Елена Брусиловская, "Казахстанская правда", 17 марта
Его называли аристократом духа, род которого берет начало от Рюриковичей. Но был он коренным алматинцем, любил и строил свой город, украшая его уникальными архитектурными объектами. Это Аркадий Деев, лауреат Государственной премии, заслуженный строитель Казахстана, 100-летию со дня рождения которого была посвящена встреча, организованная Центральным государственным архивом научно-технической документации.
На фоне истории На этот раз в конференц-зале Центрального государственного архива научно-технической документации собралась не совсем обычная публика: в основном молодежь, студенты Казахской архитектурно-строительной академии и строительного колледжа. Как отметила, открывая встречу, директор архива Гуляйхан Сарсенова, воспитанники этих вузов приходят сюда писать курсовые и дипломные работы, поэтому должны знать тех, кто создавал казахстанскую школу архитектуры, проектировал здания, вошедшие в историю отечественного градостроительсва. Один из ярких представителей этой школы советского периода – Аркадий Константинович Деев, с участием и под руководством которого были возведены сотни объектов в различных городах республики, и прежде всего, в его родном Алматы, воплотившие самые передовые архитектурные и конструктивные идеи, ставшие зачастую новым словом в проектировании жилищно-гражданского строительства в сейсмически активном регионе. Среди них такие узнаваемые здания и сооружения, как Национальная библиотека РК, Центральный универмаг (ныне "Зангар"), Центральный стадион, Дом офицеров (Центральный дом Армии Министерства обороны РК), Дом политического просвещения, ныне это бизнес-центр на проспекте Достык, застройка самого проспекта Достык, который раньше назывался проспектом им. Ленина, Дворец Республики, 25-этажная гостиница "Казахстан", Центральный концертный зал, санаторный комплекс "Ала-Тау" и многие, многие другие. Не случайно Аркадий Деев в числе первых казахстанцев получил звание "Заслуженный строитель Казахской ССР". За заслуги в капитальном строительстве он был удостоен орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, а также медали "За доблестный труд". В 1980 году за сооружение высотной гостиницы "Казахстан" ему была присуждена Государственная премия Казахской ССР имени Чокана Валиханова. Его имя занесено в Золотую Книгу почета Казахской ССР. В архиве научно-технической документации хранятся не только материалы, связанные с профессиональной деятельностью Деева, но и старинные фотографии верненских времен семьи Деевых, его дедов и прадедов. Да и сам Аркадий Константинович родился, когда Алматы еще назывался городом Верным, но уже тогда род Деевых насчитывал в нем более трех поколений. Начальник отдела обеспечения сохранности архива Владимир Печерских познакомил присутствующих с некоторыми фактами биографии Аркадия Константиновича, хранящимися в личном фонде Деева. Интересно, что дед Аркадия Деева, Сергей Иванович, был по тем временам хорошо образованным человеком, он окончил школу восточных языков и служил переводчиком в канцелярии военного губернатора по Кульджинским делам, позже занимал высокую должность губернского секретаря при генерал-губернаторе города Верный. Был награжден орденом Святого Станислава третьей степени. Видимо, эти дедовские гены талантливости передались и его внуку, который уже с детских лет показывал хорошие успехи в рисовании и черчении. В 1931 году Аркадий Деев окончил семилетнюю школу в Алма-Ате, работал чертежником, продолжал учиться, уверенно поднимаясь по ступенькам архитектурного мастерства. Окончил вечернее отделение Алма-Атинского строительного техникума, поступил на заочное отделение Ленинградского института инженеров коммунального строительства. Но мирную профессию проектировщика на какое-то время пришлось сменить на военную: сначала для прохождения действительной военной службы на Дальнем Востоке, а когда началась Великая Отечественная война, встать в ряды защитников Родины – с ноября 1941 и до августа 1945 года Аркадий Деев был офицером Советской армии.
