NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Суббота 25.09.2021 18:47 ast
15:47 msk

Проект
"Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года"
29.12.2003 / наука и техника

Астана, 2003

1. Введение

Концепция развития образования (далее - Концепция) является научно-теоретическим, методологическим документом, определяющим цели и задачи, структуру, содержание и основные стратегические направления развития образования Республики Казахстан, как фундаментальной составляющей становления и укрепления государственной независимости, прогрессивного развития страны.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "Об образовании", Законом Республики Казахстан "О науке", Стратегией "Казахстан-2030", "Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы", государственной программой "Образование", Конвенцией о правах ребенка, Конвенцией по техническому и профессиональному образованию, Лиссабонской конвенцией о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Декларацией Всемирной конференции по высшему образованию, рекомендациями Совещания министров образования европейских стран в Болонье, Конференций министров образования государств - участников Содружества Независимых Государств и Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ, Совета по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества.

Концепция определяет образование в качестве общенационального приоритета и закладывает основу для развития государством образовательной политики Республики Казахстан на длительный период и является основой для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику.

В соответствии с настоящей Концепцией будет разработан План мероприятий по ее реализации.

Структура Концепции включает:

l текущее состояние и факторы, сдерживающие развитие образования

l цель и задачи Концепции;

l уровни и содержание образования

l ожидаемые результаты реализации Концепции

l этапы реализации Концепции.

2. Текущее состояние и факторы, сдерживающие развитие образования

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируется в мировую цивилизацию, использует новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны.

В этом контексте возрастают роли и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества и являющихся важнейшими факторами и базой экономической мощи и национальной безопасности страны.

В свою очередь, изменения в системе общественных отношений воздействуют на образование и требуют от него мобильности и адекватного ответа на вызовы нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.

Развитие казахстанской системы образования происходит в условиях прежней методологии образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного ее вхождения в мировое образовательное пространство.

Анализ состояния сферы образования свидетельствует о низком охвате организованными программами дошкольного воспитания и обучения детей в возрасте от одного года до пяти лет.

Содержание обучения в современной общеобразовательной школе остается фактологическим, Государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Отсутствует компетентностный подход, ориентированный на индивидуальность ученика. Обучение в школе не дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30 % старшеклассников выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. Следовательно, 70 % старшеклассников имеют низкие шансы успеха самореализации в жизни.

Исследования ЮНЕСКО и результаты тестирования выпускников общеобразовательных школ последних пяти лет свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения качества образования.

В условиях недостаточной профилизации на старшей ступени среднего образования выпускники остаются невостребованными на рынке труда.

Техническое и профессиональное образование не в полной мере решает проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями работодателей и рынка труда к уровню квалификации работников. Содержание образовательных программ и название "начальное и среднее профессиональное образование" не соответствуют критериям Международной стандартной классификации образования ISKED 1997 г.

В системе высшего образования также стали нарастать негативные тенденции.

Общедоступность поступления в вуз, при отсутствии соответствующего современным требованиям интеллектуального, кадрового, материально-технического потенциала отдельных вузов и их многочисленных филиалов, привела к перепроизводству специалистов и перенасыщению рынка труда невостребованными кадрами. Этому также способствовала массовая подготовка по узкопрофильным специальностям, ориентированным только на сложившиеся, стабильные отрасли и потребителей. Отсутствие механизма взаимоучета наших образовательных программ и зарубежных аналогов, взаимопризнание документов об образовании сдерживают академическую мобильность студентов, преподавателей и рабочей силы.

Улучшение экономической ситуации в стране в начале нового столетия в целом позитивно отразилось на системе образования. Возобновилось строительство новых школ. Стали выделяться средства на укрепление материально-технической базы организаций образования. Однако этого недостаточно для коренного изменения ситуации в системе образования. Проявляется явное отставание образовательной системы от потребностей рыночной экономики и открытого гражданского общества.

Основными причинами такого положения в системе образования стали:

l преобладание в системе субъективной конечной оценки качества образования, которая порождает проявление негативных моментов на всех уровнях образования

l невосприимчивость системы образования к нововведениям и отсутствие мотивации к внедрению системы качества обучения

l несоответствие материально-технической базы, учебно-лабораторного оборудования, учебной и методической литературы современным требованиям

l отсутствие мотивации в обеспечении высокого качества образования в системе подготовки кадров.

