Ахан ОМИРБЕК, "Казахстанская правда", 24 января
К 100-летию со дня рождения известного журналиста и литератора, основоположника казахской стенографии Данабике Байкадамовой-Каралдиной приурочен "круглый стол" на факультете журналистики КазНУ им. Аль-Фараби. Судьба Данабике Байкадамовой знаменует собой целую эпоху в становлении и развитии казахской журналистики. На долю этой женщины выпали репрессии, голод, военное лихолетье, трагические потери родных и близких. Вся ее жизнь – пример стойкости и бесстрашия, пример самоотверженного служения Родине. Данабике Байкадамова-Каралдина родилась 9 декабря 1913 года в семье Байкадама Каралдина. Ее отец был организатором орошаемого земледелия в Тургайской степи, принимал активное движение в политической жизни республики. Мать Урзипа Тулебаева окончила Сарыторгайскую школу и воспитывалась в закрытом пансионате для благородных девушек. Она хорошо пела, играла на домбре, свободно владела русским языком. Урзипа родила 18 детей. Данабике была 7-м ребенком. Шестеро ее старших братьев умерли в младенчестве. В 1922 году Данабике поступила в Тургайскую русскую школу. А 25 мая 1930 года началась череда трагических событий в семье Байкадамовых: Байкадам Каралдин объявляется врагом народа и приговаривается к расстрелу. Через пять дней приговор был приведен в исполнение, а имущество семьи конфисковано. Оставаться на месте было опасно, и начались скитания: Кустанай, Казалинск, Алма-Ата… Кем только ни пришлось трудиться Данабике – делопроизводителем, счетоводом, помощником бухгалтера, паспортисткой… Из-за доносов приходилось часто менять место работы: за полтора года – Совнарком, Наркомснаб, Сахаротрест, Заготзерно. Несмотря на трудности, она сумела без отрыва от производства в 1935 году с отличием окончить полуторагодичные курсы казахских стенографов. Данабике – единственной слушательнице из двух наборов – вручили диплом "съездовой стенографистки" и направили на работу в Наркомпрос. Новая специальность дала ей возможность стать востребованной, быть в центре событий и иметь стабильную работу. Она считалась лучшей стенографисткой и работала на съездах, совещаниях, встречалась со многими выдающимися людьми, среди которых Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов, Ураз Джандосов, Беимбет Майлин. С будущим мужем Арисланом Кожахметовым, работником Алма-Атинского обкома комсомола, Данабике познакомилась во время его командировки в село Андреевка Алма-Атинской области. В начале 1936 года Арислана Кожахметова направили в Уральск первым секретарем обкома комсомола. Через несколько месяцев после рождения дочери Каламкас, в 1936 году, молодые родители вместе с ребенком отправились на съезд комсомола в Москву. В ходе этой поездки произошел случай, имевший трагические последствия для молодой семьи: на вокзале в ожидании поезда Данабике с мужем решили пообедать в ресторане. В те времена существовал нелепый запрет на вход в ресторан с маленькими детьми. Пришлось попросить незнакомую женщину присмотреть за ребенком. Женщина оставила девочку на скамейке и ушла. Милиция, решив, что это брошенный ребенок, сдала его в детприемник при вокзале. Вернувшись и не найдя дочку, родители быстро выяснили, где она, но процедура возврата оказалась непростой и требовала времени. Арислан попросил помощи у тогдашнего секретаря ЦК комсомола Косарева, и тот предложил супругам остановиться у него. Они согласились. Но вскоре Косарева арестовали и расстреляли как врага народа, и почти сразу по возвращении из Москвы Арислана сняли с должности. В Алма-Ате Арислан поступил на подготовительные курсы при медицинском институте. 7 февраля 1938 года его арестовали, обвинив в связи с врагом народа Косаревым, и расстреляли 9 ноября 1938 года. Семье ничего не сообщили. Данабике упорно ждала мужа до тех пор, пока в 1957 году вернувшийся из лагерей писатель Касым Тогызаков не сообщил ей, что в 1938-м в камере, где он сидел, под потолком за трубой он обнаружил надпись следующего содержания: "Граждане, кто знает Данабике, передайте: меня уводят на расстрел. 9 ноября 1938 год. Арислан". Перед Данабике встала серьезная проблема – как выжить? Ее братья и сестры только подрастали. Работать стенографисткой дочь и жена репрессированных не могла. А все, кто ее знал как хорошую стенографистку – У. Джандосов, Б. Майлин, К. Жубанов и другие, были тоже арестованы. И Данабике трудилась кассиром, счетоводом, комендантом, завхозом, помощником бухгалтера на киностудии. Более 2–3 месяцев на одном месте работать не давали органы госбезопасности. К счастью, у ее сестры Айсулу оказался красивый голос, и она в возрасте 15 лет поступила в филармонию. Чтобы заработать деньги, Байкадамовы всей семьей ездили на гастроли по селам: Данабике – как руководитель коллектива и костюмер, Айсулу – как солистка, брат Арыстанбек – домбрист, сестра Кунумжан – танцовщица, братишка Мурат играл на ударных инструментах и танцевал. Все вместе сумели собрать деньги Айсулу на поездку в Москву, где в 1943 году она поступила в консерваторию по классу вокала. А Кунумжан стала студенткой филологического факультета Казахского педагогического института (КазПИ). После войны Данабике приняли в КазПИ преподавателем стенографии. Ее стали приглашать в Академию наук КазССР стенографировать совещания. Но в 1947 году вновь начались преследования – ее уволили как "чуждый элемент", и 9 месяцев Данабике сидела без работы. Ей удалось купить пишущую машинку и с ее помощью зарабатывать на жизнь. В 