NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Понедельник 21.09.2020 14:43 ast
11:43 msk

У истоков государства казахов
Недавно обнаруженные новые памятники и артефакты свидетельствуют о том, что в средние века казахские ханы имели равноправные дипломатические, торгово-экономические отношения с соседними странами, в ханстве была развита письменность, строились города, в которых чеканились собственные монеты
25.06.2012 / история

Меруерт АБУСЕИТОВА, директор Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова, доктор исторических наук, профессор, "Казахстанская правда", 22 июня

Недавно обнаруженные новые памятники и артефакты свидетельствуют о том, что в средние века казахские ханы имели равноправные дипломатические, торгово-экономические отношения с соседними странами, в ханстве была развита письменность, строились города, в которых чеканились собственные монеты.
Благодаря Госпрограмме "Культурное наследие", инициированной Президентом Нурсултаном Назарбаевым, впервые предоставилась возможность для глубокого изучения истории и культуры нашего государства. Материалы, обнаруженные археографическими экспедициями Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова в зарубежных архивах, фондах, библиотеках, музеях, являются поистине уникальными. По результатам этих экспедиций опубликованы 26 томов "Истории Казахстана в арабских, персидских, тюркских, китайских и монгольских источниках". Публикация новых источников имеет весьма важное значение для мировой исторической науки. К примеру, Институт впервые издал переводы сочинений XIII–XVII веков. Джамал ал-Карши "Маджма ал-ансаб" (уникальные списки из Узбекистана), "Муизз ал-ансаб" (список из Национальной библиотеки Франции), уникальную картину "Дарственные лошади казахов" итальянского художника Джузеппе Кастильони (Музей восточного искусства Гимэ в Париже), "Тазира-йи азизан" Мухаммада Садык Кашгари (список из Санкт-Петербургского Института восточных рукописей).
Кроме того, в Британской библиотеке и Британском музее мы обнаружили неизвестный доселе список казахского летописца XVI века Кадырали Джалаири "Джами ат-таварих", четвертую часть персоязычного сочинения Махмуда бен Вали "Бахр ал-асрар" по истории Казахского ханства XVI–XVII веков и уникальные миниатюры из "Джами ат-таварих" Рашид ад-Дина, а также портреты среднеазиатских ханов…
Говоря о государственности кочевых народов, в частности Казахстана, сразу отмечу, что речь пойдет об оригинальной политической системе мира номадов. Несмотря на то что в научной литературе бытовало ошибочное мнение, будто экстенсивное скотоводство, низкая плотность населения, отсутствие оседлости не предполагали необходимости в государственности, то есть не делали ее внутренне необходимой для кочевников, история доказывает обратное. Государственность в мире номадов была, более того, сложилась уникальная система взаимодополняющих друг друга "цивилизаций" – номадной и оседлой с городами, ремеслами, религией, письменностью, литературой, торговлей и ирригацией.
Такое тесное взаимодействие оказало определенное влияние на эволюцию государства кочевников. Некоторые историки, пытаясь разобраться в общественных отношениях позднесредневекового Казахстана, начинали сравнивать государства тюрков с европейскими. При этом намеренно или ненамеренно упуская из виду, что государственности разных форм нельзя уподобить друг другу. Они действительно разные. В то время как в кочевых ханствах практиковалось некодифицированное право, сплошное вооружение, имели место размытые границы владений (таковы особенности государственности кочевого общества), они пишут, что в ханствах отсутствовали территориальное разделение, публичная власть, постоянная система налогов и другие атрибуты. То есть, исходя из их мнения, государственности не было. Понятно, что в изучении государственности казахов, и вообще центральноазиатских обществ, необходимы другие критерии.
При исследовании истории средневекового казахского общества надо опираться на реальную историю и уметь выделять в процессе исторического развития события важного значения, которые меняли его ход, а не теоретические категории вроде "производительных сил" или "уровня духовного развития". Рассматривая основные этапы истории казахского общества, нужно систематизировать исторические явления и не привязывать их к устоявшимся схемам. Причем выделение этапов и определение "исторических событий" – дело довольно субъективное. Но, на мой взгляд, подход к определению основных этапов истории, основывающийся на живом историческом процессе, несомненно, лучше подгонки живого процесса под мыслительно созданные схемы. Такой "живой тканью" в историческом процессе, бесспорно, является государство Абулхаира; откочевка Гирея и Джанибека и ханствование Касыма. Для второй половины XVI века – это правление хана Хакк-Назара, или период, называемый "Ренессансом казахской истории"; события 1598–1599 годов. Наконец, XVI–XVII века, когда обширная территория полностью перешла под власть казахских ханств. XVIII–XIX века – это Абылай-хан и другие, не менее знаменитые исторические личности.
Вопрос о происхождении династии казахских ханов, родственных отношениях между ними невозможно решить без тщательного изучения истории Тюркского каганата, Золотой Орды и государственных образований, возникших на ее развалинах. Имеется огромное количество источников по ее истории, в которых приводится генеалогия потомков Джучи – предшественника казахских ханов. Начнем с того, что во второй половине XV века казахские ханы Гирей и Джанибек, объединив вокруг себя многих джучидов из зависимых от них родоплеменных групп, увели их в Могулистан. Откочевка Гирея и Джанибека явилась наиболее значимым звеном в цепи политических событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Известие об этом впервые появилось в "Тарих-и Рашиди" Мирзы Мухаммада Хайдара Дулати, откуда оно перешло во многие другие средневековые сочинения – "Хабиб ас-сийар" Хондемира, "Хафт иклим" Амин Ахмада Рази, "Бахр ал-асрар" Махмуда ибн Вали…
Конечно, образование Казахского ханства не было связано только с откочевкой Гирея и Джанибека. Процесс развития казахской государственности был обусловлен всем хозяйственным, социальным, политическим развитием средневекового Казахстана и особенностями этнической истории казахов. Откочевка явилась лишь событийным отражением одного из важных этапов становления казахской государственности.
История Казахстана XV–XVII веков знаменательна, во-первых, тем, что к этому периоду завершился процесс сложения казахской народности. Казахский народ принял свое современное самоназвание, вступил под этим самоназванием в контакты с соседними странами и утвердил в истории свою особую роль.
Вторым знаменательным моментом в истории Казахстана того времени явился тот факт, что к этому периоду окончательно оформилась казахская государственность с определенной территорией и определенным этническим составом. Из истории видим, что XV–XVII века стали временем крушения одних и образования других, более мощных государств – Шайбанидов, Аштарханидов в Средней Азии, Великих Моголов в Индии, Сефевидов в Иране, Оттоманской империи в Турции. К этой эпохе восходят истоки развития дипломатических отношений Казахского ханства со странами Центральной Азии, Ираном, Индией, Россией, Турцией и другими государствами.
При изучении истории казахской государственности необходимо помнить, что в большинстве восточных сочинений, описывающих политические события в Казахском ханстве, часто встречаются такие понятия, как "мамлакат-и казах", "доулат-и казах", "улус-и казах". В переводе на русский язык это означает "государство (страна) казахов".
Во-вторых, из этих сочинений можно почерпнуть данные о положении ханской власти и ее взаимоотношениях со знатью. Сила и прочность ханской власти зависели от того, насколько она отвечала интересам кочевой знати. Поэтому ханы для решения вопросов, затрагивавших интересы государства, вынуждены были опираться на совет, состоявший как из чингизидов (султаны, огланы), так и из представителей родов (бии, тарханы, батыры, старейшины), городской знати, духовенства.
Важным является исследование структуры власти в Казахском ханстве, которая может быть раскрыта путем анализа системы деления власти между ханами, султанами, знатью и главами племен. При этом распространение ислама рассматривается как фактор укрепления ханской власти. Поэтому становится понятным, почему шейхи Джуйбари смогли играть значительную роль в политической жизни казахского общества XVI–XVII веков и даже оказывать поддержку ханам в их государственных делах.
В-третьих, для укрепления авторитета ханской власти, а значит, государственности, проводились денежные реформы. Денежное обращение положительно отразилось на укреплении ханства и оживило торговые связи казахов с соседними странами. И с XVI века начала возрастать роль крупных казахских городов как государственных центров чеканки монет. К примеру, активно чеканились монеты во времена правления ханов Турсун-Мухаммада, Тауекеля и других правителей. Кроме того, ханы активно развивали законотворчество. Широкую известность получили Қасым-ханның қасқа жолы – Ясное право Касыма, "Ақ жол" Хакк-Назара, "Ескi жолы" Есим (Ишим) хана, "Жеті жарғы" Тауке хана. То есть государственность казахов рассматриваемого периода характеризовалась своими уникальными приемами управления, унаследованными от империи тюрков, чингизидов и административных учреждений, заимствованных из завоеванных стран.
О дипломатических и торгово-экономических отношениях Казахского ханства с другими государствами в средние века, а также об удивительной находке, сделанной учеными Института востоковедения в фонде Первого Исторического архива Китая, мы продолжим разговор в следующих публикациях.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Так держать, Бижамал! 26.06.2012
У истоков государства казахов 25.06.2012
Судьба комиссара 22.06.2012
Первый казахский генерал 20.06.2012
Тайна бумаги из Самарканда 19.06.2012
Ученый, педагог, гражданин 18.06.2012
Полвека жизни, полжизни в погонах 13.06.2012
Необычную находку обнаружили жители Казыгуртского района 13.06.2012
Подвижник 11.06.2012
Две телеграммы Михаилу Калинину 11.06.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.09.20 Понедельник
83. ФЕДОРОВ Анатолий
79. САЗАНОВ Сатыбалды
75. ДОСМАНБЕТОВ Бакберген
74. КОБЦЕВ Алексей
72. УРМУРЗИНА Кама
70. СЕИТОВ Айтбай
69. ТАЛАСПЕКОВ Жомарт
69. ТАЛАСПЕКОВ Кадыл
69. ТАСБУЛАТОВ Абай
66. САТТЫБАЕВ Каир
65. ЕНСЕГЕНОВ Амангельды
65. КОЖАКОВ Асан
65. ТУРДАХУНОВ Мухамеджан
63. НУРПЕИСОВ Кайрат
62. АУБАКИРОВ Савет
...>>>
22.09.20 Вторник
92. УРУМОВ Тамерлан
68. КАРАГОЙШИН Калиулла
67. АБДРАХИМОВ Урал
67. НИКИТИНСКИЙ Евгений
64. АХМЕТОВ Жасулан
64. СОЛТАНБАЕВ Хасен
63. НУРИМАНОВ Максут
61. АМИРБЕКОВ Шарипбек
57. НУРМУХАНОВ Жуматай
55. ДЖУМАДИЛЬДАЕВ Ануар
54. БОРАНБАЕВ Кайрат
52. КАЛАНОВ Алишер
50. ТУЛЕПБАЕВ Самат
49. ШАЙМЕРДЕНОВ Асылхан
48. АКТАНОВ Канат
...>>>
23.09.20 Среда
78. КОПАБАЕВ Омрали
74. БЕКМАГАМБЕТОВ Мурат
72. СКРЫЛЬ Анатолий
71. ЖАНТЫЛЕУОВ Нурбай
70. ДЕЙХИН Николай
70. ПАКИРДИНОВ Мухамеджан
67. СУЛЕЙМЕНОВ Насиполла
66. ПОЛИТКИН Николай
63. ДЕМЕУОВ Марат
61. АБДИКУЛОВ Таугазы
59. АРЫН Ерлан
59. АРЫН Нурлан
58. ЕРЕЖЕПОВ Болат
58. МОЛДАБАЕВ Саркытбек
58. ШАЛГИМБАЕВ Камбар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz