Алексей Анпилогов, zavtra.ru/blogs, 25 ноября
20 ноября прототип космического многоразового корабля "Старшип" компании SpaceX Илона Маска взорвался в ходе испытаний, которые проходили на площадке компании у города Браунсвилл, штат Техас. Полное конструктивное разрушение прототипа произошло во время испытания топливных баков, которые в тестовом режиме заполнялись компонентами топлива. В результате нештатной ситуации на испытаниях внутренним давлением верхушку "Старшипа" просто оторвало от нижней части прототипа, после чего она была подброшена вверх, и упала недалеко от испытательной площадки. К счастью, во время инцидента никто не пострадал, так как операции заправки "Старшипа" топливом производились в автоматическом режиме, без людей на площадке. Казалось бы - досадная неожиданность, а в запасе у компании SpaceX есть еще один "Старшип", который параллельно первому собирают во Флориде, но, как говорится, "есть один нюанс". Нашего "непризнанного гения современности", Илона Маска, много раз предупреждали о том, что, решив при создании своего нового детища абсолютно не сомневаться в своей непогрешимости, он фактически наплевал на классический инженерный подход и на всю сумму накопленных знаний о создании ракет. Вместо этого инженерам SpaceX был выдан весьма неясный "список пожеланий" Илона Маска, после чего они начали лепить изделие буквально из "пластилина и палок", по ходу создания ракеты пытаясь собрать ее из отдельных частей, часто несовместимых друг с другом. Достоянием общественности сразу же после катастрофы стал удивительный кадр, на котором рабочий SpaceX забивает что-то на злополучной крышке "Старшипа" обычной... кувалдой. Судя по всему - подгоняя упрямую деталь на ее штатное место. Согласитесь, новое слово в ракетостроении! Впрочем, "новый инженерный подход" Маска изрядно пугал внимательных наблюдателей и до того, особенно в связи с реализацией проекта пилотируемого корабля для НАСА, злополучного "Дракона". В тестовых полетах и испытаниях "Дракона" все плавится, взрывается и вообще мало похоже на рабочее изделие. В итоге, вместо обещанного в начале пути по разработке собственного корабля первого полета американских астронавтов в 2017 году, теперь в SpaceX осторожно говорят о 2020 годе. Впрочем, в НАСА "гению" уже не верят - в силу чего американское космическое агентство запросило у "Роскосмоса" дополнительные места для своих астронавтов в IV квартале 2020 г. ("Союз МС-17") и II квартале 2021 г. ("Союз МС-18). Создание "Дракона" явно показывает, что Маск заигрался в сюжет: "Я все могу, я же гений", - и уже упускает массу мелких, но важных деталей, которые губят даже такие, казалось бы, известные всем проекты, как пилотируемый корабль для околоземной орбиты. А в случае "Старшипа", извините, на площадке собирают ракету размером, который еще никто не делал и тем более - не запускал в космос с первого раза. Кроме того, столь чудовищно большую ракету, превосходящую по размерам даже знаменитый лунный носитель "Сатурн-5" и советскую лунную ракету Н-1, Маск собирает буквально "в чистом поле", так как решил сэкономить на постройке здания монтажно-испытательного корпуса. Последствия такой экономии тут же отразились и на качестве сборки: кривые листы нержавейки, сваренные неровным швом, буквально за неделю до катастрофы попали в официальный репортаж с испытательной площадки. В итоге "Старшип" даже сравнили с гравицапой из фильма "Кин-дза-дза" и, как оказалось, вполне обосновано. Конечно, рядовой почитатель "гения" будет всячески его защищать, приводя в пример однозначно успешный опыт Илона Маска в деле разработки частных ракет и доведения до ума в их конструкции нескольких "витавших в воздухе" идей - например, посадки ступеней в вертикальном положении за счет использования остатков топлива в них. Однако в этом случае SpaceX действительно стоял "на плечах гигантов": за десятилетия космической эры в США и СССР был накоплен громадный инженерный и научный задел, чем и воспользовались конструкторы SpaceX - кстати, почти поголовно выходцы из НАСА, Boeing, Lokheed и других "гигантов" космической отрасли. А вот в случае "Старшипа" этот подход "подсмотреть и сделать у себя чуть лучше" ожидаемо стал буксовать - просто потому, что таких громадных ракет и в столь авантюрном режиме до Маска никто не делал. Да и не собирался, прекрасно осознавая все риски такого начинания. Подход Маска к созданию "Старшипа" еще до катастрофы прототипа любили сравнивать с популярной компьютерной игрушкой Kerbal Space Program. В ней игроку предлагается собирать свои ракеты в стиле конструктора LEGO, проходя болезненный путь проб и ошибок и попутно отправляя в мир иной маленьких человечков-"кербонавтов", чьей участью оказалось испытание неудачных изделий на пути к реально полетевшей ракете. Насколько рабочим окажется такой "новый подход" к созданию ракеты - всегда вызывало вопросы, хотя надежда, что "уж у Маска-то все получится", умрет последней. |