Сложившаяся ситуация в области образования свидетельствует о необходимости преодоления негативных явлений, кардинальных организационных, структурных преобразований, обновления содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран.

3. Цель и задачи Концепции

Цель: определение стратегических приоритетов в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.

Задачи:

l совершенствование законодательной, нормативной, правовой базы функционирования казахстанской модели образования на основе дальнейшей демократизации управления образованием

l обновление содержания образования и материально-технической базы

l создание национальной системы оценки качества образования

l интеграция образования, науки и производства

l создание механизмов привлечения сектора реальной экономики для повышения качества профессионального образования

l интеграция в мировое образовательное пространство.

4. Уровни и содержание образования

4.1. Уровни

На основе принципов непрерывности, преемственности образовательных программ и международных требований предусматриваются следующие уровни образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, послесреднее профессиональное образование, высшее образование и послевузовское образование.

4.2. Дошкольное воспитание и обучение

Дошкольное воспитание и обучение (доначальное образование - название в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО) - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Право детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, предшкольных классов общеобразовательных школ, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными группами во внешкольных организациях. Этот этап также включает организованное воспитание и обучение детей с особыми потребностями в специальных коррекционных дошкольных организациях и группах, комплексах "школа - детский сад".

Цель: обеспечение равных стартовых возможностей детей в получении образования путем последовательного увеличения охвата детей дошкольными образовательными, оздоровительными и коррекционными программами.

Задачи:

l ранний охват дошкольными организациями всех детей независимо от социального положения и места проживания

l пересмотр содержания предшкольной подготовки с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности, сочетания возрастного и индивидуального подходов и создание предметно-пространственной среды при организации учебно-воспитательного процесса

l обеспечение полного охвата пятилетних детей предшкольной подготовкой

l достижение согласованности обучающих программ дошкольного и начального образования, обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка, с целью защиты его от переутомления, укрепления здоровья, приобщения к ценностям здорового образа жизни

l формирование у ребенка личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.

Содержание воспитания и обучения на первом уровне должно обеспечивать специфичные виды деятельности и направления развития ребенка, его последующую адаптацию к школьной обстановке.

4.3. Среднее образование

Среднее образование функционирует как базовое звено целостной непрерывной системы образования страны.

Право детей на среднее образование обеспечивается сетью общеобразовательных школ. По особым условиям обучения школы подразделяются на школы-интернаты, школы для одаренных детей, школы для детей с ограниченными возможностями в развитии и обучении и т. д.

Внешкольные учреждения входят в систему среднего образования, обеспечивая дополнительное образование и воспитание детей.

Цель среднего образования: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.

Задачи:

l воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, патриотизма, любви к своей Родине

l снижение влияния субъективных факторов на конечную оценку качества образования

l повышение мотивации учащихся к получению качественного образования, функциональной грамотности, а педагогов - к постоянному повышению квалификации и педагогического мастерства

l создание условий получения профессиональных навыков для обеспечения конкурентоспособности обучающихся на рынке труда

l внедрение здоровьесберегающих и информационных технологий

l создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями в развитии.

Для реализации поставленных задач необходимо:

1) изменить содержание образования от знаниецентрического к компетентностному (образование, ориентированное на результат);

2) реализовывать содержание образования через образовательные области: язык и литературу, человековедение, обществознание, математику, информатику, естествознание, искусство, технологию, физическое воспитание, обеспечивающие целостное восприятие мира;

3) создать систему профильного и профессионально ориентированного обучения на старшей ступени в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями учащихся;

4) обновить структуру и содержание профессиональных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих кадров, специалистов технического и обслуживающего труда;

5) разработать нормативные и правовые механизмы стимулирования и привлечения средств работодателей для качественной организации технического и профессионального образования.

В условиях Казахстана наиболее оптимальной, приемлемой и экономически целесообразной структурой среднего образования является 4+6+2. Эта структура соответствует научно обоснованным возрастным периодам развития детей (6-10 лет - период детства, 11-16 - подростковый, 17-18 - ранний юношеский) и учитывает имеющийся положительный опыт существующей школы.

Двенадцатилетнее среднее образование будет реализовываться на трех ступенях. Освоение образовательных программ на каждой ступени будет завершаться внешним контролем.

4.3.1. I ступень - начальное образование, 1-4 классы. Продолжительность обучения - 4 года. Начало обучения с 6 лет. Данный возраст наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки ребенка. Содержание будет обогащено ранним изучением иностранного языка и основ информатики. Основная задача начальной школы - обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявить и развить его способности. Обучение и воспитание на этой ступени ориентируется на формирование положительного мотива и умения учебной деятельности, на приобретение прочных навыков чтения, письма, счета, элементарного опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения, основ личной гигиены и здорового образа жизни, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.

4.3.2. II ступень - основное образование, 5-10 классы. Продолжительность обучения - 6 лет. Приоритетным направлением функциональной деятельности основной школы является усвоение учащимися базисных основ системы наук и формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации. На данной ступени содержание каждого предмета логически завершается на уровне основного базового образования. Расширяется вариативная часть учебного плана для изучения учебных дисциплин по выбору. Осуществляется предпрофильная подготовка.

По результатам внешнего контроля будут выявлены способности и уровень подготовки учащихся для выбора дальнейшего профиля и формы обучения на третьей ступени среднего образования.

4.3.3. III ступень - среднее образование

4.3.3.1. Профильное обучение, 11-12 классы. Продолжительность обучения - 2 года. Приоритетным направлением функциональной деятельности старшей ступени среднего образования является введение профильного обучения для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся.

Принципиально новый подход к построению третьей ступени среднего образования состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования.

На III ступени должен быть обеспечен переход от установки на получение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке и умению самостоятельно расширять и углублять их.

Учащиеся III ступени могут выбирать формы и способы обучения, индивидуальные образовательные программы, где особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся.

В сельской местности необходимо открытие и строительство профильных школ-интернатов для детей из малокомплектных школ.

4.3.3.2. Техническое и профессиональное образование. Продолжительность обучения - 2 года. Для получения более квалифицированного технического и профессионального образования срок обучения увеличится на один год.

Техническое и профессиональное образование - это профессиональное образование, обеспечивающее подготовку квалифицированных кадров и специалистов технического и обслуживающего труда по всем направлениям общественно полезной деятельности на базе основного образования.

Основным направлением деятельности технического и профессионального образования является создание достаточных и необходимых условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда.

Целью технического и профессионального образования является удовлетворение потребности общества и рынка труда высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами технического и обслуживающего труда с учетом индивидуальных особенностей личности и отдельных социальных групп.

Для достижения цели и реализации вышеуказанных задач приоритетными направлениями развития технического и профессионального образования являются:

l обеспечение доступности для всех слоев населения и повышение их заинтересованности в получении высококвалифицированного технического и профессионального образования

l развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений технического и профессионального образования

l создание системы независимой оценки качества профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации.

Содержание технического и профессионального образования предусматривает изучение интегрированных курсов по общеобразовательным, социально-экономическим дисциплинам, необходимых для освоения профессиональных образовательных программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, и приобретение профессиональных навыков работы по выбранной специальности.

Структура технического и профессионального образования по содержанию реализуемых образовательных программ состоит из:

1. Технического и профессионального образования первой ступени, предусматривающей овладение умениями и навыками выполнения работ по несложным массовым профессиям или по группе профессий, не требующих углубленной теоретической и профессиональной подготовки.

Реализация профессиональных образовательных программ данной ступени осуществляется на базе основного образования. Продолжительность обучения - 2 года. Профессиональная квалификация обучающегося по завершении обучения обеспечивает присвоение 3-го разряда по избранной специальности.

2. Технического и профессионального образования второй ступени, предусматривающей овладение более сложными (смежными) специальностями и выполнение производственных работ высокой технологии и профессиональной деятельности в наукоемких сферах экономики. Образовательные программы предусматривают изучение общегуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин и выполнение практических работ по приобретению и закреплению профессиональных навыков. Продолжительность обучения составляет 2+1 год.

Содержание образовательных программ второй ступени предусматривает по завершении обучения присвоение профессиональной квалификации технического или профессионального образования и рабочей квалификации не ниже 4-го разряда (категории, класса) по избранной специальности.

Изменение структуры и содержания среднего образования потребует значительного обновления системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. На смену педагогу-предметнику, транслятору знаний, должен прийти профессионально компетентный педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями, средствами информатизации обучения, современными формами воспитания.

Освоение образовательных программ среднего образования завершается итоговой государственной аттестацией обучающихся - Единым национальным тестированием.

4.4. Послесреднее профессиональное образование

Послесреднее профессиональное образование (послесреднее невысшее образование - название в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО) охватывает профессиональные образовательные программы для подготовки квалифицированных кадров среднего звена, обслуживающего и управленческого характера. Продолжительность обучения на базе среднего образования - не менее 2 лет, технического и профессионального образования - не менее 1 года.

Содержание послесреднего профессионального образования предусматривает освоение ассоциированных образовательных программ, которые наряду с профессиональными включают социально-гуманитарные, естественнонаучные дисциплины бакалавриата и дают возможность присвоения ассоциированной степени или продолжения обучения с 3-го курса в высших учебных заведениях по бакалаврским программам.

Курсы профессионального обучения и подготовки кадров предусматривают овладение умениями и навыками несложных работ по узкопрофильным профессиям и выполнение профессиональных образовательных программ по использованию новой техники и информационных технологий в производстве, составленных с учетом имеющегося уровня квалификации по конкретным профессиям (специальностям). Продолжительность обучения - от 1 до 6 месяцев. Такие курсы могут быть организованы в учебных заведениях технического и профессионального, послесреднего профессионального образования на предприятиях, фирмах, межотраслевых учебных центрах переподготовки и повышения квалификации.

4.5. Высшее образование

Основная тенденция развития высшего образования сводится к повышению качества подготовки специалистов, развитию инновационного образования, интегрированного с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесной связи вузовских исследований с потребностями социальной сферы и экономики, совершенствованию образовательных и информационных технологий.

В современных условиях системе высшего образования необходимо придать новое качество и общественный статус, предполагающий понимание ее как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, гибкость и адаптацию.

Цель высшего образования - удовлетворение интересов общества, государства и личности в получении качественного высшего образования, предоставление каждому человеку широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения.

Задачи:

l подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, адаптивного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющего работать в команде

l усиление мотивации всей системы высшего образования на предоставление качественных образовательных услуг через демократизацию образовательного процесса

l подготовка вузов к прохождению международной аккредитации. Создание объективных условий для развития элитных вузов

l формирование новых принципов и практики управления вузами, внедрение системы стратегического планирования

l укрепление прав студентов на получение качественного образования, разработка и внедрение механизмов, определяющих ответственность руководителей вузов за предоставление качественных образовательных услуг.

В целях реализации указанных задач необходимо:

1) совершенствование системы управления вузами в соответствии с требованиями открытого гражданского общества через усиление общественного контроля за деятельностью вузов;

2) введение механизма распределения государственного заказа на подготовку профессиональных кадров среди лучших вузов;

3) изменение технологии организации учебного процесса и подчинение ее интересам обучающихся, создание конкуренции между преподавателями, совершенствование и применение различных форм и методов обучения;

4) принятие мер, обеспечивающих прозрачность финансово-хозяйственной деятельности вузов для усиления общественного доверия к их деятельности;

5) введение законодательных норм, предусматривающих ответственность руководителей вузов, независимо от организационно-правовой формы, за предоставление качественных образовательных услуг;

6) стимулирование внедрения систем управления качеством образовательных услуг в вузах и международную аккредитацию отдельных программ, направлений подготовки кадров, а также вуза в целом.

Структура высшего и послевузовского профессионального образования будет трансформироваться в систему подготовки кадров через бакалавриат, магистратуру и докторантуру, которые должны быть взаимно согласованы.

