Айнур МАЗИБАЕВА, "Новости недели", 30 октября
Несмотря на штормовое предупреждение, 21 октября, азербайджанское судно с казахстанской нефтью вышло в рейс. "Меркурий-2" принадлежавший Каспийскому морскому пароходству (КАСПАР, Азербайджан), шел из порта Актау в Баку. На его борту находилось более 40 членов экипажа и несколько пассажиров.
Из пункта "А" в пункт "Б"
Рейс проходил в тяжелейших погодных условиях: скорость ветра достигала 30 метров в секунду, а высота волны более 6 метров (такие сильные штормы на Каспии не редкость). Приблизительно в 100 км от Баку, вблизи от плавучей буровой нефтяной установки "Деде Горгуд", произошла катастрофа. Как полагают в КАСПАР, в условиях плохой видимости капитан корабля попытался избежать столкновения с морской буровой вышкой. При выполнении этого маневра он встал лагом к волне. Образовался большой крен. Из-за качки и сильного ветра часть нефтяных цистерн сорвалась с крепления. Ударяясь о борт, они нанесли кораблю пробоины. Паром накренился, потерял устойчивость и в считанные минуты затонул...
Сигнал SOS с парома "Меркурий-2" спасатели порта Новороссийск зарегистрировали в 10 часов московского времени. От помощи АЧС Казахстана бакинские спасатели отказались. С затонувшего парома, по предварительным данным, удалось спасти 13 человек и подобрать тела двоих погибших. Днем и ночью на месте трагедии вели спасательные работы 14 азербайджанских судов и одно казахстанское разведывательное судно, в поисках с воздуха участвовали семь вертолетов. Там, где затонул "Меркурий-2", температура воды не превышает 12-16 градусов, в которой человек может продержаться не более четырех часов...
По данным госкомиссии по расследованию причин катастрофы, в момент аварии на пароме находилось 50 человек, двое из которых - казахстанцы. Руководство МВД Азербайджана полагает, что не найденные до сих пор члены экипажа и пассажиры "Меркурия-2" погибли, и наши соотечественники в их числе.
На следующий день после чрезвычайного происшествия к спасателям присоединились специальные суда, которые выполняли совсем иную задачу. Они должны были собрать нефть, разлившуюся по поверхности моря большим пятном длиной 15 км и шириной 8 км. Возможности Каспийского бассейнового аварийно-спасательного управления позволяют ликвидировать разлив нефти в море объемом до 1 тыс. т. При 5 тыс. т азербайджанская сторона бессильна, ей приходится прибегать к дорогостоящей помощи иностранцев. Как полагают в АЧС Казахстана, затонувшие цистерны с нефтью и сам паром не будут поднимать со дна, так как глубина моря в районе кораблекрушения достигает 300 м.
Как это было?
О событиях 22 октября доподлинно известно только одно: в Каспийском море затонул паром с людьми и нефтью. Остальные сведения об этой трагедии до сих пор противоречивы. Руководство госкомиссии по ЧС Азербайджана и эксперты госнефтекомпании (ГНК АР) исключают версию теракта на борту парома и причины аварии связывают только с природной стихией. Однако существуют и другие предположения. Так, очевидцы заявили, что, возможно, помимо шторма причиной кораблекрушения стал пожар, который возник после опрокидывания нефтяных цистерн. Выжившие в катастрофе утверждают, что, после того как загорелся паром, люди стали бросаться в воду.
С самого начала шла информация о том, что экипаж судна был укомплектован опытными азербайджанскими моряками. Однако правильно ли они выполнили опасный маневр? И почему судно, находившееся за несколько часов до трагедии недалеко от причала Бакинского международного порта, не выждало непогоду? Как сообщили источники в порту, "Меркурию" не разрешили причалить, но капитану было предложено бросить якорь и подождать, пока сила ветра снизится. Отсутствие ответа на вопрос, почему корабль продолжил путь, породило версию об ошибке экипажа.
Выдвигается предположение и о неисправности самого судна. Основанием для него стал тот факт, что с судами КАСПАР в этом году уже происходили ЧП. В ночь на 8 июля на нефтяном танкере "Генерал Шихлинский" произошел взрыв, в результате которого заживо сгорели шесть членов экипажа. Кроме того, источники в ГНК АР сообщили, что казахстанский трейдер Artis Оverseas, перевозивший нефть на "Меркурий-2", в последнее время выражал беспокойство по поводу состояния актауского причала. По одной из версий, в ходе погрузки цистерн на паром одна из них была плохо закреплена. Из-за этого вагоны и цистерны с нефтью могли сдвинуться, ударить и разрушить гидравлику с закрепляющим механизмом судна.
Разнятся сведения о количестве и составе людей, пустившихся в злополучный рейс. Представитель КАСПАР сообщил по национальному телевидению, что на борту судна находилось 50 человек - 42 члена экипажа и 8 пассажиров. Однако родственники потерпевших катастрофу предполагают, что число пассажиров на "Меркурии-2" могло быть больше, утверждая, что на борту парома находились жены и дети некоторых пассажиров и членов экипажа. Они не попали в официальные списки, поэтому реальное количество людей могло составить 56 человек.
Уточнения требует и официальный список пассажиров. Последних, согласно купленным билетам, должно было быть десять, а не восемь. В Баку намеревались попасть: два российских гражданина, четверо азербайджанцев, два жителя Грузии и граждане Казахстана - Зульфи Лятипов, 1962 года рождения, и Шахмар Керимов, 1918 года рождения. Есть сведения, что грузинские пассажиры, имея на руках билеты, якобы на борт корабля так и не попали. Правда ли это и почему это произошло - неизвестно.
Данные о жертвах и причинах любой аварии часто противоречивы, но кто и почему в порту Актау выпустил в рейс, несмотря на штормовое предупреждение, паром с людьми и опасным грузом? Кстати, сведения о последнем неоднократно менялись: сначала говорилось, что на борту затонувшего парома находится более двух тысяч тонн топлива, потом КАСПАР сократило эту цифру до 960 т (16 цистерн с казахстанской нефтью по 60 т каждая). Чуть позже пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, заявила, что речь идет о почти полутора тысячах тонн (10 цистерн по 120 т и 5 цистерн по 60 т). И наконец, азербайджанская сторона остановилась на первоначальных данных: более 2 тыс. т нефти. Интересно, как таможня оформляла внушительный груз, если после этого эксперты не смогли сразу определить истинные размеры затонувшего нефтяного "багажа"?
После трагедии
Трагедии на Каспии будут посвящены специальные двусторонние переговоры. На брифинге в Алматы вице-министр транспорта и коммуникаций Казахстана Бахытжан Исенгалиев заявил, что для установления истинной причины катастрофы потребуется время. Он затруднился ответить на вопрос о возможных претензиях с азербайджанской стороны к морпорту в Актау по поводу опрокинувшихся с парома цистерн с казахстанской нефтью. Но заметил, что решение о маневре, приведшем к трагедии, было принято непосредственно капитаном и вообще азербайджанской стороной. В то же время он добавил, что вопрос возмещения материального ущерба, понесенного владельцем нефти, будет предметом двусторонних переговоров с азербайджанской стороной.
В некоторых СМИ представители КАСПАР пообещали, что выплаты семьям потерпевших будут осуществляться на основании статей трудового кодекса Азербайджана. При расчете будут учтены средняя зарплата моряков и время, которое оставалось погибшим морякам до выхода на пенсию. По сообщению источников в Баку, некоторые суда застрахованы зарубежными компаниями, в числе которых британская "НоусТ". Но отвечать на вопросы где, когда и на какую сумму был застрахован "Меркурий-2", а также о страховке экипажа, в пароходстве отказались...
Нефтеперевозки на паромном маршруте Актау-Баку начались чуть больше года назад. Эта переправа позволила Казахстану включиться в транскаспийский коридор. По нему транзитные грузопотоки следуют из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока в Европу. После катастрофы с "Меркурием-2" на линии остались работать семь паромов...
Экологи обеспокоены
Последствия гибели парома "Меркурий-2" могут обернуться экологической катастрофой для Каспия. Так считает председатель НПО "Каспий ХХI века" Ибрагим КУШЕНОВ.
- Нас, экологов, беспокоит не столько появившееся на месте кораблекрушения нефтяное пятно (хотя уже одно это способно нанести значительный вред экологической обстановке), сколько затонувшие цистерны с топливом. Теперь они представляют собой пороховые бочки, способные взорваться в любую минуту. Поднять их с глубины 300 м почти нереально. Погода на Каспии нестабильная, и качка может привести к постепенной утечке нефти из цистерн. При этом речь идет не о килограммах, а о сотнях тонн топлива! Тут уж поневоле пожалеешь, что они не разлились по поверхности моря, тогда хотя бы была надежда собрать их процентов на 75.
Я вместе с коллегами-экологами уже давно выступаю против увеличения нефтедобычи и транспортировки топлива морем. Год назад мы проводили международную конференцию, посвященную проблеме экологической безопасности Каспия и придания ему необходимого правового статуса. Отправили даже специальное обращение к главам пяти прикаспийских государств, но до сих пор никаких официальных ответов не получили. Более того, стало известно о появлении проекта по наращиванию нефтедобычи и о строительстве нефтепровода Баку-Джейхан. Я считаю, что это только увеличит риск экологических катастроф на Каспии. И мои опасения с каждым днем крепнут. Подтверждением служат различные аварии с нефтетанкерами, ЧП на терминалах и нефтяных шельфах. А трагедия с паромом "Меркурий-2", на мой взгляд, - это предупреждение, игнорирование которого может в недалеком будущем обернуться настоящим экологическим бедствием.
Капитан принял решение сам
Катастрофа с "Меркурием-2" не сказалась на деятельности паромной переправы Актау- Баку, заявил в интервью "НН" заместитель директора РГП "Актауский морской торговый порт" Василий НОВИКОВ.
- Перевозки по маршруту продолжаются. Что касается подробностей этого чрезвычайного происшествия, то могу сказать, что все работы по устранению его последствий - поиск тел погибших людей, сбор нефтяных пятен и уцелевших цистерн - проводит азербайджанская сторона. У нас помощи пока никто не просил. Кстати, мы с самого начала сообщали точные сведения о грузе, который был на борту корабля. Согласно оформленным таможенным документам, "Меркурий-2" был загружен 15 четырехостовыми и 10 восьмиостовыми цистернами с нефтью общим весом 1416 т. Не знаю, откуда в средствах массовой информации появились другие цифры, у нас в документах все оформлено верно. Что же касается пассажиров, то их, согласно данным КАСПАР, было восемь человек.
Отправителем груза является казахстанская фирма Аrtis Overseas, а вот кто его застраховал, нам неизвестно. Впрочем, это неудивительно, ведь отправитель такие вопросы решает самостоятельно.
Что же касается штормового предупреждения, то когда корабль уходил в рейс, море было спокойным. Мы действительно получили прогноз о том, что в районе следования "Меркурия-2" предвидится ненастье. Но решение об отплытии парома приняли не мы, а капитан корабля… |