Макс Дворак, "Профиль", 2 января
Главные события в освоении космоса в наступающем 2020 году будут связаны с летним периодом, когда откроется пусковое окно для старта марсианских миссий. Их запланировано сразу три: американский "Марс-2020", европейский "Экзомарс-2020" и безымянный китайский проект. Штаты запустят на Красную планету новый марсоход и впервые попробуют запустить над поверхностью летательный аппарат - небольшой вертолет. В европейской миссии принимает участие "Роскосмос" - он должен предоставить спускаемый аппарат для посадочной платформы и марсохода. Китай же впервые после 2011 года, когда зонд "Инхо-1" разбился вместе с российским "Фобос-Грунтом", попытается добраться до Марса, для чего ему понадобится ракета "Чанчжэн-5". Но долетят аппараты до Красной планеты только в 2021-м - полет займет около семи месяцев. Америка возлагает большие надежды на SpaceX и Boeing, пилотируемые корабли которых должны избавить ее от необходимости летать на МКС российскими "Союзами" - впервые с 2011 года, когда была завершена программа "Спейс шаттл". Пилотируемый полет SpaceX Crew Dragon должен состояться в первом квартале, а вот о перспективах корабля Boeing Starliner в свете неудачного тестового запуска в декабре пока ничего неизвестно. Также на апрель SpaceX планирует орбитальный беспилотный запуск ракеты Starship - корабля, который должен будет довезти астронавтов не только на МКС, но и на другие небесные тела. Не стоит забывать о проекте SpaceX Starlink: из 35-38 запланированных на 2020 год запусков компания Илона Маска планирует более 20 отдать под собственные спутники связи. В этом случае на орбиту к 2021-му будет выведено минимум 1320 рабочих аппаратов, и это количество позволит массово раздавать "небесный интернет". Также в 2020 году ожидаются массовые запуски аналогичного британского проекта OneWeb. Так что за считанные месяцы число искусственных спутников Земли вполне может почти удвоиться по сравнению с 2019 годом (сейчас на орбите летает свыше двух тысяч аппаратов). Что касается научных миссий, то прежде всего ожидаем в 2020-м возвращение на Землю японского аппарата "Хаябуса-2" с пробами Рюгу. А запущенный в 2016-м американский зонд OSIRIS-REx должен взять пробы с астероида Бенну. Правда, садиться на поверхность Бенну устройство не будет, а с помощью длинного манипулятора и сжатого газа отколет часть реголита и втянет его в контейнер. Предполагается, что OSIRIS-REx сможет доставить до 60 г вещества на Землю до 2023 года. Россия по данным на конец 2019 года планирует свыше полусотни космических миссий различного масштаба. При этом в октябре СМИ сообщалось о том, что в 2020 году впервые с 2009 года уменьшится количество пилотируемых запусков - два вместо четырех. Это связано как раз с тем, что американские астронавты вероятнее всего начнут летать на МКС на собственных кораблях. Количество грузовых запусков останется прежним - три "Прогресса МС" за год. При этом количество ракет "Союз" - главных российских носителей - планируется увеличить: по словам генерального директора Ракетно-космического центра "Прогресс", в 2020-м планируется около 20 запусков "Союзов". В 2019-м их было 18 в различных модификациях, включая три формально не российских, а европейских запуска носителей "Союз-ФГ" с космодрома "Куру". Что касается российских миссий на 2020 год, то они, судя по всему, ограничиваются участием в международном проекте "ЭкзоМарс-2020" и телескопом "Спектром-РГ". На посадочной платформе "ЭкзоМарс", которая уже упакована и, фактически, готова к полету, 11 из 13 научных приборов были изготовлены в России. Что же касается рентгеновского телескопа, то он уже начал свою основную миссию, и за первый год должен составить две из восьми карт звездного неба в рентгеновском диапазоне. Возможно, частная российская компания S7 Space придумает, что делать с плавучей платформой "Морской старт", носители под которую производил украинский "Южмаш". По данным СМИ, "Роскосмос" готов адаптировать "Союз-5" под запуски с воды, но едва ли следует ожидать этого в 2020 году. В декабре 2019-го S7 Space получила разрешение от США на вывоз платформы с американской территории в Россию, и только в марте-апреле 2020-го она должна прибыть в порт "Славянка" на Дальнем Востоке, где пробудет на приколе до тех пор, пока ей не определят новое место. |