Максим Соколов, "Известия", 18 января
На новогодние праздники принято преподносить подарки и устраивать увеселения. Движимые то ли этими соображениями, то ли какими иными - иракские власти произвели праздничные казни Саддама Хусейна и его ближайших сподвижников. Причем многие переадресовали свои сомнения - или даже негодование - тем державам, на чьих штыках нынешние багдадские власти держатся.
Одни государственные мужи вообще требуют отменить смертную казнь во всемирном масштабе, другие призывают конкретно иракские власти к приостановке казней, третьи указывают, что столь жалкий режим эшафотом не подопрешь - скорее наоборот. При нынешней всемирной любви к англосаксам вообще и к их иракской кампании - в частности трудно было бы и ждать более благожелательной реакции. Не поздравительные же телеграммы посылать. Более интересны не эти достаточно предсказуемые реакции, но высказывания людей, имеющих большее отношение к праздничным мероприятиям. Дж. Буш, Э. Блэр (с некоторыми оговорками) и К. Райс по очереди явили свою реакцию на торжество иракского правосудия. Которая заключалась в том, что казнить надо, но следует делать это "в достойной манере", а тех, кто делает это в недостойной манере, нужно если и не казнить (достойным образом, естественно), то все-таки наказать.
С тем, что всякое дело лучше делать достойно, не поспоришь. Можно даже и согласиться с тем, что Хусейн и его соратники заслужили суровое возмездие. Но когда такие речи исходят от людей, имеющих некоторое отношение к иракским делам и могущих на них повлиять, хотелось бы некоторой конкретизации насчет того, что есть достойно и праведно. Прецеденты того, как освобожденный народ казнит бывшего правителя, имеются в истории самых цивилизованных стран: англичане казнили Карла I, французы - Людовика XVI. При этом что та, что другая казнь происходила куда более достойно, чем в случае с Хусейном, однако напрашивающихся отсылок на данные примеры для подражания не последовало. Если же англосаксонские вожди имели в виду, что всякий приговоренный должен быть казнен достойно - хоть бывший правитель, хоть рядовой уголовник - то неясно, что им мешало оказать молодой демократии конкретную помощь. Когда можно присылать советников, почему нельзя прислать палачей, чтобы они сделали все культурным образом? Тем более что последующие казни показали полную профессиональную негодность иракских палачей, которым содействие более опытных техасских коллег никак не помешало бы. Тут не призывать надо, а помогать.
Но даже если отвлечься от столь грубых вопросов, вся история с казнями демонстрирует полное нежелание думать. Если бы иракская кампания была просто завоевательным походом - и в таком качестве была бы объявлена, - проблем бы не было. Но это был широко разрекламированный поход за демократию, а уж так сложилось, что в современном сознании демократия и права человека предполагают отрицание смертной казни. Это можно бы и знать - и действовать с учетом этого. Но если даже речь идет всего лишь об ограничении смертной казни, то и в этом случае предполагается отказ, во-первых, от публичных казней. А показ видеороликов - та же публичность, что в былые времена на Гревской площади. Во-вторых, от казней квалифицированных, т.е. позорных и мучительных. По нынешним меркам повешение (тем более - с отрыванием головы) на квалифицированную казнь вполне тянет. 9 граммов в подвале на фоне иракской демократии выглядит образцом просвещенности. В ходе всемирной борьбы за демократию не всегда можно обойтись без лицемерия, но лицемерие не обязательно должно доходить до глупости скандального масштаба. |