NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 10.12.2024 04:09 ast
02:09 msk

Как выживала южная столица при семи предыдущих градоначальниках. Часть шестая
Несмотря на то, что некоторые нюансы биографии нового градоначальника вызывали вопросы у въедливых наблюдателей, заострять внимание на каких-то бюрократических тонкостях в августе 2015 года горожане явно не хотели...
07.06.2022 / история

Евгений Косенко, turanpress.kz, 6 июня

Несмотря на то, что некоторые нюансы биографии нового градоначальника вызывали вопросы у въедливых наблюдателей (об этом ниже), заострять внимание на каких-то бюрократических тонкостях в августе 2015 года горожане явно не хотели.
Бауыржан Байбек был молод – всего 41 год, интеллигентен, улыбчив и обладал многими другими достоинствами, среди которых, как уже говорилось в предыдущей части, наиболее почетное место в обывательском рейтинге занимало место рождения – город Алма-Ата. Таким образом, впервые со времен Аскара Кулибаева, руководившего Алма-Атинским горисполкомом в период 1983–85 годов и мало чем запомнившегося даже самым памятливым старожилам, в кресло городского главы опять сел непосредственный уроженец этих мест…

Обнадеживающее начало
Август и сентябрь прошли в городе относительно спокойно – новое руководство явно вникало в положение дел.
Положение, надо отметить, в целом было достаточно неплохое. В отличие от предыдущих акимов (каждый из которых получал должность с солидным приданным в виде кучи нерешенных проблем) к августу 2015 года ничего особо катастрофического в городе не наблюдалась. Один из самых острых вопросов – что делать с тысячами обделенных дольщиков – уверенно разрешался, а городская инфраструктура в целом более-менее была приведена в божеский вид.
И что особо немаловажно – у города имелся солидный бюджет.
С 2014 года Алматы прочно закрепил за собой звание финансового центра Казахстана. Это подкреплялось реальными средствами – в том же 2014 году валовой региональный продукт города составил 8 триллионов тенге (для сравнения – в 2009 году этот показатель равнялся 3,1 миллиарда тенге). В первом полугодии 2015 года мегаполис стал главным донором республиканского бюджета – его перечисления составляли треть налоговых поступлений в главную государственную казну. Сам же бюджет города вырос в 1,7 раза и составил около 22% от собираемых в нем налогов.
И как отмечали политологи, все эти факторы автоматически усиливали роль акима мегаполиса (кто бы им ни был) в иерархии политических госслужащих страны…
Это теория. А что касается практики, то первые 30 дней пребывания на посту акима Байбека отметились такими добрыми делами, как борьба с незаконной вырубкой деревьев. Были совершены образцово-показательные проверки нарушителей, по итогам которых, например, руководство популярного ресторана выплатило солидный штраф и произвело компенсационную посадку, а строительство АЗС на проспекте имени Аль-Фараби в районе Академгородка, где было вырублено порядка 80 деревьев, вообще было остановлено.
– Вырубке зеленых насаждений в городе мы будем решительно противостоять. Алматы должен стать городом-садом, – твердо заявил Бауыржан Байбек, добавив, что в 2016 году в южной столице будет высажено 45 тысяч деревьев. При этом, особый акцент будет сделан на посадку лиственных сортов.
Попутно распоряжением акима было велено проводить уборку улиц только в ночное время, чтобы из-за спецтехники днем не образовывались пробки, что изрядно порадовало всех автомобилистов.
А чтобы другие чаяния горожан также не оставались вне зоны внимания, в начале октября 2015 года при акимате был создан Общественный совет, в котором, как сообщалось, "80% членов состоит из представителей гражданского общества. В полномочия совета входят рассмотрение и обсуждение проектов бюджетных программ, стратегических планов и программ развития территорий, участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, рассмотрение обращений жителей мегаполиса…" (Здесь, правда, стоит заметить, что заседания этого Совета впоследствии проводились, мягко говоря, нерегулярно и с огромными перерывами).
На этом налаживание оперативной обратной связи не закончилось. Как сам градоначальник, так и ключевые чиновники большинства городских ведомств, завели себе аккаунты в популярных соцсетях и приготовились выслушивать пожелания горожан буквально в режиме нон-стоп.
Одной из первых публичных дискуссий довольно предсказуемо стало обсуждение судьбы урочища "Кок-Жайлау", проект развития которого вызывал недовольство у многих экологов и представителей общественных организаций, опасавшихся за сохранность национального парка, в чьей зоне планировалось развернуть строительство.
Зафиксировав целый вал обращений по этому поводу, акимат торжественно объявил о "приостановлении строительства горнолыжного курорта "Кок-Жайлау" в целях сокращения неэффективных расходов в городском бюджете".
Общественники бурно праздновали победу, не обратив внимание на некоторое коварство формулировок. Ведь в сущности, "приостановление" отнюдь не означало полный отказ от проекта как такового.
Второй "зеленой" победой было объявлено намерение акимата разбить сквер на месте снесенного рынка автозапчастей "Баян Аул", некогда располагавшегося на западе города. Мотивируя свое решение, аким рассказал о том, что в непосредственной близости от ликвидированного рынка находятся ЛЭП, а сам он располагался на тектоническом разломе, так что на этих землях общей площадью в семь га (к тому же принадлежавших государству) ничего кроме сквера и быть не может…
О том, что на самом деле "может", горожане узнали уже через год, когда эти государственные территории вместо обещанного сквера оказались переданы частному инвестору под строительство автобусного парка и завода по сборке автобусов марки "Мерседес"…
Говоря о системе общественного транспорта, нельзя обойти вниманием и еще одно новшество – с 1 октября 2015 года заработала безналичная система оплаты проезда "Онай".
Инициатором безналичной оплаты был предыдущий аким Ахметжан Есимов, который работал над введением электронной оплаты практически весь последний год своего пребывания в должности градоначальника, однако каждый раз на стадии запуска система выявляла определенные технические недочеты. Это довольно наглядно проявилось и после волевого решения все-таки внедрить "Онай" в том виде, в котором он был на тот момент, а огрехи исправлять непосредственно в процессе эксплуатации.
Огрехов оказалось достаточно много, на первых порах система постоянно давала сбой, вдобавок ее откровенно пытались саботировать сами водители (у которых появилась альтернатива – при отсутствии карточки у пассажира или не работающем устройстве взимать плату наличными, да еще в практически в двойном тарифе – 150 тенге, что мгновенно привело к росту злоупотреблений).
Дополнительно накаляли ситуацию руководители частных автопарков, утверждавшие, что новая система оплаты разоряет перевозчиков, водители, пугавшие забастовкой из-за якобы снижения объема выручки, и жители пригородов (лишенные на тот момент возможности платить по щадящему тарифу), которые периодически даже устраивали стихийные митинги в нижней части города с требованием упразднения карточной системы.
Однако, постепенно страсти улеглись. Капризную электронику все-таки удалось отрегулировать, и уже через год уверенно заявить о выведении немалой части средств из теневого оборота. Так, согласно официальной статистике, оглашенной городским управлением общественного транспорта и автомобильных дорог: "В сентябре 2016 года наличный расчет алматинцев за месяц составлял 256 млн. тенге, картами – 80 млн. тенге. В сентябре 2017 года наличный ежемесячный доход насчитывался в размере 91 млн. тенге, а через карту "Оңай" – было проведено 1,5 млрд. тенге (таким образом, из теневого оборота были выведены 800 млн. тенге)".

Камня на камне…
Высокий темп работы, взятый городским акиматом, получил развитие и в другом направлении. В том же октябре 2015 года горожане узнали, что Градостроительным советом, во главе которого стоял сам аким, окончательно одобрен снос исторического здания бывшего Госплана.
Поверившие было в силу обратной связи алматинцы сначала завалили акимат просьбами сохранить здание, затем просьбы переросли в требования и еще чуть позже начались протестные акции, когда люди образовывали "живые цепочки" по периметру обреченного дома, устраивали одиночные на пикеты и даже организовали круглосуточное дежурство возле приговоренного объекта. Зазвучали голоса и именитых горожан, в число которых вошли архитекторы, скульпторы, артисты, работники телевидения и общественные деятели, которые направили депутатам городского маслихата и Мажилиса обращения, в котором призывали "не допустить снос строения, которое ранее входило в часть комплекса правительственных зданий в квадрате улиц Богенбай батыра – Гоголя – Абылай хана – Панфилова и является неотъемлемой частью исторического центра Алматы".
Впрочем, все усилия оказались тщетными, и одним историческим объектом на карте города стало меньше.
Примерно в эти же дни стало известно и о другом намеченном сносе. На этот раз под удар попал кинотеатр "Алатау", на месте которого было решено открыть ресторан "McDonald’s". Владелец этой франшизы в Казахстане Кайрат Боранбаев охотно рассказывал о том, какое благодеяние он делает для культурного и экономического развития города, а сам аким Бауыржан Байбек заявил о том, что здание кинотеатра давно потеряло историческую и культурную ценность, много раз было перестроено и вообще за последние 20 лет оно оказалось никому не нужным. В ответ оппоненты доказывали градоначальнику о том, что перестроек там никогда не было, лишь в последнюю реконструкцию входная группа была в духе моды того периода покрыта синим стеклом, который как раз-таки легко убрать без ущерба для всего здания в целом.
Увы, но принцип "обратной связи" не сработал и на этот раз, и возмущенные горожане смогли лишь стать свидетелями ликвидации здания кинотеатра (действительно, оказавшимся весьма добротно построенным и поэтому сносимого с изрядным трудом).
Следующий "шквал критики" снизу вызвала реконструкция здания бывшего Республиканского дома политпросвещения, расположенного в квадрате проспектов Достык, Абая, улиц Пушкина и Курмангазы.
Здесь, правда, о полном демонтаже речь не шла.
Как заверял в те дни лично градоначальник: "Новый проект визуально будет соответствовать прежнему облику здания, но с важными улучшениями. То есть, его сделают доступным для граждан. Верхние этажи будут сданы под офисы. То есть заново воссоздадут этот проект, только его улучшат…"
Помимо самого здания жителей города изрядно волновала судьба любимого многими фонтана "Одуванчики", расположенного перед зданием Дома политпросвещения.
– Фонтан "Одуванчики" ни в коем случае не пострадает, мне самому он очень нравится, – успокаивал горожан аким Байбек и уверял, что обсуждается вариант его безболезненного переноса в другое место. Что же до пространства перед зданием, то оно должно стать еще краше:
– Мы хотим там сделать, и это сделает инвестор за свой счет, современный европейский фонтан, который будет называться "Тысячелетие". К празднованию тысячелетия нашего города. Это будет такой фонтан, на котором можно будет проводить мероприятия и бегать между этими струйками…
Итогом реконструкции стало полное уничтожение "Одуванчиков", которых никто не куда так и не перенес. Что же до нового фонтана "Тысячелетие", то и под его струйками пока так никто толком и не побегал. На сегодняшний день освободившееся пространство напоминает огромный плац, на котором периодически возятся рабочие, которые очевидно пытаются то ли реанимировать плохо работающую систему "Тысячелетия", то ли опять что-то переделывают более коренным образом…
Уж извините за банальный каламбур, но демонтаж "Одуванчиков" оказался поистине "цветочками" в сравнении с основным модернизационным проектом бурной осени 2015 года – полной ликвидации алматинского трамвая.
Непосредственным поводом для таковой стала крупная авария, произошедшая 13 октября, когда потерявший управление и вырвавшийся на красный свет на перекресток трамвай снес 11 автомобилей, а затем нанес повреждения еще трем машинам уже по ходу дальнейшего следования, в результате чего пострадало пять человек. Что любопытно, примерно аналогичная авария с опять-таки потерявшим управлением трамваем и последующей порчей частных автомобилей произошла буквально за две недели до этого случая – 21 сентября 2015 года.
Судя по всему, в акимате приняли решение действовать максимально жестко. 30 октября Бауыржан Байбек посетил трамвайное депо ТОО "Алматыэлектротранс", пообщался с руководством (которое, явно робея перед высоким начальством, охотно признавало все промахи и ошибки в работе) и принял решение о приостановке дальнейшей эксплуатации городского трамвая.
В отличие от того же ГЛК "Кок-Жайлау", приостановление строительства которого, как показали дальнейшие события, оказалось делом временным, приостановка работы трамвайного депо на практике означало его полную ликвидацию.
Созданное в 1937 году, пережившее войну, перестройку и разруху 90-х годов, депо не дожило до своего 80-летия всего два с половиной года. Безусловно, в последние годы оно пребывало далеко не в лучшем состоянии. Если к моменту развала СССР в Алма-Ате было проложено 93 км трамвайных путей, по которым курсировали 200 единиц подвижного состава, то к 2015 году в Алматы осталось всего два трамвайных маршрута и 17 машин. Машины, кстати, были вполне действенные – чешские Tatra KT4 были выпущены в период 1985–87 годов и впоследствии модернизированы в 1993 году в Германии с установленным сроком службы не менее 30 лет.
Было принято решение о демонтаже трамвайных путей (на что из бюджета выделялось на первых порах 2 миллиона тенге), 13 трамвайных вагонов были проданы за 118 миллионов тенге в Усть-Каменогорск (где исправно служат по сей день), три вагона (включая два, непосредственно участвовавших в резонансных ДТП, были признаны негодными и реализованы на металлом по цене 2,5 миллиона тенге и еще один –знаменитый трамвай-кафе, на который в свое время возлагались большие надежды в качестве туристического объекта ("Almaty Tram Cafe"), был изъят Центром развития Алматы, который собирался сделать его памятником, но в итоге он оказался разбит, а впоследствии и сожжен неустановленными вандалами.
Что же касается депо, то тот же Центр развития Алматы продекларировал, что на его месте будет реализован грандиозный проект "общественного пространства "Depo Evolution Park" и молодежного "лофт-центра" с коворкингом и офисами различных НПО".
Общая стоимость проекта была определена в 2,5 миллиарда тенге, а реализация планировалась в рамках государственно-частного партнерства. Проект осуществлялся достаточно вяло, буквально через пару лет остатки депо начали напоминать декорации из фильма о жизни трущоб, а в 2021 году стало известно, что частные инвесторы окончательно "вышли из игры". Теперь осталось два варианта – либо возводить "Depo Evolution Park" полностью на средства городского бюджета, либо в корне менять концепцию использования земельного участка.
Демонтаж нескольких знаковых объектов города и особенно ликвидация трамваев вызвала серьезный раскол в алматинском обществе. Вполне предсказуемо, радикальные инициативы нового акима нашли как своих горячих сторонников, так и немалое количество яростных противников, с тех пор зачисливших Бауыржана Байбека чуть ли не в число своих личных антипатов.
Кстати, неоднозначную оценку разгрому трамвайного движения в Алматы впоследствии (в конце октября 2019 года) дал и президент Касым-Жомарт Токаев.
Как подчеркнул Глава государства:
– Данный пример лишний раз свидетельствовал о важности консультации городских чиновников со специалистами и представителями общественности, когда единолично принятое решение может вызвать негативную реакцию у немалой части общества. Ликвидация трамваев, я считаю, была спорным решением. Надо было отремонтировать рельсы, обновить трамвайный парк и оставить трамваи в городе. Этот вид транспорта успешно функционирует во многих европейских городах, – отметил Касым-Жомарт Токаев, в очередной раз разбередив душевные раны тем горожанам, что до сих пор ностальгируют по утраченном виду общественного транспорта…
Между тем, нововведения сезона "Осень-2015" продолжались. 1 ноября было объявлено о запрете на взимание платы на всех автопарковках тротуарного типа, а также был введен запрет парковщикам (прозванными в народе "желтыми жилетками") брать наличные деньги за помощь в парковке.
Запрет на взимание платы должен был действовать до введения Единой системы платных автопарковок города, которые одна за другой начали появляться в городе с июня 2016 года. В качестве утешительной компенсации за плату в 100 тенге за час парковки горожанам было сообщено о том, что, по мнению разработчиков, введение системы платных парковок должно было улучшить экологию и на 20% снизить загруженность на дорогах.
Насколько в конечном итоге от платных паркингов улучшилась городская экология сказать трудно, но достаточно быстро платные парковочные места в городе (числом более 11,6 тысяч) были снабжены 120 автоматами для сбора денег, контроль за которыми осуществляла частная структура "А-Паркинг" (через свое дочернее подразделение – ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис").
Народная молва и некоторые блогеры попытались было связать новую структуру с личными финансовыми интересами либо самого акима, либо членов его семьи, на что последовало решительное опровержение со стороны пресс-службы акимата:
"За всеми информационными вбросами, вывешиванием на парковочных терминалах и остановках плакатов с фейковой информацией о якобы причастности акима города к компании "А-Parking", за распространением в сети клеветнических сообщений стоят те, кто пытается помешать реализации политики по выводу из тени "серых" капиталов, саботировать работу по улучшению экологической среды в узколичных интересах…"
Как показало время, аким Байбек действительно напрямую не был причастен к финансовой деятельности ни компании "А-Паркинг", ни ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис". Конечным бенефициаром обоих компаний с годовым оборотом в 1,4 миллиарда тенге являлся Кайрат Боранбаев, который не так давно, находясь в СИЗО (вместе с некоторыми другими топ-менеджерами парковочных фирм), отписал дарственную, безвозмездно передав 70% доли ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" и 100% доли в ТОО "Alan Parking" в собственность города…
Упомянутая выше информационная атака на нового акима (надо отметить, что различными стикерами и плакатами, нелицеприятно отзывающимися о деятельности градоначальника, тогда было обклеено чуть ли не полгорода) продолжилась в новом направлении.
Для затравки оппоненты Бауыржана Байбека начали активно муссировать некоторые нарушения законодательства, допущенные им ранее. Речь шла о правилах программы "Болашак", по которой будущий чиновник обучался в Высшей музыкальной школе германского города Любека, получив специальность педагога по теории музыки.
Согласно положению программы, "выпускник международной стипендии президента Республики Казахстан "Болашак" обязан по окончании обучения возвратиться в Республику Казахстан для отработки по полученной специальности в Республике Казахстан непрерывно не менее трех/пяти лет (прохождение стажировки/академическое обучение)".
Вместо этого новоиспеченный педагог в Казахстан не вернулся, а был трудоустроен сначала атташе по культуре в генеральном консульстве Казахстана, а затем перевелся в аппарат посольства в Берлине, в общей сложности проработав там четыре года.
– Какой соблюдение законов можно требовать от человека, который до этого эти законы грубейшим образом нарушал? – патетически заламывали руки блогеры и даже некоторые представители "традиционных" СМИ, забыв о том, что территория дипмиссий считается территорией страны, которую они представляют.
Здесь надо отметить, что вольно или невольно, но щекотливую "германскую тему" периодически поднимал и сам аким, "выдавая на-гора" удивительные наблюдения из забугорного бытия:
"Я учился в Германии, и там есть такие случаи – коммунальные службы приезжают в какой-нибудь дом, думают, там умер кто-то, потому что вообще мизер по коммунальным услугам. А там бабушка живет и все экономит. Сперва моют посуду, потом этой же водой моют полы, сперва купают детей, потом сами моются. Вот так экономят".
"Ночью в Германии всегда батареи отключают и ставят воду. Когда вода начинает замерзать, включают отопление. Когда дома жарко, утром встаешь разбитый и уставший, потому что, когда холодно, человек лучше отдыхает, потому что, когда холодно в комнате, падает температура тела. Когда падает температура тела, тело отдыхает".
