Кенже ТОРЛАНБАЕВА, старший научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Сулейменова, доктор исторических наук, "Казахстанская правда", 16 ноября
В нынешнем году научная общественность отмечает 80-летие со дня рождения известного казахстанского китаиста и тюрколога Юрия Алексеевича Зуева, получившего еще при жизни международное признание. Появление востоковедной школы Казахстана стало возможным благодаря ученым, стоявшим у истоков развития тюркологии, синологии, иранистики, арабистики. Среди них был Юрий Алексеевич Зуев – талантливый исследователь истории тюркских народов, известный востоковед, синолог, тюрколог и источниковед. Всю свою жизнь он посвятил изучению истории Казахстана и оставил после себя богатое научное наследие. Имя Юрия Алексеевича Зуева вошло во многие энциклопедии, где в первую очередь отмечается его кандидатская диссертация "Древнетюркские генеалогические предания как источник по ранней истории тюрков". Эта работа ценна тем, что в ней ученый выдвинул ряд принципиально новых разработок по социально-политической истории тюрков, объяснил этимологию названия племени ашина, проследил историческое прошлое тюркских племен по китайским генеалогическим преданиям и разработал гипотезу об этническом триумвирате ашина-ашидэ-басмыл. До Зуева таких разработок никто не производил. Юрий Алексеевич изучал генезис, этнический состав и политическую историю Западнотюркского, Восточнотюркского и Тюргешского каганатов и Каганата се-яньто. В 2002 году, еще при жизни Юрия Алексеевича, вышел в свет труд всей его жизни – "Ранние тюрки: очерки истории и идеологии". Эта работа стала революционным прорывом в развитии отечественной тюркологии. Ю. Зуев трактует историю ранних тюрков как историю последовательной трансформации этнических массивов юэчжи-"тохарского" и ирано-тюрко-монгольского от древности до нового времени. Его исследования отражают достижения не только казахстанской, но и мировой тюркологии. Ученый, опираясь на прекрасное знание первоисточников, делает заключения огромной исторической важности. Идеи и теории, озвученные в этом труде, находят подтверждение в новых находках письменных источников, археологических материалах и артефактах, выявленных в рамках государственной программы "Мәдени мұра". Таким образом, научное наследие Юрия Алексеевича продолжает жить в исследованиях его учеников, коллег и оппонентов. Кроме того, ученый сумел создать лингвистически безупречные этимологии, позволившие выявить значительную роль иранского субстрата в этногенезе тюркских племен. Юрий Алексеевич выполнил эту работу на очень высоком уровне, она вызвала большой интерес исследователей. С его стороны это была громкая заявка в советской исторической науке. Однако многие положения ее так и не были поняты и подверглись жесткой критике, которая, впрочем, никогда не поднималась до методического уровня разработок Юрия Алексеевича. Критика сводилась лишь к сакраментальному "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Думаю, такое непонимание можно объяснить еще тем, что Ю. Зуев блестяще владел и широко пользовался методиками лингвистического исследования, которыми во всем мире владеют всего несколько человек. Научные труды Юрия Алексеевича интересны и ценны тем, что в них содержится глубокий анализ политической истории Казахстана и Средней Азии начиная с III века до н. э. и до III века н. э., тюркского периода (VI–VIII вв.), предмонгольского (X–XII вв.), а также послемонгольского периода развития Казахского ханства. Он был соавтором фундаментальных изданий по истории СССР – "Исторический атлас народов СССР", "Исторический атлас Казахской ССР" и пятитомной "Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней". В трудные годы становления суверенитета Казахстана Зуев продолжал плодотворно работать. Он написал труды по древней и средневековой истории кочевых народов Центральной Азии и Казахстана: "Кимекский миф и легенда об Иссык-Куле" (1991), "Сармато-аланы Приаралья (Яньцай/Абзойя)" (1995), "К семантике термина "карлук" (1996), "Древнетюркская социальная терминология в китайском тексте VIII в." (1998) и другие. Родился Юрий Алексеевич 8 декабря 1932 года в Тюмени в семье служащих. После окончания средней школы № 25 в 1950- м поступил в Ленинградский государственный университет им. А. Жданова на восточный факультет (кафедра истории стран Востока). В течение пяти лет изучал историю стран Востока, успешно усваивал основы древнекитайского, среднекитайского и современного китайского языка у корифея китайской филологии С. Яхонтова. В 1955 году с дипломом историка-востоковеда и китаиста он приехал по распределению в Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. 16 августа этого же года молодого Ю. Зуева зачислили на должность младшего научного сотрудника. Так в его жизни появилась Алма-Ата, ставшая родным и любимым городом до конца дней ученого. За время работы в институте Юрий Алексеевич сделал прекрасные переводы многих древнекитайских текстов, провел фундаментальное исследование китайского сочинения VIII–X веков Танхуйяо "Тамги лошадей из вассальных княжеств" (1960). Скрупулезно изучив этот важный текст, содержащий сведения о тюркских племенах, их географическом расселении, ученый дал в этом исследовании анализ генеалогических легенд об усунях и тюрках. Впоследствии научный труд вошел в его диссертационную работу. И в 1967 году Юрий Алексеевич блестяще защитил кандидатскую диссертацию. В 1969 году Зуева выдвинули на должность старшего научного сотрудника отдела древней и средневековой истории Казахстана. Он продолжил работу над плановой темой "История этнических и государственных образований на территории Юго-Восточного Казахстана", в частности занялся исследованием "Государство каракытаев". Эта тема для ученого стала интересной, потому что период с начала XII века и вплоть до монгольского нашествия являлся наименее изученным. Единственный текст о каракытаях содержится в китайской летописи "Ляоши" и многочисленных мелких фрагментах в других китайских источниках. Таким образом, Юрий Алексеевич стал единственным в институте, чье знание являлось основополагающим в изучении темы каракытаев. В своем отчете он записал: "Существование в течение столетия на территории Юго-Восточного Казахстана этого государства существенным образом отразилось на исторических судьбах народов Казахстана. Его своеобразие заключалось в том, что каракытаи вначале реально были, а потом номинально оставались военными наемниками в государстве Караханидов". Перспективного синолога из Казахстана часто приглашали на всесоюзные и международные научные конференции. Например, он участвовал во Всесоюзной конференции по этногенезу кыргызского народа, Всесоюзной конференции в честь академика В. Струве, Международной конференции по Кушанской проблеме. Работал в археологических экспедициях по изучению древностей Илийской долины (поселения Талгар и Жансылык), принимал участие в высокогорной археологической экспедиции Института истории Академии наук Киргизской ССР в урочище Саймалы-таш. Обострение отношений между СССР и КНР отразилось на работе многих китаистов, в том числе и Ю. Зуева. Это время стало для него сложным в плане переосмысления многих сторон жизни и творчества, но он остался верен трудной стезе ученого. В этот период Юрий Алексеевич активно выступал на радио, публиковался в газетах и журналах: "Правда о советско-китайских пограничных отношениях" (КазТАГ, 15 августа, 1969), "Фальсификаторы без маски" (брошюра в соавторстве с С. Басиным, 1971), "Факт или фантазия?" (журнал "Простор", № 6, 1975) и другие. В 1992 году Ю. Зуев перешел на работу в Центр востоковедения при Институте уйгуроведения Академии наук Республики Казахстан. А после образования Института востоковедения им. Р. Сулейменова ученый стал работать в новом институте старшим научным сотрудником. В стенах нашего института работа Ю. Зуева по древней и средневековой истории кочевых народов Центральной Азии и Казахстана получила новое дыхание. В это время активно издавались новые труды ставшего широко известным ученого: "Древнетюркская социальная терминология в китайском тексте VIII в." (1998), "Создание Тюргешского каганата: история и традиция" (1996), "О формах этносоциальной организации кочевых народов Центральной Азии в древности и средневековье: пестрая орда, сотня (сравнительно-типологическое исследование)" (1998), "Кыпчакский Урбе-хан в эпосе и истории" (2001), "Манихейство и Талас (к интерпретации древнетюркских надписей)" (2002) и другие. На мой взгляд, характерной чертой исследований Ю. Зуева является его стремление найти ментальные основы центральноазиатской культуры, самобытные черты, характеризующие народы региона, и одновременно их открытость, восприимчивость к влияниям извне. Предания, легенды и мифы, зафиксированные арабо-персидскими географами, казахскими жырау, в китайских летописях, песнях сибирских народов или этнографических записях, всегда составляли основной предмет научных исследований Юрия Алексеевича Зуева. Скоро, 7 декабря, Институт востоковедения им. Р. Сулейменова Комитета науки МОН РК проведет международную научную конференцию, посвященную 80-летию талантливого ученого Юрия Алексеевича Зуева. |