Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ, научный сотрудник областного историко-краеведческого музея, "Акмолинская правда", 8 января
В этом году Кокшетау исполняется 190 лет. Официальной датой основания считается 29 апреля 1824 года, когда у подножия знаменитой горы Кокшетау был открыт Кокшетауский окружной приказ. Именно здесь, у величественной горы Кокше, в местности Теріскей қыстау, колониальные власти планировали открыть город. Однако решение властей было отвергнуто дальновидными аксакалами во главе с султаном Губайдуллой Уалиханом. В итоге будущий город Кокшетау был перенесен на южный берег озера Копы, что в семидесяти километрах от Кокше-Бурабая. Вокруг древнего топонима "Кокше" сложился своеобразный исторический парадокс. Если бы наш город был построен у Кокшетауских гор, то сейчас бы не было Бурабая. С другой стороны, нынешний город Кокшетау, расположенный в невысокогорной, но живописной местности, находится на территории одноименного, широко известного историко-географического региона. Приобретенный же позднее топоним "Бурабай" затем с приходом переселенцев "Боровое" появился около века назад. Однако знающие историю люди еще в середине прошлого века называли эту местность Кокше-Бурабаем. С казахского слово "кокше" переводится как "синеватый", "тау" – "гора". Если говорить о буквах "ч" и "в", долгое время использовавшихся в названии нашего города, то бесспорно, что они искажали смысл и исконное его название. О том, что нужно произносить "Кокшетау" а не "Кокчетав", писали еще русские ученые в конце XIX века. К примеру, в XVIII томе Полного географического описания Отечества, посвященного Казахскому краю, говорится о том, что переселенцы порой неверно произнося слова, искажают их смысл. Потому как слово "тав" в казахском языке не существует, то правильным будет произношение "Кокшетау". Вышеназванный том под редакцией П. П. Семенова был издан в 1903 г. В середине XVIII века Кокшетауский регион становится центром политической и культурной жизни казахского общества. Время укрепления на политической арене Казахского ханства связано с именем великого Абылая – одного из наиболее авторитетных государственных и политических деятелей в Евразийской истории нового времени. Во второй половине XIX века Кокшетау состоял в основном из деревянных построек, а известным стал город как центр транзитной и местной торговли. Более пятидесяти процентов жителей города составляли мусульмане. Здесь, в 1886 году, муллой Кокшетауской мечети, построенной на средства горожан, назначается выходец из Мезгильской волости Наурызбай Таласов, впоследствии известный теолог Науан Хазрет. Ныне архитектурный памятник мусульманского зодчества располагается по улице Ауельбекова. В областном госархиве имеются данные Всеобщей переписи 1897 года. В Кокшетау на тот период проживали 4962 человека (2576 мужчин и 2386 женщин). Уездное население условно было поделено на кочевое и оседлое, причем первое значительно уступало последнему по количеству. Уже к концу века наш город был многонациональным по составу Здесь проживали казахи, русские, делившиеся на великороссов и малороссов, татары, литовцы, латыши, немцы, мордва и финны, в разном процентном соотношении. Грамотного населения было немного: всего 28,5%. Личных хозяйств в городе, имеющих рабочих или прислугу, насчитывалось 31, а в уезде – 228. Общее же число хозяйств в городе составляло 826. Еще, к примеру, учебной и воспитательной деятельностью в Кокшетау занимались 43 человека, наукой, литературой и искусством – 4, врачебной и санитарной деятельностью – 52, одежду, в том числе и национальную изготавливали 180 человек, почтово-телеграфными служащими являлись 17 человек, извозчиками работали 3 8 и т.