Фрэнсис Фукуяма, Financial Times // ИноПресса, 23 ноября
Тот факт, что надкомитет Конгресса США не смог достичь соглашения о бюджете, – печальная примета поляризованности политических сил в США сегодня, пишет в своей статье в Financial Times Фрэнсис Фукуяма, автор знаменитой книги "Столкновение цивилизаций". Но это фиаско уходит корнями в природу политической системы. Произошедшее в Конгрессе "содержит зерно идеи, которая может указать нам спасение от политического паралича", – полагает автор. В системе сдержек и противовесов, которая ограничивает действия исполнительной власти США, возникли "метастазы", по выражению автора. "Отныне Америка – это ветократия. Когда эта система сочетается с сильно идеологизированными партиями, одна из которых воспринимает даже устранение налоговых лазеек как неприемлемое повышение налогов, в результате происходит паралич", – пишет Фукуяма. Проблемы американской системы особенно заметны при сравнении с британской, где не существует ни федерализма, ни децентрализации, ни письменной конституции. Британские правительства обычно опираются на крупное большинство в законодательной власти. Простым "большинством голосов плюс один голос" в Палате Общин можно принять или отменить любой закон. Потому-то британскую систему иногда называют "демократической диктатурой". В американской системе, напротив, власть разделена между президентом и двухпалатным Конгрессом, делегирована властям штатов и местным органам, а суды вправе отменять законы на основании Конституции. "Система специально приспособлена для создания помех решительному правительству, что, в свою очередь, порождено традиционным подозрительным отношением к централизации власти", – разъясняет автор. В случае с одобрением госбюджета преимущества британской системы, где меньше возможностей наложить вето, очевидны. Министр финансов составляет бюджет, парламент принимает его, не внося больших изменений. В США проект бюджета, который оглашает президент, – "скорее документ о чаяниях, чем политическая реальность". По мнению Фукуямы, все 535 конгрессменов пользуются своим потенциальным правом вето, чтобы добиваться уступок в области бюджета. Итоговый вариант бюджета – "не последовательный план правительства, а плоды торговли между отдельными законодателями, которым всегда проще добиться консенсуса, выменивая повышение расходов на налоговые льготы", пишет автор. Поэтому бюджет всегда дефицитный. Конгресс создал и другие возможности для того, чтобы законодатели "шантажировали систему", по выражению Фукуямы. Вопиющий случай наблюдается прямо сейчас: администрация Обамы захотела назначить послом в Россию Майкла Макфола, которого даже республиканцы считают подходящим кандидатом. "Но комитет по внешней политике отложил утверждение кандидатуры на неопределенный срок, ввиду возражений со стороны некоторых неназванных сенаторов-республиканцев", – пишет Фукуяма. Журнал Foreign Policy сообщил, что один из сенаторов таким образом добивается, чтобы федеральные власти построили в его штате некий объект. "В результате у США не будет посла в Москве в марте будущего года, когда в России пройдут президентские выборы", – говорится в статье. Чтобы выйти из нынешнего паралича, США нужны не только сильные лидеры, но и изменения институциональных правил. Следует предпринять реформы, дабы упростить механизмы принятия решений и сократить возможности применения вето. Очень важно "приблизить процесс принятия бюджета" к британской системе. Бюджет должен разрабатываться небольшой группой законодателей при активном участии технократов из "беспартийного" ведомства типа Бюджетного управления Конгресса, неуязвимого перед лоббистами. Действующие законодатели вряд ли добровольно отдадут свое право вето, замечает Фукуяма. "Движитель политических реформ – прежде всего активность народа, инициатива снизу", – заключает он. |