NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 04:17 ast
02:17 msk

Можно ли назвать Алихана Букейханова казахским Ганди или Манделой?
"При оценке деятельности тех или иных исторических и политических фигур нельзя исходить лишь из того, что им не удалось добиться какого-то желаемого результата. Рассматривать нужно то, что они сделали и чего достигли в сравнении со своими предшественниками"
26.06.2020 / история

Кенже ТАТИЛЯ, camonitor.kz, 25 июня

На днях мы начали разговор о том, можно ли сравнивать лидеров движения "Алаш" и в частности Алихана Букейханова с такими деятелями национально-осовободительных движений, как Махатма Ганди и Нельсон Мандела. И задали экспертам два вопроса:
1. Насколько такие параллели оправданны?
2. И вообще, деятели "Алаша" – это казахские ганди и манделы или же просто незадачливые борцы за власть, если учесть, что они, так или иначе, потерпели политическое и историческое фиаско?
Сегодня на них отвечают историки из ближнего зарубежья.

Виктор Козодой, доктор исторических наук, директор Института исторических и социально-политических исследований (Россия, Новосибирск): "Исторические заслуги А. Букейханова еще не осознаны до конца"
- Прежде чем перейти к конкретным ответам на поставленные вопросы, считаю необходимым определиться в некоторых общих подходах в своем изложении.
Во-первых, при оценке деятельности тех или иных исторических и политических фигур нельзя исходить лишь из того, что им не удалось добиться какого-то желаемого результата. Рассматривать нужно то, что они сделали и чего достигли в сравнении со своими предшественниками. И тем более недопустимо, когда современники пытаются сами "дополнить" или выдать свои собственные представления и желания за якобы имевшие место действия исторических персонажей.
Часто приходится сталкиваться с мнением, что А. Букейханов не смог добиться "независимости страны", а, следовательно, у него нет каких-либо значимых результатов и что, более того, он потерпел "политическое и историческое фиаско". Не могу согласиться с таким расхожим мнением. На сегодня у историков нет реальных документальных подтверждений того, что А. Букейханов и его соратники ставили вопрос, в смысле политической практики, о "независимости". В документах, которыми мы располагаем, речь идет об автономии (хотя на общеказахском съезде в декабре 1917 года автономия не была провозглашена). Но разве эта цель – создание автономии – не была достигнута?
Во-вторых, нельзя оценивать исторических деятелей с высоты современных знаний и представлений. Опираться при таком анализе необходимо на политические реалии тех лет. При этом не вырывая отдельные события из общеисторического контекста во всем его многообразии и во всех его противоречиях, оперируя всем комплексом исторических источников, имеющихся на сегодняшний день, а не только теми документами, которые "нравятся" конкретному исследователю и работают только на ту или иную идею (игнорирование источников, которые на данную идею "не работают", может указывать на то, что это не настоящий исследователь). В нашем случае следует сделать серьезный акцент на том, в каких условиях находились тогда "алашевцы" и их лидер А. Букейханов, какими они располагали возможностями и ресурсами.
Например, ситуация времен революции и гражданской войны более или менее хорошо изучена и исследована (хотя до сих пор остается множество "белых пятен"), однако часто упускается из виду или уходит на второй план следующий очень важный момент. Дело в том, что в 1918 году, даже после заключения Брестского мира, все еще продолжалась мировая война, и, территория Сибири и современного Казахстана превратилась, по сути, в арену сильнейшего геополитического противостояния воюющих держав. С одной стороны – Германия, Австро-Венгрия, отчасти Турция, а с другой – Франция, Великобритания, Япония, США, Китай. У всех были свои интересы. Более того, в стане противников блока держав Тройственного Союза имело место сильное внутреннее конкурентное противостояние.
Мировая война продолжалась до ноября 1918-го, и практически до осени того же года страны Тройственного Союза смотрели на данные территории как на некий стратегический резерв для пополнения ресурсов своих армий с целью продолжения военных действий на Западном фронте. Эти государства рассматривали их как источник не только сырья и продовольствия, но и живой силы для своих армий. Дело в том, что на территории бывшей Российской империи находилось, по разным оценкам, от 2,1 до 2,5 миллиона солдат и офицеров (военнопленных) из стран Тройственного Союза. По условиям Брестского мира, они должны были быть немедленно отправлены в свои страны, и значительную их часть планировали отправить затем на Западный фронт. На территории Казахстана находились десятки тысяч таких военнопленных, что впоследствии сыграло существенную роль в событиях того времени. Естественно, страны Антанты и их союзники решили противостоять этим замыслам. Возникла идея создать Восточный фронта (восточнее Волги). Главная задача - не дать возможности обеспечить Германию и Австро-Венгрию продовольствием и сырьем, задержать отправку частей на Западный фронт, не допустить пополнения армий противника бывшими военнопленными.
