Құрметті Парламент депутаттары!
Ең алдымен жаңа жылда өзінің алғашқыбірлескен отырысын өткізіп отырған қос Палата депутаттары –Сіздерді Жаңа жылмен құттықтап, ел мүддесіжолындағы еңбектеріңізге табыс тілеймін!
Өздеріңіз біліп отырғандай ҮкіметіміздіңПремьер-Министрі Даниал Кенжетайұлы Ахметов өзін қызметтенбосату жөнінде менің атыма өтініш берді. Мен олөтінішті қанағаттандырдым. Енді еліміздіңКонституциясына сәйкес Үкімет толық құрамдаотставкаға кетеді.
Даниал Кенжетайұлы ұзақ уақыт бойыменің жанымда түрлі қызмет атқарып келді. Қандайорында болса да тапсырған мақсат-міндеттерді өздәрежесінде орындап, өте белсенді қызмет атқарды.
Оның еліміздің Премьер-Министрі ретіндегі жұмысыСіздердің көз алдарыңызда өткендіктен осы жылдар ішіндеатқарылған істерді санамалап шығудың қажетіжоқ деп есептеймін.Олардың нәтижелі болуына ДаниалАхметовтың да қосқан үлесі аз емес екенін атап айтқанжөн. Сондықтан осы залда отырған Сіздердің жәнеөз атымнан оған осы атқарған жұмыстары үшіналғыс айтып, зор денсаулық пен табыстар тілеймін.
Жаңа Премьер-Министрдің кандидатурасын ұсынбас бұрын еліміздің алдында тұрған жаңамақсат-міндеттерді саралап, оларды шешу жөніндегіөзімнің ой-пікірлерімді ортаға сала кеткенді жөнкөріп отырмын.
Біріншіден. Менің Парламенттің дәлосы залында Қазақстанның әлемдегі бәсекегеқабілетті 50 елінің қатарына кіруі жөніндегістратегиялық мақсатын айқындап, халыққа жолдауарнағаныма бір жылға жуық уақыт өтті. Осымақсатты жүзеге асыру үшін тиісті заңдарқабылданып, өздеріңізге белгілі шешімдер шығарылды.
Еліміз дамуының алдағы кезеңдегі ең үлкенстратегиялық мақсаты саналатын осы белеске қол жеткізуүшін үйлесімді жұмыстың іс-шараларын белгілепқоюмен шектелмей, нақты түрде Бәсекегеқабілеттіліктің тұрақты дамуСтратегиясын қабылдауымыз керек.
Уважаемые депутаты Парламента!
Второе, на что я бы хотел обратить ваше внимание – это административная реформа.
В рамках Административной реформы Правительству необходимо внедрить новые методы и механизмы государственного планирования. Прежде всего, следует отказаться от утверждения большого количества отраслевых программ на уровне Правительства и передать ответственность самим государственным органам и решать проблемы текущего бюджета.
Кроме того, практически все утвержденные Правительством программы содержат в качестве целевых показателей только объемы государственного финансирования. Создается впечатление, что стремление получить как можно больше средств и является основной задачей их разработки.
При этом, программы не включают целевые показатели эффективности и результативности – например, такие как определенный процент снижения уровня заболеваемости, роста безопасности на дорогах, улучшение образования, услуг, ввод конкретных объектов, создание рабочих мест и т.д. Поэтому никто конкретно не отвечает за результат. Достижение этих целевых показателей собственно и должно являться задачей и результатом работы соответствующих государственных органов. Должен быть жесткий контроль за расходованием выделенных средств по назначению.
Третье. Необходимо повысить эффективность бюджетного планирования. В настоящее время не только нет достаточной прозрачности в планировании бюджетных расходов, обоснованности объемов государственных закупок, но и сами паспорта бюджетных программ носят формальный характер. Содержащиеся в них показатели, на достижение которых выделяются государственные средства, являются не результатами работы госорганов, а только объемами финансирования.
Должна быть также повышена объективность формирования текущих и капитальных расходов государственных органов. Не должно быть никаких секретов в том, что касается распределения государственных ресурсов: как, на какие цели, в каких объемах выделяются деньги налогоплательщиков. Тогда и будет меньше коррупции и отвлечения средств не по назначению.
Внедрение системы управления, ориентированной на результат, не только обеспечит взаимосвязь стратегического, экономического и бюджетного планирования, но и повысит ответственность Правительства перед обществом за достижение целевых показателей.
Все эти вопросы должны решаться новым Правительством одновременно с разработкой новой системы межбюджетных отношений.
Четвертое. Рост конкурентоспособности Казахстана невозможен без устойчивого развития регионов. Именно эта идея является ключевой в утвержденной моим Указом "Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года".
Во всем мире, в крупных мегаполисах и регионах решаются вопросы внедрения новых технологий. Все регионы не могут одновременно развиваться одинаково. Мы должны определить регионы, которые более других способны развиваться, и на их основе сформировать "точки роста".
В Казахстане необходимо определить центры экономического роста – региональных лидеров и обеспечить управление этим процессом со стороны государств.
Новое правительство и акимы областей должны внести конкретные предложения по размещению промышленных предприятий и индустриальных зон в этих центрах с учетом наших планов по развитию индустрии, торговли и высоких технологий.
Эти центры должны быть обеспечены всей необходимой социальной инфраструктурой. При этом акцент надо сделать на дошкольное, среднее и профессионально-техническое образование.
Особо отмечу, что должна быть решена и проблема недорогого жилья. Наша программа жилищного строительства требует совершенствования. Кроме того, на рынке земли нужно навести порядок, и установить понятные всем критерии и правила. Я получаю немало сигналов о том, что продажа земли превратилась в систему незаконного личного обогащения чиновников в некоторых регионах страны.
Всю работу по укреплению полюсов роста надо интегрировать с формированием социально-предпринимательских корпораций. Пора от разговоров перейти к делу и запустить пилотный проект СПК и апробировать его необходимость и полезность.
Все вышесказанное по разработке Стратегии конкурентоспособности, административной реформе, бюджетному планированию, территориальному развитию должно быть реализовано совместно Правительством и акимами.
Необходимо также тщательно продумать механизмы стимулирования и финансирования программ развития регионов.
Как я уже говорил, система оценки работы государственных органов, в том числе акимов должна быть полностью прозрачной. Результаты работы и оценка деятельности руководителей государственных органов должны публиковаться и быть доступными для общественности.
Пятое. В социальной сфере мы много делали и делаем для поддержки уязвимых слоев, адресной помощи отдельным категориям населения. Динамично развивается пенсионная система.
Наряду с продолжением работы по всем направлениям социальной политики, которую мы осуществляем, новому Правительству необходимо разработать предложения по дальнейшему развитию накопительной пенсионной системы. Надо совершенствовать систему адресной социальной поддержки только тем, кто действительно нуждается. Создание рабочих мест должно стать главным в этой работе.
Шестое. Выступая перед вами в прошлом году, я уже говорил, что лучший международный опыт подтверждает: базовыми факторами высокого уровня конкурентоспособности страны являются благоприятные макроэкономическая политика, инвестиционный климат, равные конкурентные условия и самое важное – высокое качество услуг образования и здравоохранения.
К сожалению, наша система высшего образования и система защиты диссертаций остается нетронутой с советских времен. Пора перестать штамповать липовых кандидатов и докторов наук.
Усилия должны быть направлены на подготовку современной высокопрофессиональной рабочей силы, отвечающей требованиям глобальной экономики. Мы должны внедрить самые высокие стандарты в данных сферах. К сожалению, пока мы медленно продвигаемся в этом направлении.
Седьмое. Государство в последние годы много сделало и продолжает делать для развития инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, аэропортов, электро, и теплоэнергетики, коммунальных услуг. Однако низкое качество и их достаточно высокая стоимость вызывают много нареканий со стороны предпринимателей и населения.
Руководители государственных органов должны отвечать не столько за строительство объектов инфраструктуры, сколько за улучшение системы управления, внедрение современных стандартов качества государственных услуг.
Новое Правительство должно уделить этим вопросам самое пристальное внимание, так как сегодня низкое качество государственного управления приводит к высоким издержкам бизнеса, и как следствие – низкой производительности труда.
Восьмое. С большой задержкой, но мы создали национальные холдинги "Самрук", "Казына", "Казагро" для улучшения системы корпоративного управления в государственном секторе экономики. К слову сказать, настало время начать внедрение лучших принципов корпоративного управления в государственных органах.
Организационный этап формирования государственных холдингов закончился, поэтому все мы уже в этом году должны ощутить результаты улучшения деятельности национальных компаний, государственных предприятий и институтов развития.
Оценка результатов работы государственных холдингов также должна быть понятной всем, четкой и прозрачной.
Девятое. Конечно, я не могу не сказать в заключение о диверсификации экономики. В рамках реализации второго этапа Стратегии индустриально-инновационного развития должны быть получены реальные результаты снижения сырьевой зависимости производства.
Пора уже перейти от этапа разработки программных документов к конкретным прорывным проектам, способным качественно улучшить структуру экономики.
В соответствии с моими поручениями в прошлом году Правительство подготовило, а вы, уважаемые депутаты, приняли целый блок законов, направленных на повышение конкурентоспособности экономики, прежде всего, несырьевого сектора.
Должен быть также получен эффект от ведущейся в течение нескольких лет работы по формированию перспективных кластеров. Все мы ждем от нового Правительства конкретных результатов.
Уважаемые депутаты Парламента!
Я перечислил только самые важные вопросы, которым должно уделить первостепенное внимание новое Правительство. Я не затронул такие вопросы, как совершенствование налоговой и таможенной политики, рассмотрение вопроса введения всеобщего декларирования доходов и расходов населения, последствия вступления в ВТО, регулирование деятельности естественных монополий и многое другое.
Для решения сказанных мной в краткой форме новых, сложных задач, прежде всего, нужна преемственность, нужны новые кадры, новая энергия и знания. Желанием привлечь на работу в Правительство новое поколение управленцев продиктовано мое решение об отставке Правительства.
Все эти проблемы, как и мое Послание народу Казахстана от 1 марта 2006 года я много раз обсуждал с Каримом Масимовым, и у него есть четкое понимание и планы действий по всем направлениям деятельности. В новой программе Правительства должно быть представлено видение по всему комплексу проблем.
Я уверен, что знаний и опыта у Карима Кажимкановича Масимова достаточно, и новое Правительство представит Программу, которая позволит закрепить и развить успехи Казахстана, а также за счет стимулирования роста производительности и других факторов обеспечит достижение поставленных мною стратегических целей.
Карим Кажимканович Масимов, 1965 года рождения, уроженец города Целинограда, казах. Окончил Университет Дружбы народов в Москве и юридический институт Уханьского университета в КНР. Экономист, юрист-международник, доктор экономических наук. Свободно владеет английским, китайским и арабским языками (кроме русского и казахского). Трудовую деятельность начал главным экономистом в Министерстве труда. Работал Председателем правления Народного сберегательного банка, Министром транспорта и коммуникаций, Помощником Президента. Последнее место работы - Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан. Вы его хорошо знаете. Он имеет современные знания и хороший опыт управления. Характеризуется положительно.
В рамках политической реформы мы будем последовательно укреплять роль политических партий. Победившая на парламентских выборах партия будет принимать активное участие в формировании Правительства.
Фактически к этому мы уже приступили. Народно-демократическая партия "Нур Отан" сегодня является партией парламентского большинства. Поэтому на днях я встретился с руководством партии и провел консультации по кандидатуре Премьер-министра.
Вчера также прошло заседание парламентской фракции партии "Нур Отан". На заседании обсуждена и поддержана кандидатура Карима Масимова.
С учетом всего изложенного, прошу депутатов Парламента дать согласие на назначение Масимова Карима Кажимкановича Премьер-Министром Республики Казахстан.
Астана, 10 января 2007 года. |