NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:39 ast
08:39 msk

На переправе
Осталось только гадать об истинных причинах гибели парома. Несмотря на штормовое предупреждение, 21 октября, азербайджанское судно с казахстанской нефтью вышло в рейс. "Меркурий-2" принадлежавший Каспийскому морскому пароходству (КАСПАР, Азербайджан), шел из порта Актау в Баку
31.10.2002 / наука и техника

Айнур МАЗИБАЕВА, "Новости недели", 30 октября

Несмотря на штормовое предупреждение, 21 октября, азербайджанское судно с казахстанской нефтью вышло в рейс. "Меркурий-2" принадлежавший Каспийскому морскому пароходству (КАСПАР, Азербайджан), шел из порта Актау в Баку. На его борту находилось более 40 членов экипажа и несколько пассажиров.

Из пункта "А" в пункт "Б"

Рейс проходил в тяжелейших погодных условиях: скорость ветра достигала 30 метров в секунду, а высота волны более 6 метров (такие сильные штормы на Каспии не редкость). Приблизительно в 100 км от Баку, вблизи от плавучей буровой нефтяной установки "Деде Горгуд", произошла катастрофа. Как полагают в КАСПАР, в условиях плохой видимости капитан корабля попытался избежать столкновения с морской буровой вышкой. При выполнении этого маневра он встал лагом к волне. Образовался большой крен. Из-за качки и сильного ветра часть нефтяных цистерн сорвалась с крепления. Ударяясь о борт, они нанесли кораблю пробоины. Паром накренился, потерял устойчивость и в считанные минуты затонул...

Сигнал SOS с парома "Меркурий-2" спасатели порта Новороссийск зарегистрировали в 10 часов московского времени. От помощи АЧС Казахстана бакинские спасатели отказались. С затонувшего парома, по предварительным данным, удалось спасти 13 человек и подобрать тела двоих погибших. Днем и ночью на месте трагедии вели спасательные работы 14 азербайджанских судов и одно казахстанское разведывательное судно, в поисках с воздуха участвовали семь вертолетов. Там, где затонул "Меркурий-2", температура воды не превышает 12-16 градусов, в которой человек может продержаться не более четырех часов...

По данным госкомиссии по расследованию причин катастрофы, в момент аварии на пароме находилось 50 человек, двое из которых - казахстанцы. Руководство МВД Азербайджана полагает, что не найденные до сих пор члены экипажа и пассажиры "Меркурия-2" погибли, и наши соотечественники в их числе.

На следующий день после чрезвычайного происшествия к спасателям присоединились специальные суда, которые выполняли совсем иную задачу. Они должны были собрать нефть, разлившуюся по поверхности моря большим пятном длиной 15 км и шириной 8 км. Возможности Каспийского бассейнового аварийно-спасательного управления позволяют ликвидировать разлив нефти в море объемом до 1 тыс. т. При 5 тыс. т азербайджанская сторона бессильна, ей приходится прибегать к дорогостоящей помощи иностранцев. Как полагают в АЧС Казахстана, затонувшие цистерны с нефтью и сам паром не будут поднимать со дна, так как глубина моря в районе кораблекрушения достигает 300 м.

Как это было?

О событиях 22 октября доподлинно известно только одно: в Каспийском море затонул паром с людьми и нефтью. Остальные сведения об этой трагедии до сих пор противоречивы. Руководство госкомиссии по ЧС Азербайджана и эксперты госнефтекомпании (ГНК АР) исключают версию теракта на борту парома и причины аварии связывают только с природной стихией. Однако существуют и другие предположения. Так, очевидцы заявили, что, возможно, помимо шторма причиной кораблекрушения стал пожар, который возник после опрокидывания нефтяных цистерн. Выжившие в катастрофе утверждают, что, после того как загорелся паром, люди стали бросаться в воду.

С самого начала шла информация о том, что экипаж судна был укомплектован опытными азербайджанскими моряками. Однако правильно ли они выполнили опасный маневр? И почему судно, находившееся за несколько часов до трагедии недалеко от причала Бакинского международного порта, не выждало непогоду? Как сообщили источники в порту, "Меркурию" не разрешили причалить, но капитану было предложено бросить якорь и подождать, пока сила ветра снизится. Отсутствие ответа на вопрос, почему корабль продолжил путь, породило версию об ошибке экипажа.

Выдвигается предположение и о неисправности самого судна. Основанием для него стал тот факт, что с судами КАСПАР в этом году уже происходили ЧП. В ночь на 8 июля на нефтяном танкере "Генерал Шихлинский" произошел взрыв, в результате которого заживо сгорели шесть членов экипажа. Кроме того, источники в ГНК АР сообщили, что казахстанский трейдер Artis Оverseas, перевозивший нефть на "Меркурий-2", в последнее время выражал беспокойство по поводу состояния актауского причала. По одной из версий, в ходе погрузки цистерн на паром одна из них была плохо закреплена. Из-за этого вагоны и цистерны с нефтью могли сдвинуться, ударить и разрушить гидравлику с закрепляющим механизмом судна.

Разнятся сведения о количестве и составе людей, пустившихся в злополучный рейс. Представитель КАСПАР сообщил по национальному телевидению, что на борту судна находилось 50 человек - 42 члена экипажа и 8 пассажиров. Однако родственники потерпевших катастрофу предполагают, что число пассажиров на "Меркурии-2" могло быть больше, утверждая, что на борту парома находились жены и дети некоторых пассажиров и членов экипажа. Они не попали в официальные списки, поэтому реальное количество людей могло составить 56 человек.

Уточнения требует и официальный список пассажиров. Последних, согласно купленным билетам, должно было быть десять, а не восемь. В Баку намеревались попасть: два российских гражданина, четверо азербайджанцев, два жителя Грузии и граждане Казахстана - Зульфи Лятипов, 1962 года рождения, и Шахмар Керимов, 1918 года рождения. Есть сведения, что грузинские пассажиры, имея на руках билеты, якобы на борт корабля так и не попали. Правда ли это и почему это произошло - неизвестно.

Данные о жертвах и причинах любой аварии часто противоречивы, но кто и почему в порту Актау выпустил в рейс, несмотря на штормовое предупреждение, паром с людьми и опасным грузом? Кстати, сведения о последнем неоднократно менялись: сначала говорилось, что на борту затонувшего парома находится более двух тысяч тонн топлива, потом КАСПАР сократило эту цифру до 960 т (16 цистерн с казахстанской нефтью по 60 т каждая). Чуть позже пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, заявила, что речь идет о почти полутора тысячах тонн (10 цистерн по 120 т и 5 цистерн по 60 т). И наконец, азербайджанская сторона остановилась на первоначальных данных: более 2 тыс. т нефти. Интересно, как таможня оформляла внушительный груз, если после этого эксперты не смогли сразу определить истинные размеры затонувшего нефтяного "багажа"?

После трагедии

Трагедии на Каспии будут посвящены специальные двусторонние переговоры. На брифинге в Алматы вице-министр транспорта и коммуникаций Казахстана Бахытжан Исенгалиев заявил, что для установления истинной причины катастрофы потребуется время. Он затруднился ответить на вопрос о возможных претензиях с азербайджанской стороны к морпорту в Актау по поводу опрокинувшихся с парома цистерн с казахстанской нефтью. Но заметил, что решение о маневре, приведшем к трагедии, было принято непосредственно капитаном и вообще азербайджанской стороной. В то же время он добавил, что вопрос возмещения материального ущерба, понесенного владельцем нефти, будет предметом двусторонних переговоров с азербайджанской стороной.

В некоторых СМИ представители КАСПАР пообещали, что выплаты семьям потерпевших будут осуществляться на основании статей трудового кодекса Азербайджана. При расчете будут учтены средняя зарплата моряков и время, которое оставалось погибшим морякам до выхода на пенсию. По сообщению источников в Баку, некоторые суда застрахованы зарубежными компаниями, в числе которых британская "НоусТ". Но отвечать на вопросы где, когда и на какую сумму был застрахован "Меркурий-2", а также о страховке экипажа, в пароходстве отказались...

Нефтеперевозки на паромном маршруте Актау-Баку начались чуть больше года назад. Эта переправа позволила Казахстану включиться в транскаспийский коридор. По нему транзитные грузопотоки следуют из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока в Европу. После катастрофы с "Меркурием-2" на линии остались работать семь паромов...

Экологи обеспокоены

Последствия гибели парома "Меркурий-2" могут обернуться экологической катастрофой для Каспия. Так считает председатель НПО "Каспий ХХI века" Ибрагим КУШЕНОВ.

- Нас, экологов, беспокоит не столько появившееся на месте кораблекрушения нефтяное пятно (хотя уже одно это способно нанести значительный вред экологической обстановке), сколько затонувшие цистерны с топливом. Теперь они представляют собой пороховые бочки, способные взорваться в любую минуту. Поднять их с глубины 300 м почти нереально. Погода на Каспии нестабильная, и качка может привести к постепенной утечке нефти из цистерн. При этом речь идет не о килограммах, а о сотнях тонн топлива! Тут уж поневоле пожалеешь, что они не разлились по поверхности моря, тогда хотя бы была надежда собрать их процентов на 75.

Я вместе с коллегами-экологами уже давно выступаю против увеличения нефтедобычи и транспортировки топлива морем. Год назад мы проводили международную конференцию, посвященную проблеме экологической безопасности Каспия и придания ему необходимого правового статуса. Отправили даже специальное обращение к главам пяти прикаспийских государств, но до сих пор никаких официальных ответов не получили. Более того, стало известно о появлении проекта по наращиванию нефтедобычи и о строительстве нефтепровода Баку-Джейхан. Я считаю, что это только увеличит риск экологических катастроф на Каспии. И мои опасения с каждым днем крепнут. Подтверждением служат различные аварии с нефтетанкерами, ЧП на терминалах и нефтяных шельфах. А трагедия с паромом "Меркурий-2", на мой взгляд, - это предупреждение, игнорирование которого может в недалеком будущем обернуться настоящим экологическим бедствием.

Капитан принял решение сам

Катастрофа с "Меркурием-2" не сказалась на деятельности паромной переправы Актау- Баку, заявил в интервью "НН" заместитель директора РГП "Актауский морской торговый порт" Василий НОВИКОВ.

- Перевозки по маршруту продолжаются. Что касается подробностей этого чрезвычайного происшествия, то могу сказать, что все работы по устранению его последствий - поиск тел погибших людей, сбор нефтяных пятен и уцелевших цистерн - проводит азербайджанская сторона. У нас помощи пока никто не просил. Кстати, мы с самого начала сообщали точные сведения о грузе, который был на борту корабля. Согласно оформленным таможенным документам, "Меркурий-2" был загружен 15 четырехостовыми и 10 восьмиостовыми цистернами с нефтью общим весом 1416 т. Не знаю, откуда в средствах массовой информации появились другие цифры, у нас в документах все оформлено верно. Что же касается пассажиров, то их, согласно данным КАСПАР, было восемь человек.

Отправителем груза является казахстанская фирма Аrtis Overseas, а вот кто его застраховал, нам неизвестно. Впрочем, это неудивительно, ведь отправитель такие вопросы решает самостоятельно.

Что же касается штормового предупреждения, то когда корабль уходил в рейс, море было спокойным. Мы действительно получили прогноз о том, что в районе следования "Меркурия-2" предвидится ненастье. Но решение об отплытии парома приняли не мы, а капитан корабля…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На переправе 31.10.2002
Международный аэропорт Алматы закончил реконструкцию перрона 31.10.2002
20 сантиметров до взрыва 31.10.2002
Есть таланты в своем Отечестве 29.10.2002
На "Байконуре" готовятся к новым стартам 29.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz