Мария Тонкова, russian7.ru, 18 марта
Екатерина II была первой русской правительницей, даровавшей многочисленному мусульманскому населению России права и возможности для культурного и религиозного развития. В знак признательности, татары называли императрицу "Эби пашта" ("Бабушка-царица"). Политика Екатерины II не только подтверждала ее приверженность идеям Просвещения, но и служила целям мирного продвижения интересов империи в Средней Азии.
Веротерпимость как элекмент просвещенного правления Время правления Екатерины II (1762-1796) называют также эпохой просвещенного абсолютизма в России. Императрица, вдохновленная идеями деятелей эпохи Просвещения (Вольтера, Дидро, Монтескье), осуществила ряд прогрессивных реформ, которые, однако, не затрагивали основ ее абсолютной власти. Одним из столпов Просвещения была веротерпимость, которая заключалась в отказе от насильственного приобщения людей к какой-либо вере. Как писал Вольтер в "Трактате о веротерпимости": "старайтесь не совершать насилия над сердцами людей и все сердца будут ваши". Таким принципом руководствовала и Екатерина II. Ее реформы, затрагивающие интересы мусульман ознаменовали разрыв с политикой предыдущих русских правителей. 17 июня 1773 г. был издан указ Синода о веротерпимости, запрещавший архиереям вмешиваться в дела представителей других религий, включая и мусульман. Стоит отметить, что после покорения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств при Иване Грозном, на Руси началась политика христианизации местного мусульманского населения. Было запрещено строительство новых мечетей, а старые разрушались. Еще до принятия указа о веротерпимости, Екатерина II посетила Казань в 1766 г., после чего разрешила строительство каменной мечети в городе. В 1767-1768 гг. здесь началось возведение двух новых мечетей – Апанаевской и Марджани, которые сохранялись до наших дней. Указ 1773 г. окончательно снял запрет на строительство новых мечетей. Екатерина II способствовала и развитию мусульманского образования и культуры. В конце XVIII в. в Российской империи начали открываться первые медресе (мусульманские школы). В 1787 г. в типографии Академии наук был издан первый в России полный текст Корана на арабском языке.
Структуризация мусульманского населения Еще одним важным нововведением времен Екатерины II было создание духовной организации мусульман и ее подчинение государству. В 1782 г. в Уфе был учрежден муфтият, а в 1788 г. было создано Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС), юрисдикция которого распространялась на всю территорию Российской империи, не считая Крыма, присоединенного в 1783 г. Таким образом, все мусульмане империи были объединены в единую административную единицу – миллет.
Духовное собрание подчинялось Министерству иностранных дел: муфтий, стоявший во главе ОМДС, и другие члены духовенства назначались министром. Помимо религиозных функций, ОМДС обладало широкими судебными и административными полномочиями, включая сбор налогов с мусульманского населения, осуществление правосудия по гражданским делам в соответствии с законами шариата, регистрация браков, рождения, смерти. Наследником Оренбургского магометанского духовного собрания сегодня является Центральное духовное управление мусульман России, одна из главных российских мусульманских организаций.
Дальновидная политика Политика веротерпимости позволила Екатерине II одновременно решить несколько задач. Кроме того, что она соответствовала принципам просвещенного абсолютизма, ее проведение преследовало и более практические цели. В частности, создание религиозных организаций, в том числе и мусульманских, способствовало установлению государственного контроля за нравственным воспитанием подданных. Помимо этого, ОМДС служило проводником российских интересов в Средней Азии. По мнению ученого востоковеда Г.Г. Косача, татары "становились, полезны русским интересам… с точки зрения своих экономических навыков, хозяйственной инициативы и предприимчивости, контактов с иными мусульманскими народами… и в силу этого, укрепления российских возможностей на Южном Урале, казахских степях и Средней Азии". Это был наилучший способ мирного распространения российского влияния на кочевые народы региона. С этой же целью в 1782 г. Екатерина II одобрила строительство мечетей на южных рубежах империи. Окончательное присоединение региона к России состоялось во второй половине следующего века. Тандем магометанского духовенства и государства, созданный во времена правления Екатерины II позволил мусульманскому населению империи развивать свою культуру, религию и образование в рамках существующей государственной системы. Можно сказать, что именно в тот период были заложены основы межконфессиональных отношений, существующих в современной России. |