Сагынтай СУНГАТАЙ, старший научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова, "Казахстанская правда", 8 июня
В V веке нашей эры на просторах Центральной Азии родилась огромная кочевая империя – первый, а затем второй Тюркские каганаты, которые превратились во влиятельнейшую евразийскую державу. Тюркским каганам платили дань северокитайские царства, тюрки установили равноправные отношения с Византией, сасанидским Ираном. Влияние каганата на исторические судьбы того периода было столь велико, что эта эпоха вошла в историю как "тюркское время". О наших славных тюркских предках, их могуществе, богатстве и закате нам расскажут результаты археологических исследований древних городов. Один из них – город Алмалык. Во времена Чагатайского улуса (X–XV века) он являлся летней резиденцией Тюркского (Карлукского) ханства. А в начале ХIV века после распада улуса город стал столицей Могулистана. Алмалык, от которого сегодня остались руины, сыграл огромную роль в развитии истории и культуры современного Казахстана. Он занимал 25 кв. км и был расположен вдоль реки Или к северо-востоку от центра Хоргосского района на территории Илийской Казахской автономной области Китая, всего в 5–6 км от современной границы с Казахстаном. Резиденция Тюркского каганата сыграла особую роль в истории не только Казахстана, но всех стран Центральной Азии, поскольку являлась самым крупным торговым узлом Великого шелкового пути. И слава, и трагедия этого города пришлись на средние века. Нам до сих пор неизвестно, когда он был заложен. Об этом умалчивают и многочисленные древние рукописи, рассказывающие об Алмалыке, – это записки о путешествиях великого ученого, участника походов Чингисхана в Центральную Азию – Чанчунь Чжэньжэня, кидана Е-люй Чуцая; "История Юаня"; "Мулхакат ас-Сурах" – труд ученого-историка из Алмалыка Жамала Карши; книги Мухаммада Хайдара Дулати, Рашид ад-Дина, Ала ад-Дин Ата Малик Джувайни, Бабура и "Записки путешественника" армянского царя Гетума. Из них мы почерпнули много сведений, например, о том, что первый правитель Алмалыка – карлук Озар Тугырыл был убит найманским ханом Кучлуком за то, что сдался Чингисхану. В исторических материалах записано, что город был разрушен во времена походов на Могулистан эмира Тимура в 1357, 1365, 1383 и 1390 годах. К сожалению, на руинах Алмалыка, которые, как мы уже сказали, находятся на территории КНР, до сих пор не проводились комплексные археологические раскопки. Впервые в разрушенном городе в конце ХIХ века небольшие археологические исследования проводил русский ученый Николай Пантусов; после него в 1950 году – китайский археолог Хуан Вэнби, а в последние годы – археологи Синьцзяня. Во время работ на развалинах древнего города была обнаружена посуда из жженой глины и китайского селадонского фарфора, которая высоко ценилась в средневековье, золотые, серебряные монеты Чагатайского улуса, бытовые изделия из металла, несторианские надгробные плиты с тюркскими надписями и многое другое. В восточной части Алмалыка по сей день стоит мавзолей хана Туглуга Темира (1329–1369 годы), который был построен в 1365 году. Здание выложено жженым кирпичем, украшено разнообразным орнаментом с красивой арабской вязью аятов из Корана. Хан Могулистана Туглуг Темир являлся седьмым потомком Чингисхана и прославился тем, что первым принял ислам и провозгласил его великой религией. Интересна судьба и города Бесбалык, располагавшегося на границе нынешних Казахстана, Китая и Монголии и основанного еще в гунно-усуньскую эпоху. То есть он являлся ставкой гуннов на западе. Его развалины находятся в 12 км севернее центра Жемсаринского района СУАР (КНР). В древних китайских рукописях Бесбалык значится как Кэханьфутучэн или город Каганбуд. В эпоху Западнотюркского каганата, когда тюркским каганом был Ашина Хэлу, слава Бесбалыка распространилась по всей Евразии. Любопытно, что в китайских источниках Бесбалык уже называется не Кэханьфутучэн, а Цзинманьчэн (китайское произношение нынешнего названия Жемсары). В 702 году, после ослабления династии Западнотюркского каганата, усилилось влияние китайской империи Тан на Восточный Туркестан. В это время город стали называть Бэйтин, что с китайского переводится как северная столица кочевников. До VIII века город был ставкой басмилов, позже карлуков – могущественных тюркских племен. А в 720 году Бесбалык стал владением восточных тюрков во главе с Бильге каганом. Тяжелая судьба настигла город во время тибетского набега в 760 году. После 840 года из монгольских степей в Восточный Туркестан перекочевали уйгуры, которые создали Идикутское ханство и его летней ставкой сделали Бесбалык. После нашествия Чингисхана Бесбалык долгое время находился во власти Чагатайской династии. Окончательно город был разрушен во время походов хана Амира Темира в Могулистан в конце ХIV века. В древних рукописях сохранилось много сведений и о другом средневековом городе Чамбалыке – одном из крупнейших центров