Галия Бураканова, доктор социологических наук, профессор, "Казахстанская правда", 9 февраля
Вышла в свет книга, авторы которой – известные ученые и политические деятели Оралбай Абдыкаримов, Батыржан Ашитов, Газиз Мауленов и Лязат Тусупова – провели научно-практическое исследование механизмов противодействия коррупции с учетом международного опыта. В Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана подчеркивается необходимость "... резко усилить борьбу с коррупцией, в том числе посредством совершенствования антикоррупционного законодательства, с тем, чтобы достичь нашей конечной цели – искоренить коррупцию как явление". И именно данной тематике посвящено представленное коллективом авторов научно-практическое исследование "Международно-правовые механизмы противодействия коррупции и их имплементация в национальное законодательство Казахстана". В мире существует множество различных концептуальных подходов и соответствующих взглядов на проблему коррупции. При этом специалисты многих отраслей наук давно заняты поиском эффективных социальных и правовых механизмов противодействия этому опасному явлению. Тем не менее не вызывает сомнений, что каждое новое научное исследование представляет собой значительный интерес как для теории, так и для правоприменительной практики. В представленном аналитическом обзоре предпринимается попытка рассмотреть наиболее актуальные и существенные вопросы – использование международно-правовых механизмов противодействия коррупции и возможности их имплементации в законодательство Республики Казахстан. Авторами обзора справедливо отмечается, что коррупция – одна из самых сложных проблем современного мира. В связи этим в целях создания эффективных механизмов борьбы с ней международное сообщество выработало общие подходы, отраженные в открытых конвенциях ООН и Европейского союза, часть из которых ратифицирована Казахстаном. Присоединение к международным инструментам требует их имплементации в национальное законодательство. Кроме того, авторами аналитического обзора проведен сравнительный анализ соответствия национального законодательства международно-правовым актам по борьбе с коррупцией. На базе социологических исследований и правовой статистики дана оценка эффективности применения антикоррупционного законодательства республики и выработаны рекомендации по его совершенствованию. В предлагаемом исследовании рассматриваются само понятие коррупции, национальные правовые механизмы борьбы с ней, меры предупреждения. Обзор включает в себя широкий спектр вопросов, среди них – соотношение антикоррупционного законодательства Казахстана с Конвенцией ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, международные стандарты публичной службы в системе госслужбы РК, публичных закупок в сфере госзакупок, а также международные стандарты в сфере административных процедур. Резюмируя, авторы высказывают предложения по совершенствованию мер противодействия коррупции, которые представляют безусловный интерес. Анализ показал, что в республике наиболее подвержены коррупции сферы инвестирования, использования бюджетных средств, государственных и негосударственных пенсионных фондов, приватизации, государственных материальных ресурсов, объекты нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности, зерновой комплекс, кредитно-финансовая и банковская системы. Коррупция – одно из главных препятствий для расширения торговых отношений и привлечения иностранных инвестиций, так как мешает установлению нормальных деловых контактов. И этот аспект особо выделяют иностранные инвесторы, отмечая: данное социальное зло входит в число главных барьеров для нормального развития предпринимательства в Казахстане. В целом при возникновении коррупционной ситуации как минимум в каждом третьем случае именно государственные служащие выступают инициаторами противоправных действий. Особое внимание в работе уделено Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, которая ратифицирована Казахстаном в мае 2008-го. Она является универсальным и юридически обязательным документом, направленным на формирование общего антикоррупционного политико-правового пространства, свободного от нестыковок национальных юрисдикций, громоздких процедур правовой помощи, несовершенства механизма выдачи преступников. Важным моментом Конвенции и международного права является общее правило о том, что конфискованные активы незаконного происхождения должны возвращаться в страну, что может стать достаточно эффективным средством предупреждения преступности. В целом, как отмечается рядом ученых и практиков, учесть все положения Конвенции в казахстанском законодательстве достаточно сложно. Устранение имеющихся несоответствий не может быть достигнуто лишь путем ратификации. Международные антикоррупционные стандарты будут действовать на территории Казахстана только после принятия соответствующего пакета законов, обеспечивающего их имплементацию в отечественное законодательство. Конвенция детально регламентирует взаимную правовую помощь, выдачу лиц, совершивших коррупционные преступления, а также сотрудничество правоохранительных органов, включая обмен информацией и опытом, совместное проведение расследований, подготовку и повышение квалификации кадров, взаимодействие в материально-техническом обеспечении. Авторами труда особо выделяется то обстоятельство, что ужесточение механизмов борьбы с данным видом преступности само по себе не может стать эффективным средством ее снижения, поскольку наказание должно сопровождаться и иными комплексными мерами противодействия во всех сферах социальной жизни. Исследователи выделяют и то обстоятельство, что не все международные стандарты нашли отражение в национальном законодательстве. Отдельные правовые нормы требуют усовершенствования, в частности, необходимо дальнейшее увеличение штрафных санкций за коррупционные преступления, поскольку низкая мера наказания побуждает коррупционеров к более активным и масштабным действиям, ведь полученное преступным путем имущество, стоимость которого намного превышает размер штрафа, остается в их распоряжении. Безусловно, не все вопросы, затронутые в работе, рассмотрены в полном объеме, некоторые из них требуют дальнейшего исследования. Но в целом будем надеяться, указанные проблемы заинтересуют не только правоведов и социологов, но и представителей других отраслей обществознания. |