В бакалавриате реализуются образовательные программы высшего образования, в котором первые два курса должны быть унифицированы и объеденены в цикл общеобязательных дисциплин (социально-гуманитарные, естественнонаучные). На последующих 2-х курсах в бакалавриате подготовка ведется по базовым дисциплинам, а в рамках вузовской компоненты возможна также профильная подготовка.

Содержание бакалаврского образования предполагает широкую базовую профессиональную подготовку и должно быть направлено на достижение фундаментальности предметных знаний будущих специалистов, что обеспечит выпускника-бакалавра общей интегральной (междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности на развитие у будущих специалистов профессионального творчества, формирование потребности в самообразовательной деятельности.

Бакалавриат включает обязательную и вузовскую образовательные компоненты, которые реализуются по кредитной технологии обучения.

Конкретное содержание должно быть отражено в типовых учебных программах дисциплин с учетом зарубежных аналогов.

Нормативный срок обучения в бакалавриате составляет 4 года и завершается итоговой государственной аттестацией с присвоением соответствующей академической степени бакалавра в той или иной области.

В дальнейшем выпускники бакалавриата имеют возможность продолжить обучение в 1-2-годичной магистратуре.

4.6 Послевузовское образование

Послевузовское образование является высшим уровнем системы непрерывного образования и включает магистратуру и докторантуру (PhD).

Целью данного уровня является создание на основе интеграции образования и науки эффективной системы подготовки научных, научно-педагогических кадров новой формации, способных решать проблемы совершенствования общества, экономики, производства, науки, разрабатывать прорывные технологии.

Задачи:

l перевод магистратуры на послевузовский уровень и внедрение докторских программ PhD

l разработка механизмов внедрения новой модели подготовки научно-педагогических кадров в магистратуре, предусматривающей ее функционирование на базе вузов и научных организаций

l внедрение целостной системы подготовки профессиональных кадров в соответствии с Болонским процессом (бакалавр-магистр-PhD), основанной на аккумулирующей кредитной технологии обучения

l обеспечение целевой подготовки специалистов на основе обновляемых образовательных программ в соответствии с запросами рынка труда

l создание на базе нескольких казахстанских университетов центров по подготовке докторов PhD в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, имеющими международные аккредитованные докторские программы.

В магистратуре подготовка может проводиться по трем направлениям:

1) профильная углубленная подготовка специалистов в области делового администрирования, менеджмента и т. д.;

2) научно-исследовательская подготовка для научной и научно-педагогической деятельности;

3) комбинированная профильная подготовка.

Подготовка магистров будет основана на образовательных программах, включающих научно-методологическую направленность обучения и углубленную специализированную подготовку в соответствующей области.

Выпускникам магистратуры присваивается академическая степень магистра, которые имеют право продолжить обучение в докторантуре.

Докторантура является завершающим образовательным уровнем системы образования Казахстана.

Целью докторантуры является подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации.

В докторантуру (PhD) должны трансформироваться аспирантура, резидентура, адъюнктура, соискательство, предоставление творческих отпусков, традиционная докторантура и все другие формы подготовки диссертаций.

Основными особенностями докторских программ следует считать:

l обеспечение оптимального баланса между обучением и исследовательской деятельностью

l получение широкой научной, образовательной и методологической подготовки

l обеспечение академической мобильности преподавателей и научных работников страны.

Лицам, освоившим программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, присваивается академическая степень доктора философии (PhD), а при освоении профильной докторантуры - доктора по профилю.

Срок обучения по докторским программам составит не менее 3 лет.

Система послевузовского образования будет соответствовать потребностям рыночной экономики, процессам глобализации, общепризнанным международным требованиям, повысит интерес молодежи к получению академической степени, решит проблему "старения" научно-педагогических кадров.

5. Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате реализации Концепции казахстанская система образования должна обеспечить:

l переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование для всех на протяжении всей жизни"

l доступность и преемственность всех уровней образования

l полноценное, качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат

l опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами и отраслями экономики, формирование общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса во всех областях общественного развития

l разработку механизмов усиления государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования

l укрепление материально-технической базы

l развитие социального партнерства в профессиональной подготовке кадров

l развитие научной и инновационной деятельности

l переход на нормативный метод финансирования образования.

Реализация Концепции позволит создать законодательные, нормативные и правовые основы эффективного функционирования системы образования.

6. Этапы реализации Концепции

Концепция будет реализовываться поэтапно:

Первый этап. Планируется создание новой законодательной и нормативной правовой базы, адекватной целям и задачам развития образования, и внедрение новой национальной модели системы образования, способной обеспечить достижение глобальных стратегических целей.

В системе дошкольного воспитания и обучения предусматривается разработка научно-методических основ по развитию сети детских садов, реализующих задачи дошкольного образования не только как подготовку детей к школе, но и как социального института, предоставляющего женщинам возможность работать и оказывающего поддержку социально незащищенным и малообеспеченным семьям.

Разработка нормативных правовых актов по реструктуризации сельских школ как открытого социального института и полифункциональной организации образования с целью создания в них комплексов "школа - детский сад", бесплатных мини-центров дошкольного воспитания.

В среднем образовании будут усовершенствованы базовое и профильное содержание общеобразовательных школ, разработаны экспериментальные учебные планы, программы, учебники и учебно-методические комплексы в связи с переходом к 12-летнему среднему образованию.

На этом этапе предстоит решать задачу создания и апробации модели среднего образования, ориентированной на результат (ООР).

Для создания такой модели будут приняты меры по:

1. Разработке системы целей образования в виде ожидаемых результатов, которая должна иметь три уровня:

а) национальный уровень: какого человека и гражданина общество хочет получить в результате обучения. Для Казахстана национальными целями образования могут стать несколько широких базовых компетенций: трехязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность, технократичность и т. д.;

б) уровень широких образовательных областей, где национальные цели должны конкретизироваться в виде ключевых компетенций;

в) уровень образовательных предметов.

2. Созданию системы внешнего текущего и итогового оценивания.

Национальная система оценки качества образования (НСКО) позволит оценивать качество знаний через комплексные экзамены, осуществлять мониторинг качества образования для отслеживания динамики развития обучающихся и организаций образования, создать комплексные системы постоянного отслеживания качества образования, ключевыми компонентами которых являются учебные достижения учеников. Предстоит включение в сравнительный анализ реальных достижений образовательных систем стран мира, таких как PISA, TIMSS.

3. Изменению принципов организации обучения, роли ученика от пассивного "получателя" знаний, умений и навыков к активно познающему субъекту образовательного процесса.

4. Созданию системы вовлечения всего сообщества в процесс обсуждения ожидаемых результатов среднего образования и путей их достижения на основе данных мониторинга.

Будет начат переход на 12-летнее обучение.

В техническом и профессиональном образовании начнется пересмотр структуры и содержания образовательных программ, поэтапное сокращение приема в организации среднего профессионального образования (колледжи) обучающихся на базе основного общего образования, будут созданы нормативные и правовые основы по расширению сети организаций технического и профессионального образования, разработаны новые учебные планы, программы, учебники и учебно-методические комплексы по специальным дисциплинам и интегрированным курсам, создана система независимой оценки качества профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации.

В высшем и послевузовском образовании произойдет присоединение Казахстана к Болонскому процессу, будет осуществлен полный переход на целостную систему подготовки кадров (бакалавриат - магистратура - докторантура), поэтапный отказ от аспирантуры, традиционной докторантуры, открытие на базе ведущих вузов программы подготовки докторов PhD совместно с ведущими зарубежными вузами, имеющими соответствующую международную аккредитацию.

Будут созданы условия для осуществления международной аккредитации вузов и образовательных программ, обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей.

Будет реализована новая модель подготовки научных и научно-педагогических кадров, основанная на реальной интеграции образования и науки, через обновляемые программы магистратуры и докторантуры (PhD), оптимально сочетающие в себе образовательную и научную компоненты.

