Александр Павлович, cont.ws, 7 января
Хорошо, когда можно бесконтрольно печатать деньги в любых количествах! Какие возможности для творчества сразу открываются… Старичок А-6 "Интрудер", палубный штурмовик, способный также на реализацию задач, присущих бомбардировщикам, стоял на вооружении флота США с начала 60 годов. К середине восьмидесятых руководству американских военно-морских сил хотелось что-нибудь новое, модное, прямо из салона и непременно "стелс". К тому же авиация вовсю ваяла Нортроп В-2 "Спирит", огромный, черный и удивительно треугольный. Флотские тоже не пальцем деланы. Они быстро разработали программу по созданию "Продвинутого тактического самолета" (Advanced Tactical Aircraft) для замены А-6 "Интрудер". Предполагалось, что А-12 "Эвенджер II" будет палубным штурмовиком, но как бы и бомбардировщиком, напичканным технологиями по уменьшению радиозаметности. Реактивный, но дозвуковой, все вооружение во внутренних отсеках, дальность свыше 1500 километров. При этом радарный комплекс с фазированной решеткой позволял бы использовать его и как самолет ДРЛО (дальней радиолокационной разведки), и как самолет радиоэлектронной борьбы. Корпус стеклопластиковый, кожаный салон и магнитола. Тут еще и дизайнеры из General Dynamics и McDonnell Douglas предложили улетный дизайн. Самолет было решено сделать в виде равнобедренного треугольника. Никакого хвостового оперения, сопла в специальных нишах, фонарь для двух пилотов едва выдается над почти горизонтальной поверхностью корпуса. Не самолет, а НЛО. "Он вообще полетит?", - робко спрашивали флотские, пораженные торжеством дизайнерской мысли. "Как птица", - уверяли их конструкторы: "Современные технологии, надо понимать". Увидев такую красоту, и остальные рода войск решили закупить себе побольше треугольных самолетов. Всего по предзаказу набралось почти полторы тысячи машин (858 - ВМС, 238 - корпус Морской пехоты, 400 - ВВС), пора было и приступать. Для создания чуда техники были выбраны зарекомендовавшие себя чудо-дизайном General Dynamics и McDonnell Douglas. Им наскребли по морским сусекам аж четыре с половиной миллиарда долларов и еще полмиллиарда сверху, если вдруг паче чаяния деньги кончатся раньше. Создание "Мстителя" началось с бодрого старта. Специально приглашенный столяр сделал две прекрасных деревянных модели будущего штурмовика. Их поставили на видное место, в красный уголок, и всех приезжающих с проверкой водили показывать и впечатляться. А вот дальше не заладилось. Композиты, так классно смотревшиеся в чертежах и рекламных буклетах, оказались неспособны к несению возложенных на них нагрузок. Все-таки 1988 год, понимать надо. Получалось, что такой красивый пластиковый самолет непременно сломается, если не на взлете, то на посадке. Решение пришло само собой - делаем все по старинке, в металле, а сверху приклеим пластиковое покрытие. Однако пересчет выявил новую проблему. Самолет поправился и стал весить далеко за тридцать тонн, что никак не согласовывалось с заявленной в техническом задании взлетной массой в 36 тонн (это уже с весом топлива, ракетно-бомбовой нагрузкой и двумя пилотами). Тут еще и отдел, занимавшийся созданием композитных деталей, заявил, что нарисованные детали сложной формы гнуть не получается, а первые же результаты испытаний показали, что чудесное стелс-покрытие слезет от воздействия соленой воды. Тем не менее разработчики не терялись, а продолжали слать наверх отчеты, в которых прямо-таки читался скорый взлет А-12 "Эвенджер II". Еще между строк читались просьбы прислать больше денег. Дату первого полета разработчики перенесли с 1990 года на 1998 год. Руководство ВВС, увидев это, почувствовало запах провала и соскочило с темы. К 1990 году сам Дик Чейни, самый влиятельный вице-президент в истории США (на тот момент - министр обороны), поехал с комиссией расследовать, что же происходит с проектом. Естественно, ему тоже показали деревянный макет, однако на этот раз это ситуацию не спасло. Результаты проверки ужаснули всех. Три года, более трех миллиардов только флотских денег потрачено, а кроме двух, уже покрывшихся пылью, деревянных моделей хвастаться было решительно нечем. На самом деле был практически готов двигатель F412-GE-D5F2 и очень неплохой радар, но это спасибо подрядчикам. Начались судебные тяжбы, длившиеся аж до 2014 года, когда компания "General Dynamics" и корпорация "Boeing", поглотившая в 1997 году "McDonnell Douglas", выплатили руководству флота по 200 миллионов долларов. Более того, обе компании умудрились договориться и заплатили отступные скидками и своей же продукцией. Посадок по результатам расследования не было, все ограничились испугом. Прекрасная же деревянная модель А-12 "Эвенджер II" вот уже более двадцати лет украшает собой американский музей авиации в Форт Уэрт. |