1948 году М. О. Ауэзов пригласил ее к себе в качестве стенографистки-машинистки и секретаря. За период их совместной работы с 1948 по 1952 год Мухтар Ауэзов закончил писать две книги романа-эпопеи "Путь Абая". Под диктовку писателя Данабике стенографировала его литературные произведения, лекции и выступления, а затем расшифровывала их и перепечатывала. По воспоминаниям дочери Данабике – Каламкас, по утрам приезжал шофер писателя Ваня, и в 9 часов мама уже сидела за печатной машинкой. Ауэзов был очень дисциплинированным и никогда не откладывал работу на потом. Диктовал он без всяких записок и черновиков. В течение дня Мухтар Омарханович мог переключиться на другую работу. Если это была лекция или выступление, Данабике уезжала с ним. А если оставалась, то выполняла секретарскую работу. В 18 часов возвращалась домой, но, как правило, привозила текст, написанный Ауэзовым вечером или ночью на осьмушках обычного листа. После ужина Данабике садилась печатать эти тексты. Почерк у писателя был мелкий, убористый, аккуратный, без помарок и поправок. Утром отпечатанный материал ложился ему на стол. М. Ауэзов подарил Каламкас сигнальный экземпляр первого тома "Пути Абая" с дарственной надписью. Через много лет она передала его в музей писателя. В 1952 году Данабике пригласили в редакцию газеты "Социалистік Қазақстан" – орган ЦК Компартии Казахстана, где она работала в должности стенографистки-журналистки с 1952 по 1976 год, до самой пенсии. По воспоминаниям ее дочери, материалы от корреспондентов Данабике получала по телефону, и чаще всего поздно вечером. Курьер приезжал за ними среди ночи, чтобы утром они были в газете. В доме установили телефон, номер которого не менялся, куда бы ни переезжала семья. Работая в редакции, Данабике параллельно была членом бюро стенографов и по вызову обслуживала съезды, конференции, слеты вплоть до 1976 года. В 1957–1959 годах она преподавала стенографию на факультете журналистики в Высшей партийной школе. Одна из ее учениц, Гульзейнеп Абдрахманова, начинавшая в качестве стенографистки в газете "Социалистік Қазақстан", теперь известный журналист "Егемен Қазақстан". Данабике Байкадамова также вела большую литературную работу: с Ахметом Жубановым она написала брошюру о Курмангазы, ставшую началом научного труда композитора. Она помогала писателю Абдикариму Ахметову переводить роман Семена Бабаевского "Кавалер Золотой Звезды", Н. Анову писать роман "Ак мечеть". Совместно с С. Жабасовым были переведены 80 писем Ибрая Алтынсарина, совместно с Мухтаром Джангалиным – книги А. Макаренко. Особой страницей в ее жизни была запись лекций профессоров и преподавателей. В 1950-х годах, дабы удостовериться в благонадежности преподавателей, КГБ устраивал проверки. Когда лектор уже стоял за кафедрой, в зал внезапно вводили Данабике, усаживали рядом за дополнительный столик, чтобы она записала все сказанное лектором. Потом ее привозили домой, где она должна была в течение 2–3 часов расшифровать и отпечатать написанное. Материал тут же забирали. Все это время квартира охранялась. Естественно, проверяемый лектор волновался: мало ли какие ошибки он мог допустить! Данабике нашла, как спасти проверяемого: на маленьком клочке бумаги оставляла лектору свой номер телефона. Когда раздавался звонок, она говорила: "Каламкас ушла за хлебом". Дочку же через окно отправляла в магазин, где ее уже ждал преподаватель. Он отдавал ей текст лекции, которую девочка прятала в своей одежде, и возвращалась тем же путем домой. Данабике сверяла текст переданной лекции со своим и только тогда отдавала проверяющим. Сколько судеб спасла эта маленькая мужественная женщина! Она рисковала своей жизнью и свободой в те жестокие времена. Многие представители казахской интеллигенции находятся перед ней в неоплатном долгу, а подвиг ее является для всех примером мужества и благородства. Впрочем, все дети Байкадама Каралдина оказались незаурядными людьми: брат Бахитжан Байкадамов – математик, композитор-песенник, которого называли "казахским Дунаевским". Брат Арыстанбек Тулебаев играл на домбре и кобызе в оркестре им. Курмангазы. Сестра Кунумжан Байкадамова – профессор, автор оригинальной методики преподавания казахского языка с ускоренным обучением правильному произношению. Сестра Айсулу Байкадамова – оперная певица, народная артистка РК. Данабике говорила: "Светлая сторона моей жизни – это моя редкая специальность, моя работа. Она связывает меня со многими писателями, артистами, драматургами, учеными, композиторами". Данабике Байкадамова – основоположница казахской стенографии, она разработала особые значки, обозначающие специфические буквы казахского алфавита. В 1960 году ею написан учебник по казахской стенографии, изданный через 2 года тиражом 600 экземпляров. Эта книга сейчас является раритетом. Данабике Байкадамова проявила себя и как талантливый литератор, она автор книги "Алма ағаштар гүлдегенде". По ее литературным записям была выпущена книга "Мен білетін Әуэзов". В оригинальных произведениях Д. Байкадамова отразила свой взгляд на процессы в литературе и искусстве Казахстана, свидетелем которых она была. Несмотря на трудности жизни, она сумела поднять двоих детей. Дочь Каламкас Арисланова – окулист, кандидат медицинских наук. Сын Дастан Байкадамов – геолог высшей категории, не счету которого несколько открытий. Несомненно, жизнь и деятельность Данабике Байкадамовой-Каралдиной должна стать предметом исследования историков и литературоведов. |