Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 18 июня
Известный алматинский ученый сразу после февральской трагедии, пользуясь только открытой информацией, провел собственное расследование аварии американского челнока. В конце февраля он передал в американское посольство письмо с изложением своей версии трагедии, а в начале апреля - расчеты, подтверждающие, что причиной взрыва шаттла мог стать пожар одного из 44 малых жидкостных двигателей ориентации, отвечающих за повороты, крен, а во время спуска используемых в качестве тормозных двигателей.
- Я сделал математические расчеты, подробно обосновал их на английском языке, приложил и графические рисунки с указанием вероятного места пожара, - рассказывает Марат Шимырбаев. - Мои выводы основывались на том, что за несколько минут до взрыва шаттл начал вращаться вокруг продольной оси. В этой нештатной ситуации астронавты решили, что отказал бортовой компьютер и, перейдя на ручное управление, попытались выровнять корабль, но ничего у них не получилось. Это произошло на высоте 200 тысяч футов - за стратосферой. Шаттл сделал полный оборот по спирали, а потом произошел взрыв. В той ситуации и на той высоте уже ничего нельзя было сделать. Экипаж был обречен. Но подобную проблему, как показывают мои расчеты, можно предупредить. К этой трагедии было привлечено огромное внимание во всем мире. Комиссия, ведущая расследование, не раз заявляла, что она близка к разгадке, но не хватает одного звена для того, чтобы картина стала полной. И поэтому, направляя свои расчеты в космический центр имени Линдона Джонсона на имя директора программы "Шаттл" Рона Дитмара, я выразил надежду, что в них найдется то недостающее звено, которое искали ученые НАСА и комиссия.
Казахстанский профессор выразил готовность детально разработать программу организационно-технических мероприятий, которые существенно повысят эксплуатационную безопасность трех оставшихся шаттлов - "Атлантис", "Дискавери" и "Индевер". Что, в свою очередь, приблизит начало их эксплуатации.
В соответствии с существующей процедурой письмо было рассмотрено специалистами посольства. А потом было принято решение передать его адресату - в космический центр в Хьюстоне. Посольство США, сообщив об этом решении казахстанскому ученому, выразило ему благодарность за большую работу и желание помочь в расследовании трагедии. Расчеты Марата Шимырбаева, который является заместителем директора, главным конструктором ДГП "Инфракос - Экос", тем более ценны, что специалистами НАСА эта версия раньше не рассматривалась. А после изучения расчетов казахстанского профессора была принята в качестве рабочей.
Надо сказать, что это не первое участие Марата Шимырбаева в расследовании аварий космического масштаба. В свое время его версия аварии российских кораблей "Протон" рассматривалась специалистами центра имени Хруничева в качестве одной из рабочих версий. И, как показали дальнейшие события, наш ученый оказался прав. Рекомендации Шимырбаева, который закончил в свое время знаменитое МВТУ имени Баумана, были использованы для усиления турбонасосного агрегата двигателей второй ступени, недостатки которых являлись причиной серии аварий "Протона".
Выводы Шимырбаева легли и в основу правительственного заключения после обрушения кровли на монтажно-испытательном комплексе на космодроме "Байконур", которое произошло 12 мая 2002 года. Его расчеты показали, что установленная "Росавиакосмосом" на крыше комплекса трехтонная мачта транкинговой связи, высотой 62 метра, раскачала металлоконструкцию здания, что привело к разрыву ее сварных швов. Это и стало, по его мнению, главной причиной обрушения кровли МИКа. Россияне выдвигают иные версии, поэтому сейчас создается совместная российско-казахстанская рабочая группа экспертов по этому вопросу. |