С целью разработки механизмов стимулирования подготовки докторов по новой программе будут внесены:

l дополнения в лицензионные, аккредитационные требования, предъявляемые к вузам и НИИ в части обязательного наличия кадров, имеющих степени PhD; дополнения и изменения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

l создан механизм, обеспечивающий карьерный рост лиц, имеющих степени PhD

l обеспечено параллельное "хождение" традиционных дипломов кандидатов и докторов наук и дипломов PhD.

На данном этапе предполагается укрепление материально-технической, информационной и законодательной базы организаций образования в сфере вещных прав, безвозмездная передача им в собственность земельных угодий.

Второй этап - полномасштабная реализация Концепции, ее корректировка с учетом накопленного опыта, развития рынка труда и социально-экономических условий в стране.

Развитие потенциала и ресурсов системы дошкольного воспитания и обучения, которые в дальнейшем будут рационально и с предельной эффективностью использованы для реализации программ раннего образования детей.

Завершение перехода на двенадцатилетнее обучение, изменение структуры и содержания образовательных программ технического и профессионального образования, создание достаточной сети организаций технического и профессионального образования. Осуществлен полный переход на подготовку высококвалифицированных кадров по бакалаврским, магистерским, докторским программам и кредитную технологию обучения на всех ступенях послесреднего образования.

Начато прохождение вузами процедуры международной аккредитации, завершается реализация основных принципов Болонской декларации, обеспечивается качество подготовки кадров в соответствии с международными требованиями.

Трансформация государственных общеобязательных стандартов в национальные курикулумы, ориентированные на результат.

В результате реализации Концепции будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель образования, достигнут качественно высокий уровень обучения и подготовки кадров, позволяющий Казахстану занять достойное место в современном мире.

* * *

Комментарии к "Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года"

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования большинства ведущих стран мира отреагировали на эти вызовы тем, что стали основывать цели, содержание и технологии образования на ожидаемых от него результатах. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Система образования Республики Казахстан слабо реагирует на вызовы изменяющегося мира. Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования, основные принципы которой указаны в "Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года".

В соответствии с этой концепцией сохраняется и развивается дошкольное воспитание. Предшкольной подготовкой будут охвачены пятилетние дети, для которых предусматриваются развивающие и игровые формы обучения.

Достижение нового качества образования, как показывает мировой опыт, возможно только в условиях 12-летней общеобразовательной школы, которая обеспечивает конвертируемость документов об образовании, профильное обучение, полиязычие.

В Казахстане переход на 12-летнюю школу предполагает начало обучения с 6 лет, т. к. в соответствии с циклами физиологического развития человека этот возраст считается наиболее благоприятным для начала школьного обучения. В начальной школе без увеличения учебной нагрузки вводятся иностранный язык и основы информатики. В основной школе базовое обучение завершится в 10-м классе, вводятся интегрированные курсы, предпрофильная подготовка.

В 11-12 классах становится обязательной профильная подготовка по социально-гуманитарному, естественно-научному и техническому направлениям. В профессиональных школах и лицеях будет осуществляться подготовка квалифицированных рабочих кадров. Для получения более высокой квалификации предусматривается дополнительный год обучения.

Содержание среднего образования представляет систему, позволяющую выпускнику школы начать самостоятельную и достойную жизнь, продолжить обучение на более высоком уровне или найти свое место на рынке труда. Важно отметить, что государство гарантирует бесплатное 12-летнее образование.

В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО образование вне университетов после окончания средней школы называется послесреднее невысшее образование. Этот уровень охватывает профессиональные образовательные программы для подготовки квалифицированных кадров среднего звена обслуживающего и управленческого характера.

В соответствии с концепцией на данный уровень для обучения в колледжах будут приниматься молодые люди только после завершения 12-летнего образования. Образовательные программы этого уровня будут гармонизированы с бакалаврскими программами университетов. Выдаваемый диплом после двух лет подготовки позволит выпускнику при поступлении по профилю сразу продолжить обучение с третьего курса вуза или трудоустроиться по полученной специальности.

Принципиально новые подходы предлагаются в сфере высшего и послевузовского образования, переход на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр - магистр - доктор Ph.D) и кредитную систему обучения.

Высшее образование реализовывается через бакалаврские программы, которые позволяют готовить специалистов новой модели, адаптированных к быстроменяющимся условиям производства и рынка.