Эпоха "KAZGORа" Но делом всей его жизни стала работа в проектной академии "KAZGOR", созданной в 1930 году, с которой, собственно, началась вся история проектного дела в Казахстане. Как отмечалось на встрече, "KAZGOR" стал прекрасной школой и родным домом для многих поколений казахстанских архитекторов и инженеров-проектировщиков, трудом и талантом которых строились и хорошели казахстанские города и села. Одним из первых работников этого проектного учреждения (в то время он назывался "Казгоспроект") стал и Аркадий Константинович Деев. Впервые он поступил сюда на должность техника-расчетчика 16-летним парнишкой в 1932 году. Сюда же вернулся после войны уже зрелым, много повидавшим и много испытавшим человеком. В "KAZGORе" Деев проработал более полувека – 55 лет, пройдя путь от рядового чертежника-конструктора до специалиста высокого класса и бессменного руководителя главной, легендарной архитектурно-конструкторской мастерской, которую возглавлял в течение почти 40 лет. Из мастерской Деева вышло немало главных инженеров, директоров институтов, есть даже лауреаты Государственной премии РК, заслуженные архитекторы и строители. Среди них можно назвать, например, таких мэтров архитектуры, как Шота Валиханов и Юрий Ратушный. Как вспоминала на встрече Альбина Петрова, которая много лет проработала вместе с Деевым, в их проектной мастерской всегда царила творческая атмосфера. Аркадий Константинович очень доброжелательно относился к своим товарищам по профессии, особенно молодым. Был внимательным, но в то же время требовательным, не терпел непрофессионализма и небрежного отношения к порученному делу. – Сам Аркадий Константинович был образцом поразительной работоспособности, неординарным, очень одаренным человеком, высокой внутренний культуры. В нем был какой-то аристократизм, он всегда элегантно одевался, был исключительно вежлив. Для нас он был в какой-то степени эталоном не только профессионала высокого уровня, но и мужчины, – сказала она. В свою очередь Валентина Слюсарева, которая считает себя ученицей Аркадия Деева, отметила, что Аркадий Константинович руководил разработкой большого количества проектов жилых и общественных зданий не только в Алматы, но и других городов, например, Тараза, Аркалыка, Семипалатинска, Усть-Каменогорска, Атырау. Кроме того, частичка души Аркадия Константиновича осталась и на целине, для которой он проектировал усадьбы и целые поселки в совхозах и колхозах Актюбинской и Кокчетавской областей. – Своей увлеченностью, какой-то даже влюбленностью в архитектуру он буквально заражал и нас, молодых проектировщиков. Но вместе с тем и требования предъявлял высокие, не делая поблажки ни себе, ни другим. Он скромно называл себя проектировщиком, но все мы, кому посчастливилось с ним работать, называли его Мастером. Поэтому лично для меня работа с таким неординарным человеком стала, по сути, вторым жизненным университетом, – отметила Валентина Слюсарева. Очень тепло говорили о своем отце дочери Деева – Татьяна Константиновна и Людмила Константиновна, которые пошли по стопам отца, также став проектировщиками. – Отец был убежден, что человек живет, пока у него есть возможность трудиться, быть полезным. Когда мы были еще детьми, помню, что свет в его кабинете горел далеко за полночь, потому что папа много работал и дома. Засыпая, мы слышали скрип его карандаша и кульмана. Не мог он без работы и когда ушел на пенсию. Помню, частенько утром надевал костюм и шел на работу. По пути покупал какие-нибудь вкусные булочки, чтобы угостить коллег, пил с ними кофе, беседовал, консультировал по каким-то проектам, всегда давая очень дельные советы, – вспоминала младшая дочь Людмила. В конце встречи директор архива Гуляйхан Сарсенова отметила, что "эпоха Деева" должна быть продолжена новыми поколениями казахстанских архитекторов и проектировщиков, тем более что у стремительно развивающегося Казахстана большие планы на будущее, в том числе и в области градостроительства, поэтому для каждого талантливового человека есть шанс проявить себя. |