Светлана АБЕНОВА, "Казахстанская правда", 16 января
Одним из самых ярких и загадочных памятников культуры эпохи энеолита и бронзы является урочище Ак-Баур. Немало таинственных и даже мистических вещей засвидетельствовано на территории данного святилища, интерес к которому со стороны исследователей и многочисленных паломников не ослабевает по сей день. Одна эпоха сменяла другую, но люди неизменно возвращались сюда. Ученые давно пытаются найти ключ к разгадкам ак-баурских писаниц и петроглифов, до недавнего времени находившихся на грани исчезновения. К счастью, более 70 тыс. га земли сегодня находятся под охраной государства. Здесь, всего в 38 км от Усть-Каменогорска, "копали" разные ученые, в том числе известный археолог Фирайя Арсланова, занимавшаяся исследованиями так называемых курганов с "усами". В числе первых ученых, побывавших на Ак-Бауре, был и Зейнолла Самашев, открывший огромное число наскальных рисунков и сделавший их научное описание. – Безусловно, это очень древнее святилище, но, несмотря на все возрастающий к памятнику интерес, систематизированных научных знаний о нем как об археологическом комплексе чрезвычайно мало, – говорит старший научный сотрудник областного этнографического музея Галина Петенева. – Перед учеными стоит задача заново исследовать эти территории. Между тем философ, художник, путешественник, археолог Николай Рерих, при жизни неоднократно бывавший на Алтае, называл Ак-Баур храмом под открытым небом, где тысячелетия назад жили жрецы, указывающие путь переселения народов. "Погребения, надписи на скалах – все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. В доисторическом и историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу", – писал Н. Рерих. На склоне сопки Ак-Баур находится знаменитый грот с наскальными изображениями, сделанными красной охрой, а возможно, кровью жертвенных животных. Росписи подобного цвета не встречаются больше нигде в Восточном Казахстане. Одна из версий, объясняющая происхождение Ак-Баура, связывает его с космосом. Святилище называют астрологическим комплексом, в котором проводились астрономические наблюдения, определялись дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояний. Исследователь Леонид Марсадолов, к примеру, уверен, что пирамидальная форма сопки Ак-Баур была символом сакрального пространства и могла ассоциироваться с космическим холмом. Другой приверженец данной теории – Владимир Иконников – увидел в таинственных знаках карту звездного неба. А местный краевед Андрей Юрченков, кроме Полярной звезды, сумел узреть в наскальных рисунках еще и древних космонавтов в скафандрах. – Когда я попал туда в первый раз, – рассказывает он, – то сразу понял, что художник эпохи неолита оказался свидетелем посещения Земли инопланетным кораблем. Последние несколько лет я не могу найти тот рисунок, который был здесь раньше, а именно изображение человека, окруженного сферой в виде эллипса диаметром 12–18 сантиметров. Чуть левее контура Сорокиной горы ясно видно изображение летающей тарелки. Еще правее изображены два человека, на головах которых также шлемы. Сферы выбиты, а не нарисованы. Я полагаю, что тем самым художник хотел как бы усилить значимость этих вещей. В гроте имеется еще много непонятных рисунков. Скорее всего, их пришельцы оставили землянам, а сами улетели… Андрей Юрченков искренне сожалеет, что от некоторых рисунков не осталось и следа. Неудивительно, ведь только два года назад территория Ак-Баура наконец-то была огорожена. До этого здесь вольготно пасся скот проживающих неподалеку оралманов, резвилась местная детвора. Горе-туристы руками трогали рисунки, выполненные минеральной краской, что категорически нельзя делать, а некоторые из них умудрились оставить поверх них надписи фломастером. Археологи подобное отношение к древним памятникам называют вандализмом. Бытует поверье: если, сидя в гроте, загадать желание и потереть при этом ладонью наскальный рисунок, оно обязательно сбудется. Поэтому экскурсоводы музея-заповедника категорически предостерегают туристов от подобных действий. Ак-Баур объединил всех: местных краеведов, ученых, представителей общественности и просто людей, не безразличных к его дальнейшей судьбе. Немало в изучении и популяризации этого удивительного памятника сделал первооткрыватель казахстанского Стоунхенджа поэт Евгений Курдаков, прочитавший в древних наскальных росписях "путь спасения человечества". Скорее всего, пиктограммы украшали и открытые скалы древнего святилища, но в настоящее время по понятным причинам они безвозвратно утрачены. Сегодня уникальные рисунки сохранились лишь в одной из главных достопримечательностей Ак-Баура – древнем гроте. Его длина – 9, ширина – 4 и высота – 2 метра. Древнего человека, несомненно, привлекала созданная самой природой юртообразная форма грота с круглым отверстием на сводчатом потолке. Всего в нем зафиксировано более 80 рисунков, среди которых есть и крестообразные знаки, и различные символы. Так или иначе они подтверждают выводы ученых о зарождении пиктографического письма на этой территории уже в эпоху энеолита. Рядом с невысокой сопкой Ак-Баур находятся горы Кызыл-Тас (Красный Камень). Одноименный грот смотрит на запад, а если наблюдать из него закат, то горы действительно кажутся красными. Вообще-то говоря, почитание высот во многих ранних культурах было распространено, и горы в представлении древних людей – место пребывания божеств, центр мира. Они связывали с ними вечность и устремленность к заоблачному, вершинному миру. Безусловно, наши далекие предки священным считали и грот Ак-Баур. Чтобы оказаться в нем, нужно подняться вверх на 5–6 ступеней, то есть совершить восхождение в верхний мир. Не до конца понятое современниками послание пращуров почти четверть века разгадывал поэт и ученый Евгений Курдаков. По его мнению, надписи Ак-Баурского грота указывают ориентир спасительного пути вдоль Иртыша. Он считал, в урочище жили жрецы, которые показывали племенам путь для их спасения. В надписях исследователь увидел пример бореальной, созданной 7 000 лет назад, системы письменности, в которой всего 22 знака, но она была положена в основу всех алфавитов мира. Много исследований провели местные ученые, но каждый, как говорится, искал в этих местах свое. Потому и интерпретации значения древних сооружений, сделанные разными исследователями, различаются между собой. Одни ученые подчеркивают их связь с культом Огня-Солнца, другие рассматривают курганы "с усами" в контексте погребально-поминальной обрядности, а третьи считают, что они выполняли функции астрономических объектов: служили древним людям в качестве прибора для наблюдения за движением Солнца и других небесных тел. В очерке "Загадки и тайны Ак-Баура" Е. Курдаков придерживается гипотезы о том, что Ак-Баур – храм под открытым небом, строго ориентированный на запад, предназначался для свершения похоронных обрядов, когда усопший как бы повторял весь путь в лучший мир. Он предположил, что похоронные процессии начинались около сопки Ак-Баур и двигались вдоль Сорокиной горы (самой высокой вершины гор Кызыл-Тас) к ручью Ак-Бастау. Именно возле него в настоящее время произрастают целые заросли чия, разновидности камыша, который обычно растет там, где когда-то были древние поселения и остались зольники от костров. Около ручья Ак-Бастау находилось, считает он, место церемоний, которое ограждают вкопанные плоские плиты. Центральный камень "стены" напоминает прицел. Мушка прицела в день весеннего равноденствия "смотрит" строго на Полярную звезду, служившую для древних народов ориентиром в пути. "Помогает" увидеть это направление белый камень, врытый на вершине холма. Казахи называют такие камни "каракши" – дословно "смотрящий". В Восточном Казахстане чабаны до сих пор вкапывают их на вершинах гор и холмов. Каракши, согласно древним поверьям, служат указателями земли обетованной. У алтайцев и монголов путники в благодарность духам за удачный переход через горы тоже отмечают такие перевалы большим камнем или их грудой, лоскутом ткани, иногда бросают монету. Подобная традиция называется "обо", или "обо-таш". "Обо", считали древние люди, ограждает путника от бед, несчастий и злых духов, которые могут заставить его сбиться с дороги и погибнуть. В Восточном Казахстане каракши с вершин гор и холмов указывают путь к Ак-Бауру, развалинам буддийского храма Аблайнкита и многим другим курганам. Прицел на белый камень, а через него на Полярную звезду – не единственный в урочище Ак-Баур. Через щель в скале слева от стены с прицелом виднеется макушка Сорокиной горы, и это направление – точно на запад. Такие природные визиры очень часто использовались в горных местностях. – Это был, бесспорно, древнейший очаг цивилизации, – говорит о святилище Галина Петенева. – И территория его значительно больше, нежели сам Ак-Баур, она простирается на 10 километров, вплоть до Сибинских озер. Но если ритуальные обряды проводились у подножия горы Кызыл-Тас, то погребальная зона расположена у Сорокиной горы, что находится напротив горы Коржимбай, к ручью Ак-Бастау. С одной стороны знак плюс, с другой, соответственно, минус. А вот когда находишься на территории между двумя этими зонами, то, безусловно, испытываешь необыкновенное ощущение гармонии, покоя и равновесия. В любое время дня и ночи здесь стоит звенящая тишина, хотя буквально в километре находится проезжая дорога. Благодатное влияние Ак-Баура испытала на себе лично: как-то осенью оказалась в урочище, а день был очень холодный. Одетая по-летнему, почти три часа, не замечая времени, ходила по древнему святилищу, но на следующий день даже намека на простуду не возникло. Наоборот, всю неделю ощущала необыкновенный прилив сил. Чудеса, да и только! О другом мистическом случае рассказал коллега Андрей Кратенко, с которым Евгений Курдаков незадолго до своей смерти приезжал в святилище. – Мы беседовали с поэтом, который казался очень спокойным и умиротворенным, о его творчестве, – поведал журналист. – Было удивительно тихо, как вдруг внезапно сверху раздались раскаты грома, которые длились считанные секунды… Евгений Васильевич побледнел и произнес: "Это Ак-Баур прощается со мной!.." Музей в музее предполагает не только консервацию и непосредственную охрану Ак-Баура, но и создание его полномасштабной реконструкции. Сейчас, кроме изгороди, здесь установлены пока только беседки. Планируется продолжить реализацию проекта "Ландшафтный", разработанного группой талантливых архитекторов во главе с профессором КазГАСА Эскандером Байтеновым. Предполагается сделать древнее святилище полноценным музеем. При грамотном менеджменте потраченные на его создание средства не замедлят вернуться государству. Ведь приносят же доход, и немалый, Стоунхендж в Великобритании или пещера Ласко во Франции. |