Послевузовское образование включает подготовку магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным гибким программам для научной и производственной сфер деятельности.

Вторая ступень послевузовского образования, представленная в концепции - докторские программы Ph.D, сочетающие оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Введение этих программ сократит сроки подготовки и присуждения высшей ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему "старения" научных кадров.

Реформирование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров предполагает параллельное хождение ученых степеней кандидатов, докторов наук и Ph.D.

В основе подготовки специалистов высшей квалификации и научно-педагогических кадров лежит кредитная система обучения, которая обеспечивает непрерывность обучения, аккумуляцию учебных достижений и взаимопризнание образовательных программ. Подготовка специалистов новой формации будет осуществляться по модели, соответствующей Болонской декларации и Международной стандартной классификации образования.

Реализация этой концепции потребует в ближайшей перспективе кардинальной переработки стандартов образования всех уровней, подготовки нового поколения научных и педагогических кадров, полного обновления учебно-методических комплексов, внедрения системы менеджмента и контроля качества, дальнейшей демократизации всей системы образования.

В долгосрочной перспективе необходимо значительное обновление материально-технической базы организаций образования, полная информатизация учебного процесса.

В результате реализации концепции будет создана образовательная система, обеспечивающая опережающее развитие человеческих ресурсов и интеграцию Казахстана в мировое образовательное пространство.

Министерство образования и науки
Республики Казахстан.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Проект 29.12.2003
Перспективы казахстанской кремниевой промышленности 26.12.2003
В Казахстане на территории бывшего Семипалатинского полигона строится термоядерная установка 05.12.2003
Бесплатный разговор 01.12.2003
Совершен прорыв за пределы Солнечной системы 07.11.2003
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 октября 2003 года № 1074 27.10.2003
"Алло! Ты меня видишь?" 22.10.2003
Высокая технология обмана 21.10.2003
Какие сотовые телефоны нужнее? 20.10.2003
Китай стал великой космической державой 16.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.09.21 Суббота
91. АКБИЕВ Махмуд
79. МАХМЕТОВ Тулеген
75. ЛЕПЕШКИН Геннадий
73. ЖАРИМБЕТОВ Жантеке
73. МУРЗАЛИН Ахат
70. КУСАИНОВ Темирхан
68. ТЕЛЕШЕВ Кайсар
66. КОШАНБЕКОВ Ергазы
65. АРЫНОВ Кажмухан
65. РЫСГАЛИЕВ Сагидулла
64. БАЯНДАРОВ Магзам
64. КУСАИНОВ Амирлан
63. ДМИТРИЕНКО Петр
62. АДИМОЛДА Радильбек
59. АБДЫКАДЫРОВА Айман
...>>>
26.09.21 Воскресенье
88. БИЕКЕНОВ Кенес
68. АКАНОВ Досмурат
63. АБДИЛОВ Онайбек
63. ЕНСЕГЕНУЛЫ Сагат
62. БАЙГОНОВ Жамбыл
62. ЖАШИБЕКОВ Габдул Хаким
60. ТОПИЛЬСКАЯ Людмила
58. БОПИЕВА Жамиля
58. ЖАНКИН Аскар
57. АХМЕТОВ Саяш
57. КАЗЕЕВ Евгений
57. КАСИЕНОВ Марат
57. САПАРОВА Назым
56. ИДРИСОВ Тимур
55. ЖУМАГАЗИЕВ Муратжан
...>>>
27.09.21 Понедельник
83. МАМЫРОВ Нургали
75. ДУМЧЕВ Владимир
74. АЙТУГАНОВ Нуpмахамбет
71. КАЛАБАЕВ Найман
71. ОТТО Иван
67. АЛБЫТОВ Жейенай
67. ТОККУЛОВ Сериктес
65. АМАНБАЕВ Богежан
63. АБДУХАЛЫКОВ Фархат
61. МОМБАЕВ Иса
60. ЗАКАРЬЯНОВ Тулеген
58. ТИНИКЕЕВ Мухтар
56. ДЮСЕТАЕВ Берик
55. БЕЙСЕМБЕТОВ Искандер
55. КИМ Виктор
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz