Марина ПАРХОМЕНКО, "Казахстанская правда", 5 октября
Трансформация казахстанских вузов в некоммерческие образовательные учреждения позволит им стать самостоятельными, мобильными, но вместе с тем потребует большей ответственности за результаты деятельности. Трансформация вузов в некоммерческие акционерные общества со стопроцентным государственным участием, а сегодня при поддержке университетов разрабатываются механизмы по переходу на новую организационно-правовую форму, даст университетам академическую, управленческую и финансовую свободу. – Сегодня во главу угла ставятся вопросы обеспечения качества образовательных программ, более тесного взаимодействия с работодателями, и естественно, необходимо большое внимание уделять формированию конечных результатов обучения и компетенции выпускника, – отметил на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций директор департамента высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки Дархан Ахмед-Заки. Академическая свобода дает вузам возможность самим разрабатывать образовательные программы, привлекая к этому процессу и работодателей, и студенческую молодежь. В результате образовательные программы, адаптированные к запросам рынка труда, укреплению сотрудничества с предприятиями, будут способствовать повышению качества подготовки и скорейшему трудоустройству выпускников. Как отмечено, один из важных моментов в повышении качества подготовки кадров – привлечение специалистов из индустрии, рынка труда к участию в преподавании, а также увеличение госзаказа на подготовку магистрантов и докторантов. Сейчас, по словам президента Ассоциации вузов Казахстана Рахмана Алшанова, наблюдается перекос в сторону подготовки бакалавров, тогда как именно магистранты и докторанты делают инновации. Они же – готовые преподаватели, и, учитывая фактор старения профессорско-преподавательских составов (ППС) в вузах, по мнению руководителя ассоциации, нужно увеличить в них до 70% долю магистрантов, докторантов и практиков с современных производств. Обладая управленческой и финансовой свободой, вузы смогут строить собственную инновационную инфраструктуру, то есть открывать бизнес-инкубаторы, технопарки, которые будут способствовать процессу коммерциализации технологий, создавать эндаумент-фонды, наблюдательные советы, а кроме того, решать вопросы найма на работу, формирования студенческого контингента в разрезе специальностей и направлений подготовки. Иначе говоря, все это направлено на формирование конкурентоспособных кадров для экономики. В качестве положительного примера деятельности в свете новых требований приведен опыт Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза. Вуз сотрудничает с более чем 1 600 предприятиями Казахстана и создал в нынешнем году учебный научно-производственный комплекс. Как говорит ректор КЭУК Еркара Аймагамбетов, это современная диалоговая, научная площадка для представителей бизнес-структур и научных институтов, база для производственной практики, а также для подготовки магистрантов, докторантов. В университете также начато формирование системы массовых открытых онлайн-курсов, популярных за рубежом. Они повышают доступ к образованию, менее затратны для вуза, и, так как их содержание утверждается в академических комитетах с участием представителей бизнеса, студентов, максимально приближены к экономической практике. |