Помимо этого, у "союзников" были и свои геополитические интересы на этих территориях, а также свой взгляд на послевоенное устройство мира, особенно у Англии, которая всегда имела особые интересы в Средней Азии. Не учитывать указанные выше геополитические особенности и внутриполитические расклады той конкретной исторической ситуации, в которой приходилось действовать А. Букейханову и его соратникам, значит рано или поздно упереться в логический тупик и сделать заведомо неправильные выводы.
К слову, в оценках деятельности "алашевцев" и А. Букейханова периода гражданской войны, в которой им пришлось участвовать, есть еще много недопониманий, искажений и домыслов. В частности, находясь в плену установок советской историографии и мифологии советского периода, эти сложные процессы зачастую сводят к такому упрощенному, даже примитивному пониманию, как противостояние "красных" и "белых", хотя на самом деле эти процессы более сложными и глубокими.
Например, нельзя ставить знак равенства между "белым движением" и "антибольшевистских движением". Далеко не все, кто был в той войне против большевиков, принадлежали к "белым". Даже А. Букейханов в 1921-м, когда служил в советских органах, собственноручно написал в анкете, что во время Гражданской войны боролся против большевиков и Колчака. До сих пор остается, по крайней мере, в обывательском сознании, сильно мифологизированной роль чехословацкого корпуса в 1918 году. Даже в научных публикациях и серьезных изданиях есть путаница в понятиях между Временным Сибирским правительством и правительством адмирала А. Колчака (Общероссийским правительством), которые воспринимаются как одно и то же. Между тем, Временное Сибирское правительство не имело никакого отношения к Колчаку, который появился в Сибири гораздо позже.
Не разобравшись во всех этих вопросах, хитросплетениях, акторах тех событий, невозможно дать объективную оценку и действиям А. Букейханова и его соратников, а отсюда и примитивизация, упрощенное понимание их роли и реального влияния. В то же время недопустимо, искореняя мифы советских времен, насаждать на их место вновь созданные. Это касается и изучения биографии самого А. Букейханова, где укоренились и ужились вновь созданные мифы, в частности, о якобы "самарской ссылке", даже о годе его рождения и ряде других, несмотря на имеющиеся архивные документы, включая подлинники, подписанные самим А. Букейхановым, которые опровергают устоявшееся мнение о том, что он родился в 1866-м.
Кроме того, нельзя сравнивать и оценивать внешне, казалось бы, схожие исторические события, тогда как на самом деле они происходили в разные времена, разные эпохи, в разных исторических ситуациях. Например, сравнивать результаты деятельности М.Ганди и А. Букейханова в том смысле, что первому удалось добиться независимости своей страны, а второму - нет. На мой взгляд, подобные сравнения, как и претензии к А. Букейханову абсолютно некорректны. Нельзя забывать, что с момента возвращения Ганди в Индию в 1915-м до провозглашения независимости в 1947-м прошло 32 года, а это очень большой срок. Также нельзя забывать, что в Индии еще с 1885-го действовала политическая партия Индийский национальный конгресс, а в 1935-м Индии была предоставлена частичная автономия, были созданы и действовали на протяжении многих лет свои органы управления. Да и эпохи были совершенно разные. Из второй мировой войны Великобритания вышла очень ослабленной, она не могла контролировать свои колонии, ее теснили геополитические соперники, в первую очередь США.
Значительную роль сыграло принятие в августе 1941 года Атлантической хартии между Великобританией и США. Согласно ей, после окончания войны предполагались свободный доступ к мировой торговле и сырьевым ресурсам, свобода морей. Соединенным Штатам требовался доступ к источникам сырья и рынкам сбыта, чему препятствовала существующая колониальная система, а исполнение этих требований было основным условием оказания американской помощи Великобритании в войне. В таких условиях шансы на успех у Ганди и его сторонников резко возрастали, но даже при этом им не удалось сохранить единство Британской Индии, и в итоге появились два государства - Индия и Пакистан, против чего выступал сам Ганди.
У А. Букейханова даже близко не было такого набора благоприятных условий, факторов, структур, а главное – не было такого лага времени. История отвела ему и его соратникам лишь около трех лет - с 1917-го по 1920-й. А политика, как известно, – искусство возможного, а не желаемого. Дает ли это кому-либо основания говорить, что А. Букейханов ничего не достиг и что он политический неудачник? Вовсе нет, более того, по моему мнению, категорически нет.
Вот, очень кратко о тех общих подходах, которые необходимы при оценке деятельности исторических деятелей.
Теперь вернусь к заданной теме – к тому, что ни одной из неординарных фигур казахского народа начала XX века не удалось сплотить и "консолидировать всю нацию в единое целое и повести за собой по пути независимости и прогресса".
Сразу возникает вопрос: а много ли мы знаем примеров в истории, когда кому-либо одному удавалось быстро сплотить всю нацию вокруг какой-то идеи? И почему тогда столь "жесткие требования" предъявляют тому же А. Букейханову, при этом упуская из вида то реальное, что ему и его соратникам удалось сделать в столь сжатые сроки, которые отвела им история?
Тем более что и сам А. Букейханов еще в 1910 году в своей работе "Киргизы" отмечал, что складываются два основных направления политической мысли и политической практики. Одно из них – "западническое", близкое к партии кадетов, второе – "панисламистское". А с 1917 года уже как политическая практика появилось и третье направление – социалистическое (в лице партии "Уш жуз"), впоследствии примкнувшее к большевикам. Все они имели свои цели и задачи, и говорить в тех условиях о единстве вряд ли было возможно.
В то же время тезис о том, что формальное обретение политической независимости обязательно ведет к прогрессу, представляется довольно неоднозначным. Из истории известно немало примеров, когда вслед за "независимостью" в странах начинались гражданские войны, раскол общества, а порой все это приводило к утрате государственности как таковой.
Возвращаясь к поставленному вопросу, полагаю, что надо исходить из следующего. В царской России проживали десятки народов, однако лишь немногим из них удалось выйти на создание собственных государственных образований, пусть даже в форме автономий, и среди них – Алаш. Это как раз и является тем значимым результатом, которого удалось добиться по сравнению с предшествующим периодом: были заложены идейные основы будущей государственности.
Даже после поражения в гражданской войне и победы большевиков, тем не менее, была создана – одной из первых – Киргизская (Казахская) АССР. Хотя это стало реализацией победителями своего советского проекта, подобное оказалось возможным в том числе и под сильным влиянием идеи автономии "Алаш", которую победители не могли проигнорировать. Не следует забывать и о том, о чем говорил А. Букейханов: для создания государства должен быть в наличии ряд необходимых факторов – территория, население, органы управления и подготовленные кадры. По каждому из этих факторов были свои сложности, особенно по третьему: если, скажем, Ганди условно "располагал" кадрами, то у А. Букейханова и его соратников практически никого не было.
Исходя из тех общественно-политических реалий, которые были в царской России (до 1905 года под запретом находилась любая легальная политическая деятельность), А. Букейханов делал то, что в его силах, внеся громадный вклад в будущее устройство Казахстана через просвещение, через создание газет. Участие и победа как самого А. Букейханова, так и других казахов в выборах в Первую и Вторую Государственную Думу положили начало истории парламентаризма Казахстана. Думаю, что неспроста в Таврическом дворце Санкт- Петербурга, где ранее находилась Государственная Дума, установлен бюст А. Букейханову от парламента Казахстана как подтверждение его заслуг в этом деле.
Однозначно его нельзя ставить в один ряд с "незадачливыми борцами за власть". Всей своей жизнью и деятельностью он доказал, что власть для него не была самоцелью или лишь средством реализации собственных амбиций. В противном случае он после поражения в гражданской войне не остался бы в стране, а, скорее всего, эмигрировал бы, спасая свою жизнь. Кстати, это и предлагал ему сделать его товарищ еще по партии кадетов Л.Кроль в 1919 году, на что А. Букейханов ответил, что он останется со своим народом. Находясь в стане "побежденных", он продолжил свою деятельность в иных формах, делая практически все, что было возможно в тех условиях. Так можно ли после этого считать, что А. Букейханов и его соратники потерпели политическое и историческое фиаско?
Все надо рассматривать в сравнении. Потерпев поражение в гражданской войне, деятели "Алаша" попали под амнистию, были интегрированы в систему советской власти, где, разумеется, в ином качестве, но, тем не менее, смогли продолжить деятельность через распространение своих идей, просвещение и культуру. Тогда как их недавних союзников - членов Всероссийского правительства А. Колчака подвергли публичному политическому судебному процессу, многие из них были приговорены к длительным срокам заключения, а четверо расстреляны, как чуть ранее и сам адмирал вместе с премьер-министром своего правительства. Вот такие абсолютно разные финалы.
В какой-то мере А. Букейханов и "алашевцы" опередили свое время, но их труд и деяния не были напрасными – предложенные ими идеи и подходы оказались востребованными значительно позже. Распространяя идеи казахского автономизма, определенным образом влияя на умы, они тем самым внесли свой вклад в создание хоть и советской, но автономии в 1920 году, которая в 1936-м была преобразована уже в союзную республику, что, в свою очередь, и создало все предпосылки, приведшие к обретению в 1991-м Казахстаном независимости. Разве можно в таком случае говорить об историческом фиаско?
Завершая свои рассуждения, считаю необходимым назвать то, что объединяет М. Ганди и А. Букейханова. Оба они в той или иной степени находились под влиянием идей Л. Толстого о "непротивлении злу насилием", использовали преимущественно ненасильственные, легальные методы решения сложных политических вопросов, хотя это и не всегда удавалось.
В заключение хотелось бы сказать, что, как мне кажется, роль и значение для истории таких крупных фигур, как А.Букейханов, осознаны еще далеко не в полной мере. Причем в России до сих пор нет ни одной книги или монографии о его жизни и деятельности, а в Казахстане до сих пор не исследованы в полной мере архивы, где хранятся ценные документы.
Во время работы в Центральном государственном архиве РК мне как исследователю попались фонды с документами-подлинниками о деятельности А. Букейханова, которые до меня никто не изучал. Возможно, уже пора создать в одном из архивов, например в том же ЦГА РК, именной фонд А.Букейханова, собрав там все уже известные документы о нем из архивов Казахстана, России, а также те источники, которые будут выявлены впоследствии. Это было бы очень важно как для наших современников, так и для потомков.

Дина Аманжолова, доктор исторических наук, профессор (Россия): "Политическая эволюция А. Букейханова менялась под влиянием внешних обстоятельств"
1. На мой взгляд, вряд ли стоит проводить такие параллели, хотя любые сравнения, наверное, могут иметь место. В любом случае нужно рассматривать роль каждой личности в истории конкретно. Учитывать не только сам факт лидерства в национальном движении и связанных с этим известности, славы и достижений или провалов.
А. Букейханов был частью многонационального государства, которое не имело типичных для западных стран колоний. В России действовала другая система управления национальными окраинами, да и входили они в состав страны по-разному, хотя опыт Британской и других империй, безусловно, был известен российским управленцам. Но российская политическая практика в отношении входивших в состав империи народов была иной, и эти моменты, в частности, хорошо показаны в трудах А.В. Ремнева, Г.С. Султангалиевой и других историков.
Не случайно в годы гражданской войны А. Букейханов на переговорах с правительством А.В. Колчака, которое тесно сотрудничало с интервентами, предлагал устроить управление Казахской степью по примеру того, как Англия управляет Индией. Уже один этот факт говорит о том, что в России была другая практика.
Да, и Ганди, и Мандела были против насилия, но не смогли предотвратить его и меняли свою стратегию и тактику. Букейханов был частью российской политической элиты в 1917 году, а также государственным служащим - комиссаром Временного правительства в его Туркестанском комитете. Его жизненная траектория и политическая эволюция менялись под давлением объективных обстоятельств революции и гражданской войны - так же, как и у других национальных деятелей в других регионах России.
2. Консолидировать народ как политическое целое, видимо, не под силу даже самому гениальному лидеру, если отсутствуют достаточные объективные факторы для такой консолидации. При анализе истории и политических итогов деятельности движения "Алаш" нужно исходить из точного и непредвзятого представления о состоянии казахского общества на тот период истории. Это множество параметров, которые ускоряют или тормозят развитие национального самосознания, его структурные трансформации в сторону модерности (уровень массового образования, урбанизации и экономики в целом, наличие значимого слоя образованного класса, коммуникативные практики и прочее). В научной литературе достаточно глубоко разработаны теоретические положения и описаны конкретно-исторические примеры истории национальных движений других народов России, дающих материал для сравнительного анализа. Движение "Алаш" важно изучать в контексте общих этносоциальных и политических процессов в России.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Можно ли назвать Алихана Букейханова казахским Ганди или Манделой? 26.06.2020
Рафаэль Хакимов: "Узбеки и казахи выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами" 22.06.2020
Что Яков Петерс писал Сталину о письмах Рыскулова 17.06.2020
Победитель с псевдонимом Виктор 17.06.2020
Елбасы и бизнес-элита: благополучие и добро пребывают там, где есть преемственность поколений и традиций 15.06.2020
Обнаженная женщина Степи - древняя традиция казахов 15.06.2020
Оргвыезд 15.06.2020
Елбасы и бизнес-элита: торжество "либерального" дискурса 12.06.2020
Елбасы и бизнес-элита: на заре Независимости. Часть первая 11.06.2020
Казахстан и Третья мировая война 09.06.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz