Индира ЗАРИПОВА, "Казахстанская правда", 30 июля
На мой взгляд, в жизни Бигельды Габдуллина среди множества итогов есть один - особенный: все, что связано с изданием старого "Нового поколения".
Впервые я почувствовала уникальность этой газеты с подачи учителя из села Щербакты (Павлодарская область) - Владимира Саввича Назарцова. Материал назывался "Гори, гори ясно…". В нем впервые констатировалась удивительная особенность и "Нового поколения", и ее главного редактора - быть объединяющим началом для столь разношерстной публики, какой является интеллигенция. Газета, кстати, одно время имела подзаголовок "Для интеллигенции" - это то, чего так сейчас не хватает Казахстану. Несмотря на подзаголовок, аудитория у "Нового" была большая: Габдуллину понадобилось всего два года, чтобы сделать ее одной из самых читаемых газет в республике. Сейчас даже трудно поверить, что в пятницу (день выхода номера) киоски осаждались читателями. Я сама очевидец этих событий. Но иногда мне они кажутся сном!
Еще раз о феноменальности Б. Габдуллина как редактора. До встречи с ним я уже представляла, что такое редакторы казахстанской прессы. А может, и не только казахстанской. "Тихий ужас, или Кафка жив" - вот что это такое! Поэтому без особого энтузиазма в июле 1995 года отправилась к Габдуллину на прием. И была совершенно очарована. Ему понадобилось 20-25 минут, чтобы определить поштучно (я принесла целый ворох материалов) качество продукции и опубликовать выбранное так, что начался конструктивный диалог. И не только в пространстве "Нового поколения".
И еще одна удивительная особенность Габдуллина как редактора! Чтобы не растекаться словами и мыслями по древу, выражу ее девизом хирурга Г. Елизарова: "Меньше надо думать о себе, больше о деле". Габдуллин это умеет. Помню, как один литератор-журналист не без удивления увидел мой материал о его произведениях на страницах "Нового поколения". Дело было в сентябре. Удивление вполне понятное, так как в конце августа они "разошлись" с Габдуллиным.
Помню и другое. Как в октябре 1996-го "поссорилась" с редактором старого "Нового", а в ноябре было опубликовано открытое письмо Президенту страны "Вернется ли "философский пароход"?". Мне кажется, это и есть высокий профессионализм - не поддаться соблазну мелочной расплаты, карликовой войны, копеечного отчаяния. Эта формулировка, пожалуй, для любой профессии. Не только журналистики.
Летом 1996 года я очутилась в Астане. До сих пор не могу понять, зачем мне был нужен этот переезд?! Но нет худа без добра. Отчаяние - хороший учитель. Родился новый жанр - философско-публицистических рассказов. Все, кто читал это в рукописи, в один голос: замечательно, но опубликовано не будет. Так и говорили: нет редактора, который способен на это. Вы догадались! Редактор нашелся!!! Первый рассказ был опубликован в июне, а в декабре вышла "Философия любви", в основе которой статьи и рассказы, опубликованные в 1996-м в старом "Новом поколении".
В этом году - как раз в июле - начнется второе десятилетие моей дружбы с "Новым поколением", основанным Б. Габдуллиным. Я не оговорилась! Ощущение, что эта структура (которая формально перестала существовать в 1997 году) живет, не покидает меня. Живет глубинно, потаенно. И не сегодня-завтра всплывет. В этом меня еще раз убедила встреча в позапрошлом году в арт-школе "Сорос-Казахстан" с поэтом Е. А., который мне поведал, как в середине 90-х, будучи студентом Карагандинского политеха, он с нетерпением ждал каждого нового выпуска "Поколения". Рассказал о том, какую роль в формировании его личностного и поэтического "Я" сыграла философская публицистика, которую можно было встретить только на страницах этой газеты. А потом спросил, где сейчас Б. Габдуллин. Потом вопрос о К. Кабрахманове, В. Филатове.
Мне немного обидно, что многие читатели не догадываются о том, как мала моя роль (автора), как велика роль тех, кто публиковал и публикует меня. Креативное пространство, в котором с ходу публикуют философскую публицистику, создается не автором, а главным редактором. Такое креативное пространство без особых усилий - в силу просто талантливости - создает Б. Габдуллин.
В памяти всплыл еще один эпизод, связанный с нашим сотворчеством. По каким-то (мне неведомым) причинам мой рассказ "Письмо феминистки" не был опубликован, но был переделан в статью и подписан именем героини: Ирма Араева. С тех пор у меня появился псевдоним, которым я пользуюсь до сих пор.
Есть люди, чье отсутствие остро ощущается. К ним, безусловно, относится Б. Габдуллин. И мне радостно, что в год своего пятидесятилетия он начал (через газету "CENTRAL ASIA MONITOR") новый диалог с казахстанским читателем. У меня нет ни малейших сомнений, что и эта газета Б. Габдуллина станет важной вехой в истории журналистики Казахстана. |