный и политический деятель после обретения республикой независимости. Он был членом Президентского совета, государственным советником по вопросам социального развития, заместителем Премьер-Министра, советником Президента. Но, находясь на таких высоких и ответственных должностях, он не терял связи со своими бывшими товарищами по работе, общался с ними, оставался таким же простым и доступным, каким мы его знали прежде. Я часто обращался к нему по разным вопросам деятельности Детского фонда, являясь одним из его руководителей, и всегда получал помощь и поддержку. Общеизвестна его роль в реабилитации незаконно репрессированных деятелей литературы, искусства и политики – Ахмета Байтурсынова, Алихана Букейханова, Миржакыпа Дулатова, Магжана Жумабаева, Шакарима Кудайбердиева и других. По его инициативе проведены праздничные мероприятия, связанные с именами выдающихся сынов казахского народа: писателей, акынов, батыров, людей искусства. Были изданы их труды, установлены памятники, мемориальные доски, организованы музеи, возвращены в республику исторические реликвии, имеющие огромную познавательную ценность. Мырзатай активно участвовал во всех мероприятиях, имеющих важное историческое значение. Так, я присутствовал на заседании, где детально рассматривался вопрос о проведении инаугурации Первого Президента Республики Казахстан. Это было впервые, и надо было так определить алгоритм этого важнейшего события, чтобы оно в дальнейшем превратилось в традицию. Так и случилось: тот сценарий, разработанный Жолдасбековым, в основном сохранился.
Дипломат В 1993 году Мырзатай Жолдасбеков был направлен Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Иран. Как видно из книги, где он описал свою деятельность на этом высоком посту, в богатой традициями стране с древнейшей историей наш дипломат вошел в дружеский контакт со многими политическими, литературными и общественными деятелями, с простыми людьми. Он достойно представил Казахстан и его народ в государстве, где имели о нас скудные и отрывочные сведения. Меня поразило, что Мырзатай и тут оказался дельным человеком: ему удалось укрепить материальную базу посольства, разместить офис в достойном здании и создать необходимые жилищно-бытовые условия для работников. Он смог сэкономить отпущенные ему средства, а также принял определенные практические меры, чтобы не только покрыть немалые расходы, а создать финансовый резерв и условия для перехода на самоокупаемость. В итоге он сумел поднять престиж молодой развивающейся Республики Казахстан в глазах не только Ирана, но и мировой общественности. После окончания срока службы Мырзатай Жолдасбеков свой дипломатический и педагогический опыт применил на посту руководителя вновь организованной Дипломатической академии, где готовились кадры, в которых остро нуждалась республика в связи с возрастающими внешнеполитическими контактами, установлением дипломатических отношений со многими странами. Назначенный ректором Евразийского национального университета, крупный ученый и педагог, государственный и общественный деятель М. Жолдасбеков внес неоценимый вклад в организацию и укрепление нового высшего учебного заведения. Созданный на базе педагогического института университет нуждался в коренной перестройке. Ректору пришлось приложить огромные усилия, чтобы главный столичный вуз располагал всеми необходимыми условиями для нормальной работы: имел хорошую учебно-материальную базу, отвечающую современным требованиям, профессорско-преподавательский состав, оборудование и технические средства для подготовки кадров. Были построены учебные корпуса, жилье для преподавателей и Дом студентов. Кабинеты и лаборатории оснастили по последнему слову техники, создали условия для научных изысканий. Открыли широкий доступ для работы с Интернетом. Создали мемориальный комплекс тюркского памятника Культегину. Позднее при ЕНУ был открыт филиал Московского государственного университета. Евразийский университет стал местом проведения международных научных, научно-практических конференций, встреч с главами государств, видными политическими деятелями мира, учеными, писателями. Евразийский национальный университет носит имя крупного ученого-востоковеда Л. Н. Гумилева в знак признания заслуг вуза как центра науки и просветительства. На открытие в торжественной обстановке Жолдасбеков пригласил известных ученых, писателей, поэтов, арабистов, педагогов и журналистов. В числе приглашенных был и я. Он подробно рассказал гостям о работе университета, о планах его развития как исследовательского научного центра, о создании комплекса древнего Орхоно-тюркского памятника. Я с особым удовлетворением должен отметить, что Мырзатай никогда не забывал о наших дружеских отношениях и постоянно приглашал на проводимые им мероприятия, поздравлял с моими юбилеями. Говорил, что надо бы встретиться у него дома, о чем часто напоминает супруга Марьям. Такая возможность появилась после его возвращения из Ирана. За богатым дастарханом состоялась живая беседа, вспомнили общих знакомых и сослуживцев. Оказалось, что моя супруга в свое время вместе училась и дружила с сестрой Марьям в Алма-Атинском медицинском институте. Оказав должные по такому случаю почести, Мырзатай сам отвез нас домой. Директор Особенно частыми стали мои встречи с Мырзатаем после нашего переезда в Астану, где он руководил Президентским центром культуры, расположенным в прекрасном здании особой архитектуры. Здесь концертный зал, библиотека, музей и административная часть. Музей поражает богатством своих экспонатов, отражающих жизнь и быт казахов, прошлое и настоящее родного отечества. На все мероприятия, которые проводились в центре, Мырзатай приглашал меня специально. Запомнились вечера, посвященные Шакариму, писателю Шерхану Муртазе и другие. Жолдасбеков после долгих поисков и переговоров получил в подарок для музея сохранившуюся у потомков ближайших сподвижников Аблай-хана "тон" (шубу) хана, реставрировал ее и провел интересный вечер, посвященный этому событию. Содержательно прошел и вечер, посвященный 70-летию самого Мырзатая Жолдасбекова. Собрались его близкие и родные, друзья и товарищи по работе, сподвижники. В адрес виновника торжества было высказано много теплых и добрых пожеланий. На приеме в связи с этим событием наряду с другими выступал я и дал такую оценку его трудовой, научной и литературной деятельности: "Он великий педагог и великий труженик". Думается, его жизненный путь заслуживает и более высокой оценки. Особенно запоминающимся было празднование 10-летия столицы – Астаны. Это событие тем более знаменательно, что совпадает с днем рождения выдающего деятеля, Первого Президента Республики Казахстан, лидера, признанного всей мировой общественностью, Нурсултана Абишевича Назарбаева. С присущей ему деловитостью Мырзатай коренным образом преобразовал внутреннее убранство и экспозиции центра. Богаче стал музей, где в нескольких залах были представлены произведения искусства и народного творчества, отражающие славную историю нашей страны, путь, который независимая Республика Казахстан прошла за небольшой период. Особое место в экспозиции занимают материалы о роли Президента в преобразованиях, прошедших в республике под его непосредственным руководством, о его пристальном внимании к экономическому и социальному развитию страны и особенно столицы. Какую смелость и талант предвидения надо иметь, чтобы в тех сложных экономических условиях принять гениальное решение о переносе столицы в географический центр Казахстана! Теперь наша Астана – один из красивейших городов мира, и не случайно Нурсултана Абишевича называют ее главным архитектором. Я всегда поражаюсь энергии, деловитости и эстетическому вкусу Мырзатая Жолдасбекова, которые он проявляет во всех мероприятиях, которые проходят под его руководством.
Многогранный талант Видный мыслитель, жырау Шал-акын в своем педагогическом трактате делил людей, особенно молодежь, на три категории: 1) ленивец, 2) гордец, 3) "сегіз қырлы, бір сырлы", то есть личность с глубоким умом и многогранным (восьмигранным) талантом. Так вот к разряду последних я отношу уважаемого Мырзатая Жолдасбекова. Я его знаю более 30 лет, и всегда, какую бы должность ни занимал, он отличался мудростью, высокой человечностью, энциклопедическими знаниями, скромностью, вечными поисками и трудолюбием. Он приложил много усилий к возрождению древней культуры казахского народа, пропаганде общечеловеческих ценностей и национальных обычаев, традиций, языка, литературы и искусства. Не случайно он трудился рядом с нашим Первым Президентом, имел его поддержку. Заслуги М. Жолдасбекова перед казахским народом отмечены высокими правительственными наградами: орденами Дружбы народов, "Құрмет", "Парасат". Он награжден многими грамотами, имеет почетные звания. Мырзатай Жолдасбеков крупный ученый, доктор филологических наук, автор книг "Асыл арналар", "Ел тағдыры – ер тағдыры", "Шың мен шыңырау", "Бәйтерек", "Казахстан в ХХ веке", "Күндерімнің куәсі" и других. Эти издания с его дарственными надписями как великое сокровище хранятся в моей домашней библиотеке. |