Сергей ЛЕСКОВ, "Известия", 7 мая
В субботу, 1 февраля, во время посадки погиб американский многоразовый корабль "Колумбия" с семью астронавтами на борту. С момента трагедии продолжается анализ причин, которые могли привести к разрушению космического корабля. За это время специалистами высказано множество версий. Однако представители НАСА предпочитали хранить молчание...
Видимо, не является случайным совпадением то, что предварительные результаты расследования были обнародованы лишь после того, как закончился полет находившейся все это время на борту МКС седьмой экспедиции. После гибели "Колумбии" полеты всей эскадрильи шаттлов были прекращены, и экипаж оказался фактически заточенным в космосе на два лишних месяца. И кажется оправданным то, что первым приоритетом было душевное спокойствие Бауэрсокса, Петтита и Бударина, полет которых завершился лишь в воскресенье. И завершился, к слову, вновь при драматических обстоятельствах.
В пользу этой версии говорит то, что реконструированный долгими расчетами сценарий гибели "Колумбии" по существу совпадает с той картиной, которая казалась наиболее правдоподобной сразу же после трагедии. Как заявил Совет по расследованию причин гибели "Колумбии", отвалившийся при старте кусок термоизоляционной пены с одного из топливных баков корабля мог повредить защитную прокладку, находящуюся между плитками термозащиты и ребром левого крыла. Эта пена очень легка, но скорость удара о корабль была колоссальной - 200 метров в секунду. При посадке шаттла через 10 дней раскаленные атмосферные газы проникли под поврежденное покрытие и расплавили сначала крыло, а затем и весь корабль изнутри. Руководитель Совета адмирал Харольд Геман сказал: "Корабль возвращался на Землю с повреждением на левом крыле. Оно было несущественным для полета в космосе, но над Техасом газы хлынули внутрь корабля".
Эти выводы подтверждены показаниями американской системы аэрокосмической защиты, радары которой через два дня после старта заметили, что от шаттла оторвался небольшой предмет. Тщательный анализ сигнала показал, что форма предмета соответствует защитной прокладке на крыле.
Кстати, немедленно после трагедии "Колумбии" было высказано и другое предположение - о наиболее оптимальном составе предстоящих экипажей, которые надо будет сократить с трех до двух человек, и о перенесении стартов европейских космонавтов на полгода. Последовали длительные раздумья, составление схем и графиков - но первый, эмпирический вариант был найден самым оптимальным.
Окончательные выводы Совет представит летом после того, как на специальных стендах будут воспроизведены условия старта, удара обшивки о крыло и дальнейшего полета. В интервью "Известиям" директор НАСА Шон О"Киф гарантировал, что шаттлы останутся на Земле до конца 2003 года, но не исключено, и дольше.
В Казахстан, как на авианосец
Во вторник в Российскую космическую корпорацию "Энергия" из Казахстана был доставлен спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-1", посадка которого доставила немало неприятностей. На выяснение причин, по которым аппарат ушел на малокомфортную баллистическую орбиту, уйдет не менее недели. Первый комментарий "Известиям" дал заместитель руководителя полетами Виктор Благов:
- Приземление, несмотря на баллистический режим, было мягким, никакого удара, системы торможения работали, как при любой другой посадке. При прохождении атмосферы нагрузка выросла до 7-8 единиц, обычно - 4 единицы. Общее ощущение, по словам одного из астронавтов, как при посадке самолета на палубу авианосца. Экипаж самостоятельно открыл люк и вышел на Землю. До прибытия спасателей они в степи собирали тюльпаны.
По заверению Николая Бударина, который командовал экипажем во время посадки, никто из космонавтов не нажимал ни на одну из кнопок, что могло бы привести к включению баллистического режима. После штатного отделения от корабля бортового и приборного отсеков на пульте вдруг зажглась сигнальная лампа "баллистический спуск".
Что касается связи с экипажем и его поисков, то эта система отлажена десятилетиями и сбоя никогда не давала. Экипаж должен быть найден за четыре часа, в данном случае управились за два. Самолет, который летит на высоте 8 км, входит в прямую видимость с экипажем на расстоянии около 60 км. Информация через ретрансляторы немедленно поступает в ЦУП. В баллистическом режиме ЦУП точно указал место, куда приземлился экипаж. Связь была и до, и после раскрытия парашюта на высоте 9,5 км, и сразу после того, как самолет вошел в указанный район. Штатный, полностью обсчитанный, предусмотренный документацией режим, хотя и не самый удобный.
Это третий в истории российской космонавтики баллистический спуск. Так приземлились Беляев и Леонов в 1965 году (на Урал) и Рукавишников и болгарин Иванов в 1979 году (в Казахстан). Во втором случае режим был вызван отказом основного двигателя и посадкой на резервном двигателе. |