– Вот какое будущее ожидает наш многострадальный город, – мрачно заключили интернет-пользователи и присовокупили в качестве дополнительных доказательств слабой хозяйственной подготовки главы города его предыдущий трудовой опыт, по которому он довольно долго заведовал протоколом администрации президента, а затем и вовсе перешел на партийную работу…
Таким образом, развеивать усиливающийся в свой адрес скепсис необходимо было конкретными делами по городскому благоустройству.

"Хозяин" – понятие растяжимое?
Здесь, надо сказать, Бауыржану Байбеку на первых порах явно везло – зима сезона 2015/16 выдалась практически без осадков. Сильный снегопад был всего несколько раз и городские службы реагировали на него весьма оперативно. Кроме того, акимат начал пробовать новые технологии для борьбы с гололедицей, когда для посыпания дорог песком с солью был опробован новый состав, который заставляет снег таять, едва он коснется земли.
В январе произошли реформы в сфере общественного транспорта. Сообщив, что в своем муниципальном состоянии автобусный и троллейбусный парки не справляются со своими обязанностями в должной мере, градоначальник объявил о решении передать три автопарка и троллейбусный парк шымкентскому перевозчику "Green bus company" в управление без права выкупа. Тогда же было объявлено о планах поставить к лету автобусы, оснащенные кондиционерами и продолжить перевод общественного транспорта на газ.
– Мы рады, что инвестор, который сегодня зашел в "Алматыэлектротранс", взял все в доверительное управление. В течение первого полугодия 200 новых автобусов купят. Уже не за счет бюджета, а за счет частных средств. Первый же пример: в апреле большие ЛиАЗы за свои деньги хотят поставить, 200 автобусов. Это где-то 12–15% маршрутов вместо старых автобусов, честно говоря, их нельзя выводить на маршруты, потому что они несут угрозу жизни. Они не дают того качества, вот эти современные новые автобусы выйдут вместо старых, – расписывал открывающиеся перспективы Бауыржан Байбек, выступая на совещании по итогам социально-экономического развития мегаполиса.
Забегая чуть вперед, можно заметить, что сотрудничество с "Green bus company" было продуктивным лишь на начальном этапе, затем возникло немало нареканий; дело дошло даже до судебных разбирательство между "Green bus company" и ТОО "Алматыэлектротранс" по поводу вроде как не выплаченных 600 миллионов тенге в виде вознаграждения за доверительное управление, в прессе появлялись сведения о срыве графика инвестиционных программ и в итоге в декабре 2018 года акимат Алматы договор о доверительном управлении расторг досрочно и муниципальными парками опять стало распоряжаться ТОО "Алматыэлектротранс", учредителем которого является городское управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог…
Помимо транспортной реформы, в январе 2016 года было объявлено и о грядущей реновации города в целом. На этот счет свой проект представил опять появившийся в Казахстане датский архитектор Ян Гейл, сформулировавший с руководством городского акимата лозунг "Город для пешеходов и велосипедистов, а не автотранспорта".
От немедленной реализации концепции "зеленой реновации" ненадолго пришлось отвлечься в феврале, когда посетивший город Нурсултан Назарбаев высказал немало критики в адрес строительства объектов (включая высотные дома) выше проспекта Аль-Фараби и вообще загазованности и зараженности природоохранных зон в целом.
– Надо быть хозяином города, Бауыржан, – наставительно и можно сказать даже по-отечески напутствовал президент городского акима и предложил ему проявить решимость, "пустив под бульдозер" наиболее одиозные особняки в водоохранной, селе- и оползнеопасной зонах Алматы.
Один офис, владелец которого построил его на три этажа больше заявленных в проекте, действительно довольно показательно снесли. И приняли новое постановление – ограничить высоту всех зданий, что строятся южнее проспекта Аль-Фараби тремя этажами и максимальной высотой не более 12 метров до верха парапета от уровня земли, включая цокольный этаж.
Заодно опять-таки в рамках выполнения рекомендации главы государства было решено отныне подходить более скрупулезно и ответственно к застройке в центральной части Алматы и, в частности, не разрешать строить там здания выше пяти этажей. Кроме того, было объявлено о скорой разработке карты сейсмического микрорайонирования, после появления которой станет известно о всех тектонических разломах и будет понятно, где можно строить, а где категорически запрещено (к слову, данная карта разрабатывается до сих пор и о ее необходимости не так давно говорили в городском акимате на совещании уже с участием Ерболата Досаева).
Были проведены и некоторые изменения в части управления земельными участками. Так, например, весной 2016 года алматинский акимат передал ТОО "Apple World" земли в Бутаковском ущелье (на территории национального природного парка "Медеу") площадью 39,9 га на праве постоянного землепользования сроком на 9 лет с правом пролонгации после реализации инвестиционного проекта еще на 40 лет, без права строительства капитальных сооружений.
Как сообщали СМИ, по условиям договора ТОО должно в течение трех лет за свой счет провести реконструкцию сада и высадить саженцы знаменитого сорта яблок "Апорт" в рамках соцпроекта.
Зарабатывать инвесторы собирались на экотуризме (сбор яблок, пешие и конные прогулки и т.п.). Чуть позже городские власти выделили этому ТОО в аренду на 49 лет еще два участка – в микрорайонах "Нурлы тау" (17,9 га) и "Алатау" (15,3 га).
Особо въедливые наблюдатели и любители изучения уставных документов тогда связывали ТОО "Apple World" с братом супруги городского акима Топжаром Джамалбековым, уважаемым бизнесменом, среди деловых партнеров которого значился даже Тимур Кулибаев. Однако, внятных доводов, почему именно эта компания не может заняться возрождением апорта, никто не привел, и постепенно внимание общественности переключилось на другие актуальные городские новости.
10 мая 2016 года произошел крупный пожар в самом центре Алматы, а точнее в пристройке к супермаркету "Юбилейный" под красивым названием "Корова-Бар", в результате чего пострадало 46 квартир дома. И когда по итогам первого же "разбора полетов" выяснилось, что эта пристройка была вдобавок сооружена незаконно, в городе началась массовая компания по ликвидации различного бизнес-самостроя.
В присутствии многочисленных журналистов одна за другой сносились различные кафе, столовые, шашлычные, чебуречные и прочие точки общепита, действительно разбросанные по городу весьма хаотично, в самых неожиданных и малоподходящих с точки зрения безопасности местах.
Здесь, впрочем, также не обошлось без определенного скепсиса, когда въедливые представители общественности указывали на то, что при демонтаже одного пожароопасного "курятника" рядом оставался нетронутым его конкурент, также мало отвечающий санитарным и противопожарным нормам и вдобавок даже не имеющий разрешительного акта на землю.
Систематизировать подобные случаи оказалось некогда, так как разгул образцово-показательной ликвидации общепитовского самостроя прервал внезапно открывшийся в Алматы сезон сильных дождей, мгновенно обостривший проблему городских коллекторных сетей.
Потоп, начавшийся 29 апреля (когда вышедшая из берегов река Каргалинка затопила микрорайон Алгабас) с небольшими паузами и промежутками, продолжался по июнь включительно. Майские ливни изрядно испортили инфраструктуру частного сектора Наурызбайского района, а в центре города владельцы личного автотранспорта иногда не могли преодолеть водяную преграду на таких ключевых автомагистралях, как проспекты Аль-Фараби, Абая и Достык.
Особо знаменитой южная столица Казахстана стала после репортажа о том, как мимо вереницы заглохших машин по гигантской луже, разлившейся на проспекте Аль-Фараби, элегантно проплыл обладатель электромобиля Tesla. Сюжет попал в сетку вещания крупнейших мировых телеканалов, а в Астане тогдашний премьер-министр Карим Масимов собрал экстренное совещание, на котором в довольно резких выражениях указал Бауыржану Байбеку на некоторую сомнительность подобной славы.
Аким попытался возразить, что все необходимые меры для ликвидации потопов принимаются, на что раздраженный премьер предложил изучить этот вопрос совместно:
– Когда приеду, ногами с вами походим по арыкам! Ногами!
В результате, акиматом было сделано заявление о начале капительного ремонта арычной сети, с выделением на это благое дело 800 миллионов бюджетных тенге, а также создании на базе предприятия "Экологострой" специальной службы, которая будет выезжать на проблемные участки для очистки арыков и ливневых систем в составе не менее 30 человек.
Всего надо было отремонтировать порядка тысячи километров арычной сети и построить еще 450 километров дополнительно.
Мгновенно окрылившиеся специалисты и экологи не преминули добавить, что дополнительно проблему усугубляет нарушающая обрывающая арычную сеть уплотнительная застройка, а помимо непосредственно отвода вод арычная система должна выполнять функцию полива зеленых насаждений.
Городское управление урбанистки со всеми доводами полностью согласилось, уважительно назвало арычную систему "якорным идентификатором" города и обещало все оперативно исправить в течении года.
Увы, но на следующий год все в точности повторилось и вдобавок сопровождалось нешуточной трагедией, когда во время ливня поскользнувшись и, упав в разбившийся арык, в коллектор была засосана 26-летняя девушка. Причем, в самой сердцевине делового центра мегаполиса – на пересечении проспекта Аль-Фараби и улицы Фурманова...
Несмотря даже на столь вопиющее ЧП, никаких кардинальных перемен по реорганизации арыков, не произошло ни в тот, ни в последующие годы. И в апреле уже нынешнего 2022 года новые городские власти в очередной раз заявили о том, что вся городская коллекторная сеть находится в плачевном состоянии и необходима кардинальная реконструкция более 1500 километров арычной сети и 16 водоотводных каналов.
Сейчас все опять традиционно упирается в наличие средств и, если их изыщут, то для начала начнется ремонт 376 километров арыков в Турксибском и Алатауском районах. А когда все отремонтируют, то передадут все арычные и коллекторные сети единому оператору – ТОО "Eco Almaty", которое и будет следить за их техническим состоянием.
В общем, "право на надежду" городские власти у алматинцев предпочитают пока не отнимать...

Нам имидж и строить, и жить помогает…
Незадолго до начала потопов, в марте 2016 года аким выступил с очередной экологически правильной инициативой, заявив, что горожанам пора пересаживаться из удобного кресла автомобиля на двухколесный транспорт. Начать Бауыржан Байбек, конечно же, пообещал с себя и еще с 85 своих сотрудников, которые первыми должны были перебраться из служебных авто в седло экотранспорта и в подтверждение своих слов даже сфотографировался в деловом костюме за рулем велосипеда и счастливой улыбкой на лице. Фотография мгновенно облетела практически все казахстанские СМИ, а впоследствии стала основой для многочисленных мемов и "фотожаб", особенно на фоне роскошного лимузина, в котором городской глава исправно продолжал передвигаться по городу.
Тем не менее, велосипедизация Алматы пошла полным ходом, расчерчивались новые велодорожки (даже появился целый велокоридор протяженностью 68 километров от микрорайона Орбита до Зеленого базара).
Чуть позже, в июне 2016 года в Алматы был подписан меморандум между акиматом города и ФНБ "Самрук-Казына" о старте проекта "Almaty Bike". В том же году появились первые станции велопроката, довольно быстро доведенные до более двухсот точек.
Судя по всему, останавливаться на достигнутом аким не собирался и очередной транспортной инициативой градоначальника стал проект организации проката электросамокатов "OzimScooters" с поминутной арендой этого не самого безопасного в городских условиях средства передвижения.
Согласно расчетам, в городе должно было появиться 35 станций, на которых будет размещено более 300 самокатов, принадлежащих частным прокатчикам. Однако, по ряду причин реализация проекта затормозилась и в полной мере этот вид личного транспорта (имеющий как горячих приверженцев, так и яростных противников) "расцвел" уже при следующем акиме…
Что же касается развития "пешеходизации", то здесь явным прорывом стало открытие пешеходного коридора по улице Панфилова, от улицы Жибек жолы до улицы Кабанбай батыра, по бокам пешеходной зоны установили детские площадки, скамейки, фонтаны с ночной подсветкой, скульптуры, что вызвало достаточно позитивный отклик среди довольно большой части горожан (пожалуй, за исключением некоторых жильцов домов, расположенных вблизи променада и посему испытывающих постоянный профицит "общения" с толпами молодежи за окнами).
Если же коснуться более серьезных дел, то весной 2017 года на западном берегу реки Есентай южнее проспекта Аль-Фараби на площади 46 гектаров началось строительство нового микрорайона "Esentai City" с жилыми и офисными зданиями.
В рамках строительства был вырублен очередной яблоневый сад. На запрос экологического общества "Зеленое спасение" управление природных ресурсов и регулирования природопользования сообщило, что "проектная документация по строительству нового микрорайона "Esentai City" в управление не поступала, разрешение на снос зеленых насаждений не выдавалось".
