Юрий КАШТЕЛЮК, "Вечерний Алматы", 20 февраля
Город, в 1936 году ставший столицей союзной республики, начал активно развиваться. Алма-Ате нужно было придать столичный вид. Такую задачу поставило руководство СССР перед архитектурно-планировочной мастерской №1 Наркомпроса РСФСР, где разрабатывали генеральный план города. В 1937 году газета "Социалистическая Алма-Ата" напечатала материал, созданный корреспондентами ТАСС, который назывался "Новая Алма-Ата" (беседа с руководителем сектора планировки и реконструкции городов Совета коммунального хозяйства ЦИК Союза ССР товарищем Поповым) и был посвящен развитию столицы союзной республики. Отмечалось, что проект планировки составлен из учета дальнейшего роста населения города до 360 тысяч человек на перспективный период. Стояла задача сделать Алма-Ату благоустроенным городом с развитой социальной, культурной и административной инфраструктурой, крупным индустриальным центром. К слову, индустриализация была тогда одним из важных векторов развития страны. "Перспективная специализация города Алма-Аты проектами определена по линии перерабатывающей, легкой и пищевой промышленности со значительным развитием машиностроения", – информировала газета. В генплане отмечалось, что увеличение темпов промышленного и гражданского строительства не должно было затронуть основной массы зеленых насаждений. Крупные парковые зоны планировалось интегрировать с новыми жилыми массивами, чтобы горожане имели возможность проводить в них свободное время, дышать чистым воздухом. Авторы генплана понимали, что нужно проектировать дома с учетом сейсмической ситуации, к тому времени в СССР уже существовали технологии, позволяющие укреплять здания. Планировалось, что жилой фонд будет состоять из домов в четыре и пять этажей. "Установлено, что эти (сейсмические. – Ред.) условия допускают в городе многоэтажное строительство. Проделана также значительная работа по изучению грязекаменных селевых потоков, представляющих для Алма-Аты большую опасность", – подчеркивалось в статье. Отмечалось, что город будет оборудован всеми основными видами технического обслуживания. "Водопроводное устройство запроектировано из расчета полного удовлетворения нужд. Источником водоснабжения принята река Алмаатинка выше города. Канализация проектируется объединенной", – отмечалось в материале. Авторы генплана стремились сделать город компактным, тогда даже на перспективу не планировалось создавать из Алма-Аты мегаполис. Основные вехи этого генерального плана были претворены в жизнь. Как и намечалось, на севере выросла промышленная зона, в южной части вдоль Головного арыка (нынешнего проспекта Абая) были построены учебные корпуса вузов, в частности сельскохозяйственного и зооветеринарного институтов. В западном направлении были возведены жилые микрорайоны, которые состояли из четырех и пятиэтажных зданий. В 1981 году в Алма-Ате появился на свет миллионный житель, уже тогда стало очевидно, что городу нужно расширяться, создавать транспортную инфраструктуру, но осуществлению этих планов помешал развал Советского Союза. Город стал активно развиваться уже в эпоху независимого Казахстана. Сегодня численность населения мегаполиса с учетом присоединенных территорий составляет свыше 1 млн. 600 тыс. человек. |