международной торговли и культурных связей Центральной Азии. Крепостные стены и другие укрепления города были глинобитными и, к сожалению, не выдержали испытания временем. Их руины, а также фрагменты гончарной мастерской и других живых зданий сегодня находятся в черте городского парка отдыха города Санжи – центра Санжийской области СУАР, КНР. В летописях китайской династии Тан этот город записан как Чжанбао; в "Словаре тюркских языков" Махмута Кашгари – Чамбалык; в "Воспоминаниях Чанчунь Чжэньжэня о путешествии в Западные края" Ли Чжичана эпохи Юаньской империи – Чанбала; в "Истории Юаня" – Чанбали; а в "Записках путешественника" армянского царя Гетума – Жанбалык. Кстати, сегодняшнее название города Чанцзи (Санжи) вполне может быть производным от Чамбалык. Город был разрушен во время нашествий хана Амира Темира в Могулистан в конце XIV века. Чамбалык подарил археологам удивительную и редкостную находку – на месте гончарной мастерской был обнаружен большой глиняный кувшин с 1 370 серебряными монетами! Из них 1 364 – серебряные монеты Чагатайского улуса, 4 экземпляра – золотые монеты Ханства Золотой Орды и 1 серебряная монета Ильханского улуса. Отчеканены они между сороковыми годами ХІІІ века и началом XIV века в разных городах – Таразе, Алмалыке, Нураты, Ходженте, Кенжете, Самарканде, Кашгаре, Бухаре и Хорезме. К сожалению, иллюстрационные материалы этих реликвий до сих пор не опубликованы. Этот нумизматический материал является бесценной реликвией и драгоценным источником сведений о системе денежного оборота между Казахстаном и Синьцзянем в средневековье, особенностей торгово-экономических связей между двумя странами в XIII–XV веках. Результаты нумизматических исследований говорят о том, что в начале первого тысячелетия в обороте были китайские, кушанские, сасанидские и византийские деньги. В то же время в Кусэне, Хотане и еще нескольких средневековых городах были в ходу свои деньги. В целом нумизматический материал, обнаруженный при раскопках древних городов тюркского времени, можно разделить на три группы. Причем все они имеют непосредственное отношение к истории и культуре Казахстана. В первую очередь это монеты Тюргешского каганата. Следующую группу составили деньги Караханидского государства. И наконец, монеты Чагатайского улуса. Напомню, в Жетысу после Западнотюркского каганата образовался Тюргешский каганат (690–756 годы). Его каганы Учжилэ (или Ушлуг, имел звание Бага тархана), Сулук (имел звание Билге кагана) и другие правители в городах Тараз и Суйяб от своего имени чеканили тюргешские деньги из меди, подражая медным деньгам "кайюань тунбао" (монета с четырехугольным отверстием посередине) Танской империи Китая. На лицевой части монет был знак, похожий на тетиву лука, а на обратной на согдийском языке написано: "Пани (деньги) Бага Туркеш кагана". Исследователи считают, что слово "бага" на согдийском означает "всевышний, священный", слово "пани" от китайского "вэнь" – денежная единица Танской империи. То есть очевидно влияние культуры согдийцев и китайцев на тюргешов. Нам известны восемь экземпляров тюргешских монет, обнаруженных в Синьцзяне, Кашгаре, Хотане, Турфане, Мори и других городах, через которые проходил Великий шелковый путь. На землях Синьцзяня до сих пор находят много монет государства Караханидов. Так, в Артуше (он располагался недалеко от Кашгара) – бывшей столице Караханидов – в 1980 году только в одном кладе было найдено более 17 тыс. медных монет. В Урумчи и Дахэяне – свыше 4 тыс. экземпляров, а в начале 90-х годов ХХ века в Синьцзяне обнаружили сразу 22 тыс. караханских монет. Большая часть денег Караханидского государства чеканилась во времена правления Мухаммада Арслан хана (взошел на трон в 1056 году). На лицевой части таких монет выгравировано: "Нет другого Бога кроме Аллаха, Мухаммад посол Аллаха", на другой стороне – "Мухаммед Арслан хан просит покровительства Аллаха". По мнению современного китайского ученого Цзян Цисяня, полное имя хана – Мухаммад ибн Юсуф, и он может быть дедом со стороны отца Махмуда Кашгари, автора "Словаря тюркских языков". Вторая группа караханских денег чеканилась от имени Сулеймена Кадыра Табгаша. Еще одна группа монет относится к более раннему периоду, на них написано: "Верующий в Аллаха его раб Насыр оглы Масгуд". Вдоль края этих монет полустертыми буквами читаются молитвы, место и время чеканки. Также неразборчиво можно увидеть очертания слова "Кашгар". Большинство монет караханидов чеканились в начале и середине ХІ века в монетных дворах Тараза, Кашгара, Яркенда других городов Центральной Азии. В 1983 году во время очередного строительства в центре Пекина было найдено 15 серебряных монет, но научные сведения пока опубликованы только об одном экземпляре. Так, на одной стороне этой монеты читаются традиционные слова молитвы, а на другой – "Могущественный и сильный султан Ваис хан" и "807 год от хиджры" (1404–1405 годы). Султан Ваис хан был последним ханом Могулистана. |