Запросы и протесты общественности продолжали поступать довольно долго, акимат продолжал удивляться, а масштабная стройка лишь набирала обороты…
Характерно, что на все жалобы и претензии горожан отвечали и отписывались чиновники разного ранга (вплоть до заместителей акима города), однако сам градоначальник в дискуссию по поводу "Esentai City" не вступал в принципе.
Возможно потому, что как раз в это время он был занят куда более интересным противостоянием с рекламными агентствами, занимающимися размещением наружной рекламы на улицах города.
Согласно расчетам сотрудников акимата, довольно большой процент денег от подобной наружной рекламы шел мимо бюджета, поэтому данный рынок был назван "теневым", а на свет появилось распоряжение о демонтаже конструкций, не попадающих в установленные стандарты. В течение буквально двух ночей таковых было демонтировано более сотни, а обиженные предприниматели, вооружившись доводами о том, что согласно 26-й статьи Конституции "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", отправились на аудиенцию с градоначальником, который разъяснил свою позицию многословно и довольно образно:
– Те, кто законно поставил баннеры и дисплеи – к ним вопросов нет. Но к тем, кто сам решил и повесил тряпку у себя на окне, таких нужно убирать. Вы посмотрите: стадион, дом боковой, где остановка, стоит весь пестрый. Одна сторона – зеленая, другая – желтая, здесь – классический козырек, там – другой козырек. Он стоит, как говорят у казахов, как "құрақ көрпе" и весь город такой.
Ну как к нам будут приезжать туристы, если вокруг такое? По билбордам не мы решение принимаем. Десять лет назад было подписано соглашение, где указано, что есть определенные стандарты. Тогда и позвали стратегического инвестора, который сделал реально красивые билборды. Там сопли не висят, нет этих зияющих заборов в воздухе. По вашим вопросам обратитесь к моему заместителю, нужно решить вопрос. Если снос незаконный, то я вас поддерживаю, а если нет, то не поддерживаю, значит, правильно мы поступили, законно...
Бизнесмены вздохнули и, выдвигая промеж себя крамольные версии и предположения о переделе городского рекламного рынка, разошлись восвояси.
Ну а в городе продолжались реновационные веяния и очередным интересным нововведением стала программа "Город без заборов".
– Программа "Город без заборов" направлена именно на формирование открытой городской среды, – презентовал новацию сам аким на августовском совещании работников образования и особо отметил, что "инфраструктура города, а заборы тоже являются частью инфраструктуры, напрямую влияет на развитие детей".
– Заборы – это стремление отгородиться. Это анахронизм мышления, наши старые стереотипы и привычки, – развивал свою мысль глава города и подкреплял теорию примерами из истории и современности:
– В XIX веке заборы в городе ставила знать, чтобы, отгородившись от простолюдинов, проводить свой досуг. Заборы были элементом социальной сегрегации. В тех же США частные дома уже не огораживаются заборами. Психологи подтверждают, что открытость уменьшает агрессию. Когда вы видите сплошной забор и охранника за ним, вы понимаете, что внутри вам не рады.
Но фасады частных домов принадлежат нам. Мы должны смотреть на них, радоваться, какие у нас красивые дома. Мы хотим, чтобы в городе не было барьеров, создающих социальное неравенство. Давайте будем открытыми. Это и есть модернизация сознания! Да, будут споры по этому поводу, но еще надо понимать и то, что заборы не спасают от преступности. Эту задачу решают хорошее освещение, видеонаблюдение и эффективная работа наших правоохранительных органов…
Чуть позже уже клерками меньшего ранга было уточнено, что "дезаборизация" должна коснуться всех участков, которые попадают под понятие общественного пространства, куда включены парки, скверы, тротуары, придомовые территории, а также краевые зоны проезжей части.
А затем началось то, что потом будет названо "заборной вакханалией".
"Слесари-"потрошители" с ножовками и "болгарками" в руках срезали все без разбору, используя в качестве "щита" от возмущенных жильцов домов постановление акимата. Этакая вседозволенность порой переходила все границы разумного, ведь сносили не только заборы и сомнительные заграждения, но и декоративные оформления садов, цветников и прочие малые конструкции, даже если они выступали от земли на 20–30 сантиметров. Конечно, потом все списали на местные исполнительные органы, мол, распоряжение было кем-то недопонято, но жильцам, которые вкладывали свой труд и силу в благоустройство собственного двора, от этого легче не стало…" – так впоследствии описывала происходящее газета "МК-Казахстан".
Сколько именно заборов снесли за период реализации программы "Город без заборов" сказать сложно. Некоторыми экспертами назвалась цифра в 150 километров ограждений, но этот показатель возможно даже занижен.
Характерно и то, что "дезаборизация" проводилась достаточно выборочно. Так, элитный ЖК "Esentai Apartments", в котором вроде как проживал сам аким, остался со своей весьма добротной и высокой оградой.
Но особо подобная выборочность возмутило общественность тогда, когда стало известно о том, что под демонтаж запланирована историческая чугунная ограда вокруг парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Причем, как всегда бывает в таких случаях, мгновенно нашлись эксперты, утверждавшие, что никакой исторической ценности эта ограда не представляет:
– Наша концепция предполагает, что парк не должен быть отгорожен от людей. Зеленая зона, напротив, должна приглашать внутрь. Мы хотим "подружить" парк с человеком, который идет или едет вдоль него на велосипеде. Именно для этого метровые велосипедные дорожки со специальным покрытием будут расположены не на самой улице Гоголя, а немного углублены внутрь. Делается это для большего комфорта. Согласитесь, гораздо приятнее ехать на велосипеде среди деревьев, нежели вдоль дороги. Существующая чугунная ограда – это стандартное решение, которое встречалось во многих городах бывшего Союза. В то время архитекторы ограждали парки. В современном ландшафтном проектировании, напротив, принято избегать этого, – рассказывал в те дни один из соавторов концепции реконструкции, урбанист Роман Шнайдерман.
В ответ оппоненты особо указывали на то, что под снос не планируется куда как более монументальная (и безвкусная по стилю) ограда вокруг другого парка, носящего название Первого Президента. Или вокруг самого здания акимата, не говоря уже о грандиозных заборах по периметру полицейских участков.
Заодно жители возмущались сносом оград возле школ, детских садов и того же музея имени Кастеева, из-за чего его руководство было вынуждены убрать открытую экспозицию, отныне не защищенную от вандалов.
"Почему в случае РОВД или акимат отнесены к охраняемым объектам, а музеи нет? Почему школы не считаются стратегическими объектами? Это недопустимо. Почему никто не считает нужным не то, что объяснить готовое решение, а посоветоваться с жителями Алматы", – говорилось в одном из многочисленных обращений, направленных в те дни в акимат Алматы.