д. Сейчас в центре Кокшетау, по улице Ауэзова, 163, находится историческое архитектурное здание, так называемые, бывшие Торговые ряды. Взглянув на старинную фотографию из фондов музея, мы видим, что в большом одноэтажном здании располагались "Торговый дом М. К. Шамсутдинов и Компания", "Товарищество Г. И. Короткова" и "Компания "Зингер". Петропавловский купец Мухаммед Кали Шамсутдинов, торговавший с Китаем, имел в Кокшетау филиал своего магазина, торговую площадь для которого арендовал, по всей видимости, у Иустина Короткова. Рекламные объявления Шамсутдинова публиковались во всех уездных и областных газетах. В одном из них читаем: "Вниманию публики! Вновь получен большой выбор: корсеты самых последних парижских фасонов: осенние шляпы, юбки и блузки; модные отделки кружева, вышивки, дамское и мужское белье. Всевозможные золотые и серебрянные вещи; стенные и карманные часы и будильники, обувь разных фабрик и дорожные вещи. Получен большой выбор мужских шляп и фуражки всех ведомств". В конце 1920-х годов торговые ряды приспособили под кинотеатр им. Жданова, затем – детский кинотеатр "Юность", в котором в данное время располагается "Дом дружбы" этнокультурных объединений Акмолинской области. Приезжающие в Кокшетау люди могли остановиться в Гостином дворе купца Андрея Соколова, расположенном недалеко от Торговых рядов. На нижнем этаже здания находился магазин церковной утвари. Ныне отреставрированный памятник архитектуры находится по ул. Ауэзова, 159. Кстати, у Андрея Васильевича начинал когда-то работать молодой татарин из Казанской губернии, будущий кокшетауский купец Багауддин Баязитов. В то время в городе действовали небольшие заводы по переработке сельхозпродукции, а по берегу озера Копы – многочисленные ветряные мельницы. Известны были кожевеные заводы Тимофея Плотникова и Повалишина, а также заимки Курбаншаихова и Усманова. В Кокшетау, со слов русского исследователя Григория Потанина, имелись две мечети и две церкви. Уездный город делился на две части: мещанскую слободу и казачью станицу. На Базарной площади Кокшетау имелись лавочные ряды (мануфактурные и бакалейные), в которых торговали преимущественно татары. Ежегодная же ярмарка проводилась с 14 сентября по 1 октября... По сведениям краеведа Степана Комракова, Базарная площадь Кокшетау находилась тогда между улицами Ауельбекова и Акана-серэ, и улицами Елемесова и Горького. В другой же части города находился Сенной базар, где торговали скотом, сеном, дровами, птицей и т. д. Исток Кылшакты, протекающей через наш город, начинается у горы Кокше. Если говорить о семантике гидронима Қылшақты, то как мы знаем, река по ширине узкая, неширокая, и, вероятно, еще в древности казахи сравнивали ее с изящной гривой лошади или шерстинкой – так буквально переводится слово "қыл". А когда вы издали смотрите на гору Кокшетау, верховье реки и вовсе кажется вам тонкой струной или извивающейся нитью. И неудивительно поэтому, что наши предки могли говорить: "Алыстан Караганда, қыл сияқты көрінеді". Слово "сияқты" означает "подобный, похожий, аналогичный". Со временем, думаю, образное сравнение реки "Қыл сияқты" трансформировалось в название "Қылшақты". Что интересно, вливаясь из одного озера в другое, протекая по территории области протяженностью почти в сто километров, местами она обрывается, затем появляется снова. В XVIII-XIX веках в Кылшакты, помимо крупной рыбы, водились и ценные бобры. Исторически сложилось так, что Кокшетау расположился не у гор, с одноименным названием, а у прекрасных, живописных сопок, своеобразно обрамляющих город. Как точно заметил Потанин: "...сопки словно обнимают Кокшетау". Вы убеждаетесь в этом, въезжая в город с северной его части. Комфортный, с размеренным ритмом жизни, близкий сердцу каждого кокшетауца. И, наконец, Кокшетау является единственным городом Казахстана, расположенном у естественного озера, состояние которого, как и реки Кылшакты, на сегодняшний день оставляет желать лучшего. А слова, сказанные около двух веков назад нашими предками, оказались пророческими: теперь в окрестностях Кокшетауских гор раскинулись лечебные санатории, дома отдыха и детские оздоровительные лагеря. Возвращаясь из века девятнадцатого в век нынешний, хочется сказать: "Живи и процветай, родной Кокшетау!". |