Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 28 декабря
Восхождение Розы Джамановой на оперный Олимп началось с печального события: в 1957 году умерла Куляш Байсеитова, которая должна была исполнять партию Сары в опере "Биржан и Сара" на предстоящей Декаде казахской литературы и искусства в Москве. Срочно нужно было подготовить на ее место очень сильную вокалистку. Выбор пал на Розу Джаманову, недавнюю выпускницу консерватории. Кроме оперы "Биржан и Сара" специально к этой декаде Мукан Тулебаев написал свой знаменитый "Вальс счастья" – "Бахыт вальсы" ("Акмарал"). Его тоже должна была петь Куляш Байсеитова. Но по воле судьбы первой его исполнительницей стала Роза Джаманова. Выступать в роли Сары после "казахского соловья", как стали называть Куляш с легкой руки Сталина после первой Декады казахской литературы и искусства в Москве в 1936 году, конечно же, было непросто. Новой исполнительнице нужно было найти для образа своей героини новые оттенки. Молодая певица смогла сделать это за счет гибкости своего голоса и за счет того, что она была профессиональной вокалисткой. Если Куляш и Шабал Бейсекова – еще одна знаменитая Сара, не имея музыкального образования, пели, как выражаются профессионалы, "горлом", то у Розы, обладательницы сильного густого голоса, было классическое исполнение. И это привлекало внимание подготовленного московского слушателя. В 1959 году Роза Джаманова была удостоена звания народной артистки СССР. После этого ее настойчиво стали приглашать преподавать в консерваторию. Она почти уже набрала класс, но на первых же уроках ей вдруг показалось, что пока недостаточно опыта, и певица оставила педагогическую стезю. Но вернулась на нее уже в конце 70-х, сыграв и спев множество партий русской, западноевропейской и казахской классики. – Это говорит о ее удивительной скромности и честности, – считает музыковед Алтын Кетегонова. – Все, за что она бралась, должно быть исполнено идеально. В 60 лет Роза Умбетовна завершила оперную карьеру. Хотя голос, поставленный знаменитым педагогом Александром Кургановым, был еще в силе, певица считала, что уже нехорошо в "таком возрасте демонстрировать со сцены свои слабости". И это опять говорит о ее порядочности и уважении к слушателю. И с той поры Джаманова вплотную занялась преподаванием. Она выпустила около двух десятков вокалистов, которые сейчас работают в стране и за рубежом. По воспоминаниям всех, кто ее знал, Розу Умбетовну отличала глубочайшая внутренняя культура, которая прививается не в процессе воспитания, а впитывается с молоком матери. А ведь выросшая в детдоме певица почти ничего не знала о своих родителях. Помнится, на творческом вечере, посвященном ее 80-летию, для нее со сцены ГАТОБ им. Абая пели лучшие голоса казахской оперы – Нуржамал Усенбаева, Султан Байсултанов, Шахимардан Абилов, Рымкеш Жумадилова, Сара Ищанова, Улан Кенжебеков, Талгат Кузембаев, Гульзат Даурбаева, Балапан Жубаева и Болат Букенов. Склонившись после концерта в поклоне перед ними, виновница торжества, волнуясь, произнесла: – Голоса один лучше другого. Такой концерт не купишь ни за какую валюту. И, обращаясь к залу, сказала: – Прошу вас теперь болеть за тех, кто за моей спиной. Они все целованы Богом. Розе Умбетовне можно было верить. В свое время исполнительница ведущих партий в Театре оперы и балета им. Абая, она славилась необыкновенным трудолюбием, а еще – большой требовательностью к себе и к своим ученикам. В молодости она выступала на правительственных концертах, но главным всегда считала только оперную сцену, поэтому очень серьезно, досконально готовила любую партию. И сцена ответила ей благодарностью: наряду с Марией Биешу Роза Джаманова была одной из лучших Чио-Чио-сан советской страны. Другая героиня – Кыз Жибек – в ее исполнении представала потрясающе трогательной. А какой эмоциональностью и поэтичностью, так сообразной ее внутреннему миру, отличалась ее Татьяна из "Евгения Онегина"! Потому-то именно "на Джаманову" писали свои оперы Сыдык Мухамеджанов, Еркегали Рахмадиев, Куддус Кужамьяров и Газиза Жубанова – ведь каждый композитор хочет, чтобы его произведение было исполнено на самом высоком уровне. Обладательница лирического сопрано необыкновенно красивого тембра Роза Джаманова покоряла слушателя еще и незаурядным даром драматической актрисы. Петь с ней на одной сцене очень любил совсем недавно ушедший из жизни "солнечный маэстро" Ермек Серкебаев. А что касается того самого памятного юбилея, то, чувствуя себя немного неловко от всеобщего внимания, Роза Умбетовна просто и скромно (совсем в ее духе) сказала: – Ну что это за дата? Я отметила ее в кругу семьи и не собиралась проводить какие-то торжества. Тем более что в душе чувствую себя так, словно мне все еще 25, да Ержан Ахметович (Е. Абдрахманов – тогдашний генеральный директор ГАТОБ им. Абая) настоял. Про людей искусства любят поговорить, придумывать и додумывать их личную жизнь. Про нее, единственную, никогда не ходило слухов – она не давала для этого поводов. – Кто-то считал ее суховатой, а я считаю это проявлением высшей порядочности и аристократизма, – сказала музыковед Алтын Кетегонова, последний год очень много общавшаяся с Розой Умбетовной. – Она никогда не была конъюнктурной, никогда не гналась за славой. Все, что она имела, было получено заслуженно.
-----
ДЖАМАНОВА Роза Умбетовна Казахская культура и искусство понесли тяжелую утрату. Вчера на 86-м году жизни скончалась народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Казахской ССР им. Куляш Байсеитовой и независимой премии "Тарлан", выдающаяся певица Роза Умбетовна Джаманова. Будучи студенткой Государственного института искусств, Роза Джаманова дебютировала в 1953 году на сцене Казахского театра оперы и балета им. Абая, с которым связала свою дальнейшую певческую карьеру. Прекрасный голос, глубина создаваемых образов, высокая вокальная культура позволили молодой певице быстро стать одной из ведущих солисток театра, обратить на себя внимание публики и прессы, получить почетные звания заслуженной артистки Казахской ССР (1957) и народной артистки СССР (1959). Обладая обширным репертуаром, Роза Умбетовна Джаманова исполнила практически все ведущие женские партии оперных спектаклей театра: Аиды ("Аида"), Амелии ("Бал-маскарад"), Виолетты ("Травиата"), Елизаветы ("Дон Карлос") и Леоноры ("Трубадур") Джузеппе Верди, Флоры ("Тоска"), Мими ("Богема") и мадам Баттерфляй ("Чио-Чио-сан") Джакомо Пуччини, Маргариты ("Фауст") Шарля Франсуа Гуно, Манон ("Манон") Жюля Массне, Иоланты ("Иоланта") и Татьяны ("Евгений Онегин") П. Чайковского, а также в других операх западноевропейской и русской классики. Ею мастерски исполнены главные партии в более чем 20 операх казахстанских композиторов, в том числе "Абай" Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди, "Биржан и Сара" Мукана Тулебаева, "Кыз Жибек" и "Ер-Таргын" Евгения Брусиловского, "Айсулу" Сыдыка Мухамеджанова, "Камар-Сулу" и "Алпамыс" Еркегали Рахмадиева, "Назугум" Куддуса Кужамьярова, "Енлик-Кебек" и "Двадцать восемь" Газизы Жубановой. Роза Джаманова получила широкое признание и как концертная певица, гастролируя за рубежом. Весом вклад Розы Умбетовны – профессора Казахской национальной консерватории им. Курмангазы в подготовку молодых исполнителей, создание учебно-методической литературы. Много сил вложено ею в работу Казахского театрального общества, которое она возглавляла два десятилетия, и в качестве вице-президента международного института театра. Роза Джаманова награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Дружбы народов", "Парасат". Избиралась депутатом Верховного Совета Казахской ССР и СССР. В годы независимости ей постоянно назначалась Президентская стипендия для творческой интеллигенции. Гордость оперного искусства Казахстана, достойная дочь своей страны, выдающийся деятель культуры навсегда останется в памяти народа.
Министерство культуры и информации Республики Казахстан Министерство образования и науки Республики Казахстан Союз театральных деятелей Казахстана Союз композиторов Казахстана Союз музыкальных деятелей Казахстана |