– Что касается парков и скверов, то есть соответствующие нормативы, технические стандарты – где-то заборы должны устанавливаться обязательно, где-то их возведение носит рекомендательный характер. В первом случае это места, где возможно возникновение террористической опасности… – попытался разъяснить позицию городских властей и.о. главы управления архитектуры и градостроительства Алмасхан Ахмеджанов, но в ответ спровоцировал еще больший вал вопросов и, в частности, недоумение – что именно определяет возможность террористической угрозы и почему оцененные риски у двух парков оказались разными?
Забор около парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев общественности удалось отстоять (впоследствии акимат записал это себе в актив, как пример эффективности "обратной связи с населением"). А вот почти все остальное, увы, пропадало безвозвратно и в довольно часто сдавалось какими-то малопонятными личностями в пункты приема металлического лома.
Не все гладко оказалось и с изначальным посылом о "эффективной работе наших правоохранительных органов", так что оборотной стороной "дезаборизации" стало резкое ухудшение криминогенной обстановки в тех местах, которые раньше были защищенными.
– Наша поликлиника находится в неблагополучном (с точки зрения криминальности) районе Татарка, где много лиц, употребляющих наркотики и алкоголь. Мы просили забор оставить, но нашу просьбу проигнорировали и в итоге наши опасения сбылись – стали приходить люди с деструктивным поведением, которые устраивали пьянки, дебоши и уносили скамейки, – жаловалась журналистам главврач поликлиники №2 Тогжан Еспергенова.
Кампания "дезаборизации" свернулась также внезапно, как и началась. А еще через некоторое время решениями уже районных акимов было восстановлено большинство ограждений возле школ и детских садов, а также лечебных учреждений. Потихоньку восстанавливали заборчики возле своих палисадников и жильцы, и через пару-тройку лет почти все вернулось в первозданный вид, хотя некоторые зияющие прорехи остались напоминанием об "открытых пространствах" и в наши дни…
Не менее богатым на события оказался и 2018 год.
Для начала, с 15 января в Алматы снизили разрешенную скорость движения с 80 до 60 км/ч на Восточной объездной автодороге, проспекте Аль-Фараби и улице Саина, что вызвало резкое отторжение со стороны водителей и даже спровоцировало попытки подать судебные иски на акимат (заодно указывалось и на то, что новшество якобы негативно повлияет на экологию южной столицы из-за большего расхода топлива).
– Я считаю, что, если есть хоть один факт смерти на дороге, скорость того не стоит. Нам нужно думать о том, чтобы люди спокойно передвигались. Вспомните Панфилова, тоже никому не нравилось, а сейчас ежедневно 100 000 людей там проходят. И вообще, хотите гонять на скорости – езжайте на капшагайскую трассу, – парировал в ответ городской аким и дал понять, что дискуссия на том закончена.
Зато по улице Тимирязева была запущена скоростная линия BRT, по конструкции которой общественный транспорт двигается по центру улицы, там же расположены остановки, а движение личного автотранспорта смещено к краю дороги. Здесь был свой плюс – автобусы и троллейбусы действительно стали ездить быстрее и общественному транспорту не приходится стоять в пробках, но и свой минус, выразившийся в серьезных заторах среди личного автотранспорта (особенно в часы пик).
Но, пожалуй, самым обсуждаемым событием года стала реализация очередной концепции "Алматы – Теплый город", в рамках которой в городе должны были появиться целый ряд весьма оригинальных арт-объектов.
Таковые действительно возникали один за другим. "Трансформация юрты" (согласно описанию "объект напоминает юрту, но не в привычном для нее круглом виде"), "Яблоко знаний", "Сфера", "Геометка", "Рождение седла" (в виде деревянной лошади на которой находилось "седло из слепка, сделанного обнаженным мужчиной"), "Реактивная птица", "Дом-птица", это еще далеко не полный перечень всех диковинных сооружений, появившихся в разных частях города и обошедшихся городской казне в 78 миллионов тенге.
Но венцом всего этого культурного многообразия, безусловно, стала 12- метровая соломенная белка, установленная возле входа в центр делового сотрудничества "Атакент" (к слову, к тому времени избавленного от целого ряда кафе с сомнительной архитектурой и прочих малопривлекательных пристроек, действительно уродующих территорию бывшей ВДНХ)
– Я сам рядом с "Атакентом" жил, это была выставка достижений народного хозяйства, и там все мое детство прошло. Там были фонтаны, гуляли люди, то есть "Атакент" очень хорошо знаю. Когда приехал в качестве акима Алматы, просто увидел абсолютно бессистемную застройку. Во-первых, по территории ездили машины. В 90-х годах эту территорию передали в доверительное управление. Там было условие, что частник будет поливать, охранять, улучшать. Но частник недобросовестно подошел. Огромная парковка, бессистемно-хаотичные ларьки. За 25 лет там сотками забиралась земля, и половина земли ушла в частную собственность. Это тягостное впечатление. Еще раз говорю: территория "Атакента" в свое время была зеленым оазисом, куда люди приходили гулять семьями. Раньше здесь был каскадный фонтан, а сейчас все закатали в асфальт, кругом парковка, базар. Управляющая компания представляла горожанам масштабные планы по развитию этой территории. Однако мы видим, что за последние годы ничего не исполнено, – раскритиковал увиденное городской аким во время своего рабочего визита на "Атакент", распорядился вернуть 27 га земли в собственность города, а заодно ликвидировать стихийную парковку возле центрального входа.
Собственно, на месте этой парковки и была поставлена в июле 2018 года 12-тонная инсталляция из соломы, дерева, проволоки и прозрачной смолы, которую создал британский арт-дизайнер Алекс Ринслер.
– Это центр города и оживленное место. Я уже знаю, что Тимирязев был ботаником и натуралистом, а Ауэзов – писателем. И вот, на пересечении этих улиц стоит наш арт-объект, который я хочу сжечь сразу после презентации, – делился изначальными планами креативный гость. Однако, городские власти рассудили по-иному и, решив, что сжигать гигантского грызуна стоимостью в 28 миллионов тенге (15 из которых выделил городской бюджет) будет несколько накладно, постановили оставить его месяцев на девять.
Сказать, что инсталляция вызвала неоднозначную реакцию в обществе, это не сказать ничего. Как и в случае с ликвидацией трамвая, горячие диспуты и жаркие споры кипели буквально на каждом углу. Не помогали даже разъяснения продвинутых урбанистов и дизайнеров о глубинной философской подоплеке:
– Даже не все чиновники, которые в итоге все же дали добро, сразу поняли глубину символа и метафорическую связь белки с образом алматинца, который находится в постоянном движении… – в частности, сетовала руководитель креативного агентства FUNK Майра Измайлова.
Затем выступил и сам градоначальник, который сообщил что, во-первых, о громадном грызуне написали многие мировые СМИ, в числе которых были BBC, Fox News, New York Post и немало российских масс-медиа, а во-вторых, по его данным, белка вызовет огромный приток туристов, которые приедут специально, чтобы посмотреть на соломенную скульптуру, которая своей по известности затмила Медеу и Шымбулак.
Считать и сравнивать туристический поток, впрочем, никто так и не стал, и инсталляция простояла на своем месте до марта 2020 года, после чего была ликвидирована акимом Сагинтаевым, несмотря на протесты фанатов сооружения, попытавшихся даже собрать средства для его пластиковой трансформации.
За страстями по белке чуть было не прошли незамеченными куда как более серьезные проекты, реализация которых могла повлечь за собой весьма далеко идущие последствия.
Так, например, в районе "Казахфильма" на землях, изъятых у киностудии, было запланировано строительство этнокультурного комплекса "Ethnoland" и даже уже выделялись средства из местного бюджета на эскиз проекта.
Предусматривалось развитие СЭЗ "ПИТ Алатау", где тоже был выделен земельный участок.
Должно было быть организовано строительство "Всемирного сакского культурного центра" на базе археологического парка "Боролдайские сакские курганы" в Алатауском районе города (стоимостью, между прочим, более чем три миллиарда тенге).
Замышлялся и поистине суперпроект – строительство крупнейшего парка развлечений по аналогу Диснейленда (в комплексе с ТРЦ, бизнес-центром, объектами социальной культуры, спортивными сооружениями) восточнее Кульджинского тракта и севернее БАКа за 350 миллиардов тенге.
И наконец, строительство некоего конгресс-центра на территории парковой зоны самого "Атакента" (как раз на землях, незадолго до этого изъятых в пользу города).
По изначальному замыслу, в здании конгресс-центра на 30 тысяч мест, располагающимся на участке площадью более чем в три гектара, можно было бы проводить самые различные представительные массовые мероприятия, вплоть до грандиозных съездов партии "Нур-Отан".
Даже уже был определен подрядчик в лице компании "BI Group", вроде как пообещавший нанести минимальный ущерб окружающей среде. Сам проект особо не афишировался, однако информация о нем все-таки просочилась как в СМИ, так и блогосферу, поднялся шум в среде экологов и различных активистов, свое недоумение высказало даже руководство ЦДС "Атакент" (председатель правления которого Мадина Макыпова заявила об угрозе 9 тысячам деревьев), и после смены городского руководства планы строительства конгресс-центра были остановлены, а на месте потенциальной стройки разбит симпатичный парк…
Кипучая деятельность Бауыржана Байбека на посту акима Алматы была прервана указом президента от 28 июня 2019 года "в связи с переходом на другую работу" (как выяснилось позже, в центральный аппарат партии "Нур-Отан", то есть фактически на предыдущее до акимата место работы).
Мнения об эффективности работы Байбека на посту градоначальника разнятся до сих пор. По количеству горячих поклонников (почти фан-клуба), поминающих его исключительно добрым словом, он довольно близок к Имангали Тасмагамбетову. Впрочем, и тех, кто с его уходом выдохнул с откровенным облегчением, также весьма немало.
Уставшие от хаотичной новаторской суеты и прочих модерновых атрибутов "города тысячи красок", довольно большая часть алматинцев искренне хотела, чтобы следующий градоначальник был, если можно так выразиться, немного менее инициативным. Как показало время, часть подобных пожеланий действительно сбылась…

(Продолжение следует)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Без предрассудков 28.06.2022
"Алтын адам" не имеет к казахам никакого отношения – ученый 21.06.2022
Как выживала южная столица при семи предыдущих градоначальниках. Часть седьмая 14.06.2022
Как выживала южная столица при семи предыдущих градоначальниках. Часть шестая 07.06.2022
Как выживала южная столица при семи предыдущих градоначальниках. Часть пятая. 01.06.2022
Как выживала южная столица при семи предыдущих градоначальниках. Часть четвертая 25.05.2022
Как выживала южная столица при семи предыдущих градоначальниках. Часть третья 17.05.2022
Как выживала южная столица при семи предыдущих градоначальниках. Часть вторая 12.05.2022
Семь на тридцать 04.05.2022
Казахские женщины и эмансипация: как это происходило в СССР? 10.03.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
10.12.24 Вторник
80. АМРЕКУЛОВ Сагинхан
79. АЛТЫНБАЕВ Мухтар
78. СУПРУН Виктор
74. ЖУНИСБАЕВ Несип
74. ИБАДУЛЛАЕВ Серикбай
74. НАСЫРОВ Асуат
69. АМИРКУЛОВ Ардак
69. НУКЕНОВ Мараткали
68. ЖАЗЫЛБЕКОВ Нурлан
65. БАРКИНХОЕВ Магомед
65. МАРАТУЛЫ Жалгасбек
64. РЫСПАЕВ Асхат
64. ТЕЛЕУОВ Мурат
61. СЕЙТОВ Нурдилла
60. КЕРИМКУЛОВ Куаныш
...>>>
11.12.24 Среда
84. ГАЛИМОВ Фарит
70. СЫЗДЫКОВ Елкаир
69. САРПЕКОВ Рамазан
67. ТАШМАКОВ Серикбай
66. БАЙЗАТОВ Талгат
66. КАРМАЗИНА Лидия
64. СОТНИКОВА Галина
63. РАХМЕТОВ Бауржан
63. ЧЕКАЕВА Елена
61. ДАНБАЙ Шухрат
61. СУЛТАНОВ Нуркен
60. ОСПАНОВ Куат
60. ПЕРМИНОВ Виктор
59. БУСЫГИН Константин
59. ЗАКЕНОВ Сембигали
...>>>
12.12.24 Четверг
87. БАЗЫЛОВ Казыкен
87. БАЙЗАКОВ Сайлау
82. САППАЕВ Мендыгали
78. МОСКАЛЕНКО Борис
71. ИОВОВ Эдуард
70. ШАМКЕНОВА Роза
67. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
67. ИСКАКОВ Саулебек
66. АБУОВ Мирбулат
64. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
58. НУРБАЕВ Орман
53. ИСКАКОВ Марлен
51. КИСИКОВ Бекнур
49. АХМЕТЖАНОВ Ануар
49. САДАНОВ Арман
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz