Данияр Ашимбаев, "Континент", 14 февраля
Министры
В январе 2007 года Казахстан получил новое правительство, уже восьмое с момента обретения независимости. С практической точки зрения назвать новым его сложно – большинство министров перешло в его состав из прежнего правительства Даниала Ахметова, а некоторые – даже из более ранних команд.
Пост премьера занял 40-летний Карим Масимов (в прошлом правительстве – вице-премьер), его заместителем стал 53-летний министр экономики Аслан Мусин (в должности министра – с октября 2006-го). Министром обороны стал экс-премьер 52-летний Даниал Ахметов, сменивший на этом посту генерала армии Мухтара Алтынбаева. 42-летний президент нацкомпании Kazakhstan Engineering Галым Оразбаков стал министром индустрии и торговли (вместо Владимира Школьника). Министром образования и науки был назначен экс-посол Казахстана в России 48-летний Жансеит Туймебаев, сменивший Бырганым Айтимову. МИД возглавил 46-летний Марат Тажин, работавший секретарем Совета безопасности. Прежний министр Касымжомарт Токаев сменил Нуртая Абыкаева на посту спикера Сената. Еще одним "новичком" стал 58-летний экс-аким ВКО Виктор Храпунов – до него кресло министра занимал Шалбай Кулмаханов.
Все остальные министры остались на своих местах: 46-летний Бауржан Мухамеджанов – министр внутренних дел (в должности с октября 2005-го), 56-летний Ахметжан Есимов – министр сельского хозяйства (с января 2006), 48-летняя Загипа Балиева (с апреля 2005), 55-летний Анатолий Дерновой – министр здравоохранения (с сентября 2006), 56-летняя Гульжана Карагусова – министр труда и социальной защиты населения (с ноября 2001), 48-летний Серик Ахметов – министр транспорта и коммуникаций (с сентября 2006), 48-летняя Наталья Коржова – министр финансов (с января 2006), 43-летний Нурлан Искаков – министр охраны окружающей среды (с марта 2006), 50-летний Ермухамет Ертысбаев – министр культуры и информации (с марта 2006), 57-летний Темирхан Досмуханбетов – министр туризма и спорта (с марта 2006), 58-летний Бактыкожа Измухамбетов (с января 2006 года).
Несмотря на то, что здесь приведены только последние должности, в правительстве собрались ветераны казахстанской политики. В те годы, когда нынешний премьер еще учился в институте, те же Есимов и Мусин, к примеру, уже были секретарями обкомов, Ахметов – мэром Экибастуза, Токаев – вице-министром иностранных дел, Тажин уже стал доктором социологических наук, а Ертысбаев – депутатом Верховного Совета. Между прочим, новый кабинет – это первое правительство за последние 13 лет, в которое не вошел 57-летний Владимир Школьник (с его уходом "старейшиной" исполнительной власти становится 59-летний Бакыт Оспанов, с лета 1993 года руководящий земельным ведомством).
Примечательно, что новый премьер Карим Масимов, хотя и имеет уже солидный аппаратный багаж, является самым молодым членом своего правительства. Моложе его только новый шеф правительственного аппарата – 35-летний Ербол Орынбаев, но и он уже является ветераном, в 25 лет став заместителем акима Южно-Казахстанской области.
"Молодость" премьера является явлением не только биологическим, но и политическим. Впервые за достаточно долгий период времени кресло главы правительства получил представитель новой генерации казахстанских политиков и бизнесменов. Даже Акежан Кажегельдин, с которым Масимова в какой-то степени можно было бы сравнить, стал премьером, имея за спиной опыт "партийно-советской и хозяйственной работы". Президент уже апробировал в премьерском кресле представителей разных отраслей, регионов, возрастных групп, и теперь его занял человек с опытом руководителя двух крупнейших частных банков страны.
Как известно, отечественная финансовая буржуазия неоднократно искала наиболее оптимальный способ представления своих интересов в высших органах власти, тем более что первые опыты были далеко не самыми удачными. Теперь эта проблема, похоже, решена. Государству потребовался их специфический опыт, а бизнес – получил чиновника, с которым сможет говорить на одном языке.
Кресло номер два
Смена председателя верхней палаты парламента, состоявшаяся одновременно с назначением нового правительства, прошла чересчур буднично. Как известно, Нуртай Абыкаев был назначен/избран на эту должность весной 2004 года в качестве дополнительного инструмента обеспечения политической стабильности на период электорального цикла 2004–2005 годов. Будучи политиком, коего традиционно относили к "серым кардиналам" отечественной политики, Абыкаев занял такую позицию, которая позволяла лично не вмешиваясь в предвыборные баталии, четко символизировать всем остальным игрокам устойчивость генеральной линии в предвыборный и поствыборный периоды.
Собственно говоря, "вес" спикерского кресла, как и многие другие должности в Казахстане, зависит не от формального протокольного старшинства, а от личности, которая его занимает. По Конституции, как нынешней, так и бывшей, должности премьера, госсекретаря, спикеров палат парламента относятся к ключевым. Однако лица, занимавшие эти кресла в разные годы и в разных обстоятельствах, редко стремились получить максимум; наиболее простым способом было приспособить должность к своим способностям и уровню.
53-летний Касымжомарт Токаев проработал в казахстанском внешнеполитическом ведомстве полтора десятка лет – заместителем, первым заместителем министра, министром, министром – вице-премьером, министром – госсекретарем, вновь просто министром. С октября 1999 по январь 2002-го был премьер-министром. Многие ждали его избрания на пост спикера еще в ноябре 2005 года, но в тот момент это было бы ненужной рокировкой. Смена Абыкаева в самый канун президентских выборов могла быть воспринята как "назначение преемника", а самого Токаева некем было бы заменить в МИДе – в тех же условиях предвыборной борьбы. (Его нынешний сменщик – Марат Тажин – этими выборными процессами как раз и руководил).
Уход Токаева на спикерское кресло именно сейчас вполне объясним. С одной стороны, он получает один из высших постов в стране, что в какой-то степени является благодарностью за долгую службу, а с другой – дает возможность привнести во внешнюю политику страны новые подходы, поскольку МИД под руководством Токаева, похоже, выполнил и перевыполнил все свои программы и задачи, и явно нуждался в некотором новом видении своих перспектив.
Главный избиратель
В рамках все той же крупномасштабной ротации сменилось и руководство Центральной избирательной комиссии. Ее прежний руководитель 58-летний Оналсын Жумабеков стал заместителем главы президентской администрации, а новым председателем комиссии стал 57-летний Куандык Турганкулов, проработавший в ЦИК более 10 лет. Зампредом ЦИК стал 56-летний Владимир Фоос, секретарем – 47-летний Бахыт Мельдешов, а членом – 59-летний доктор юридических наук Марат Сарсембаев.
Жумабеков, занимавший такие должности, как прокурор Алматинской области, первый заместитель генпрокурора и министр юстиции, был назначен главой Центризбиркома в апреле 2005 года. Его предшественница Загипа Балиева, хотя и вполне успешно провела выборные кампании 2003 и 2004 годов, тем не менее, оказалась под сильным шквалом критики за их ход, и поэтому нуждалась в замене. Жумабеков, выбранный в качестве организатора Самых Главных Выборов благодаря своему большому юридическому опыту и незапятнанной репутации, получил опыт на экспериментальных выборах акимов и промежуточных выборах в Сенат, а затем блестяще провел президентский марафон. Теперь он будет курировать всю государственно-правовую работу в Администрации президента, в том числе и давно анонсированную политическую реформу.
Турганкулов, инженер-экономист по образованию, пришел на должность зампреда ЦИК в январе 2006 года. Несмотря на то, что он все время оставался в тени своих непосредственных руководителей, он является одним из лучших специалистов по выборным процессам. Только за время его работы в комиссии в стране состоялось более десятка предвыборных кампаний – президентских, парламентских, региональных. В перспективе ожидаются выборы акимов и депутатов маслихатов (2007), половины депутатов Сената (2008), депутатов Мажилиса (2009), второй половины сенаторов (2011), президента (2012). Так что возможностей показать свой опыт теперь уже на посту председателя Центризбиркома у Турганкулова будет достаточно.
Государевы люди
В корпусе акимов впервые за долгий период произошло пополнение. Акимом Кызылординской области стал 46-летний доктор юридических наук Мухтар Кул-Мухаммед. В начале 1990-х им была создана издательская корпорация "Атамура". В 1999 году он стал сенатором, через два года – министром культуры, информации и общественного согласия. После упразднения министерства Кул-Мухаммед стал советником, затем пресс-секретарем главы государства. Последний год совмещал этот пост с должностью заместителя руководителя Администрации президента. Как и его предшественник на посту акима области Икрам Адырбеков, Кул-Мухаммед не имеет опыта работы в регионах, однако является вполне состоявшимся политиком и администратором. Его политический и аппаратный опыт давно уже требовал дальнейшего кадрового роста, однако чиновник, не имеющий опыта работы в органах регионального управления, не сможет полноценно работать на более высоких ступенях власти. У Мухтара Кул-Мухаммеда возможность получить этот ценный опыт теперь есть.
В отличие от него новый аким Восточно-Казахстанской области – не просто ветеран, а очень заслуженный ветеран. 58-летний Жаныбек Карибжанов, встретивший 1990-е годы в кресле заведующего аграрным отделом ЦК Компартии Казахстана, успел поруководить двумя областями, дважды был министром сельского хозяйства, возглавлял Госкомимущество и трижды назначался вице-премьером. Летом 1999 года его карьера получила удар от сельскохозяйственных вредителей и привела его сначала на пост советника президента, а затем – посла в КНР. Вместе с тем Карибжанов – достаточно крепкий хозяйственник и политик, и маловероятно, что пятилетняя работа вне страны способна помешать ему быстро войти в курс дела.
Изменения произошли и в Администрации президента, у руководителя которой Адильбека Джаксыбекова появилось сразу три новых заместителя – 58-летний Оналсын Жумабеков (по государственно-правовым вопросам), 57-летний Владимир Школьник (по экономике) и 34-летний Дархан Калетаев (по региональной политике). Жумабеков сменил на этой должности Берика Имашева, ставшего секретарем Совета безопасности, Школьник – Ербола Орынбаева, ушедшего в правительство. Калетаев же занял должность, которая была вакантной целый год после назначения Нурлана Нигматулина акимом Карагандинской области. С начала 2006 года должность четвертого замруководителя была передана пресс-секретарю президента Кул-Мухаммеду, а регионы курировали остальные замы. Калетаев летом 2003-го стал заведующим отделом внутренней политики, затем – социально-политическим отделом, а весной 2006 года – заведующим отделом государственного контроля и организационной работы Администрации президента. Излишне напоминать, что все эти подразделения относятся к ключевым, которые "генетически" произошли от идеологического отдела и отдела организационно-партийной работы ЦК КПК. Вместе с тем за годы независимости вес этих подразделений снизился, поскольку политические функции все больше стали переходить к неформальным институтам управления. Стоит лишь отметить, что за последние годы начала потихоньку восстанавливаться практика ротаций между орготделом администрации и местными акиматами, призванная укрепить взаимодействие центра с регионами, а также позволить местным чиновникам набирать опыт в святая святых президентской власти.
Что касается нового секретаря Совета безопасности 46-летнего Берика Имашева, то этому относительно молодому, но опытному управленцу предстоит установить неусыпный контроль над работой силовых структур. Если Марат Тажин, дважды занимавший это кресло, традиционно занимался вопросами стратегии и анализа, то его преемнику нужно будет переключиться на те вопросы, с которыми он когда-то сталкивался, работая в прокуратуре и налоговой полиции. Об уровне коррупции в силовых ведомствах говорит хотя бы то обстоятельство, что информация об арестах очередных "оборотней в погонах" полностью вытеснила из криминальной хроники сведения о раскрытии "обычных" криминальных преступлений.
Второй эшелон
Значительные кадровые изменения произошли и на остальных уровнях государственного управления.
Карим Масимов оперативно произвел перестановки в правительственном аппарате. Татьяна Ворошилова стала заместителем руководителя Канцелярии премьер-министра, Айнагуль Шакирова – пресс-секретарем, Александр Конопляный – заведующим секретариатом, Марат Бекетаев, Азамат Ибраев, Нуржамал Машкан, Мухамед Избастин, Дмитрий Глухих, Ерлан Сагадиев – советниками, Жаннат Ертлесова и Нурлан Оразалин – внештатными советниками, Талант Муратбаев – помощником премьер-министра, Ринат Шамсутдинов – заведующим отделом обороны и правопорядка Канцелярии премьер-министра.
Произвел ротации в аппарате верхней палаты парламента и Касымжомарт Токаев. Руководитель аппарата Сената Магзам Касымов и его заместитель Андрей Котлов, назначенные при Абыкаеве, сохранили свои посты. Еще одним замом стал 30-летний Мурат Нуртлеуов, возглавлявший секретариат министра иностранных дел. Галина Мусенова, возглавлявшая департаменты Минэкономики и Банка развития, стала заведовать информационно-аналитическим отделом. Пресс-службу возглавил 41-летний Махат Садыков, в 2000–2005 годах руководивший Телерадиокомплексом президента.
47-летний Нурлан Ермекбаев стал заместителем министра иностранных дел. В 1990-х он работал в торгпредстве РК в КНР, Казахском торговом доме в Австрии, АТФБ и НСБК, посольстве РК в КНР, был Временным Поверенным в делах РК в Сингапуре. С апреля 2004-го руководил Центром внешней политики Администрации президента. Несмотря на то, что пришел в МИД вслед за Маратом Тажиным, предполагается, что его выдвинул на эту роль новый премьер, с которым у них часто пересекались жизненные пути.
Еще один новый руководящий работник МИДа – 41-летний Биржан Канешев, в прошлом – вице-министр транспорта и коммуникаций, заведующий секретариатом Совбеза, заведующий отделом внутренней политики Администрации президента. С 2003 по 2004 год Канешев руководил Агентством по связи и информатизации, а после отставки он учился в Массачусетском технологическом институте. Теперь он возглавит Комитет международной информации МИДа, созданный в прошлом году, в разгар борьбы внешнеполитического ведомства с зарубежными "юмористами".
Окончательно сменился руководящий состав Минздрава – в течение нескольких месяцев его полностью покинула команда Ерболата Досаева. Еще в ноябре вице-министром был назначен доктор медицинских наук 58-летний Кадыр Омаров, возглавлявший ряд алматинских больниц. В январе еще одним вице-министром стала 31-летняя Асель Нусупова, занимавшая до этого пост руководителя сводного аналитического отдела правительственного аппарата.
На вакантный пост вице-министра индустрии и торговли был назначен 26летний Куандык Бишимбаев, получивший по программе "Болашаю" магистерскую степень Университета Дж. Вашингтона. Ранее он работал в институтах развития, а также был советником вице-премьера Карима Масимова.
Полная смена вице-министров произошла в Минфине. Еще осенью пост заместителя Натальи Коржовой оставил Аскар Елемесов, ушедший в Народный банк, а Алихан Смаилов возглавил холдинг "КазАгро". На их места были назначены 35-летний председатель Агентства по статистике Бахыт Султанов и 27-летний советник вице-премьера Даулет Ергожин.
36-летний Алмасадам Саткалиев стал вице-министром энергетики и минеральных ресурсов. В течение ряда лет он занимал пост финдиректора и вице-президента АО "KEGOC", а затем в мае 2006 года стал куратором "родной" компании от холдинга "Самрук".
44-летний Нурай Уразов стал председателем Комитета информации и архивов Министерства культуры и информации. Он имеет опыт работы в МКИОСе, Администрации президента и фонде KazEnergy.
Созданный накануне Нового года холдинг "КазАгро" возглавил 34-летний Алихан Смаилов, имеющий опыт работы председателем Агентства по статистике, вице-министром иностранных дел, председателем правления Государственной страховой корпорации, вице-министром финансов. Его заместителями стали 33летний Канат Досмукаметов (экс-зампред АФН) и 47-летний Ербол Жаманбаев (возглавлявший в свое время Алембанк). На пост управляющего директора холдинга перешла также Лилия Мусина, бывший сенатор и вице-министр сельского хозяйства. Как известно, в ведение нового холдинга должны перейти такие компании, как "Продовольственная контрактная корпорация", "Аграрная кредитная корпорация", "Казагрофинанс", "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства", "Мал онимдери корпорациясы", "Фонд гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам" и "Казагромаркетинг".
Еще одной новой национальной компанией стала "Социально-предпринимательская корпорация (СПК) "Сарыарка", которую возглавил 46-летний Альберт Рау, бывший аким Лисаковска и заместитель акима Костанайской области. СПК – это ноу-хау нового премьера, который анонсировал их создание еще до своего назначения. Предполагается, что в эти компании (по одной на каждые две области) будут переданы объекты недвижимости; земельные ресурсы, недра и инфраструктурные объекты, а СПК станут "институтами развития региональной экономики". Можно будет предположить, что подобно тому, как нацкомпании "вытянули" полномочия из соответствующими~ министерств, так и СПК будут расти за счет областных акиматов.
АО "Фонд развития малого предпринимательства", входящий с прошлого года в состав фонда "Казына", возглавил 45-летний Госман Амрин, в свое время ставший первым штатским замминистра обороны. Последние годы он возглавил "Центр инжиниринга и трансферта технологий" и "Национальный инновационный фонд", а в перерыве между ними был первым вице-министром индустрии и торговли у тогдашнего министра Адильбека Джаксыбекова. С лета прошлого года Амрин был советником главы фонда "Казына".
Вместо Лилии Мусиной вице-министром сельского хозяйства стал 45-летний доктор сельскохозяйственных наук Ахилбек Куришбаев, уже занимавший этот пост в 2002-2005 годах. А Альберта Рау в Костанайском акимате заменил 42-летний Гани Сагиев, работавший заместителем акима Акмолинской области, председателем правления СП "Васильковское золото" и государственным инспектором Администрации президента.
В целом же, характеризуя кадровую политику последних лет, нельзя не отметить ряд обстоятельств. Во-первых, институты, созданные при исполнительной власти для решения отдельных, хотя и достаточно важных финансово-экономических проблем, все больше становятся самостоятельными центрами принятия решений и источником кадрового наполнения ключевых министерств и ведомств (а также и региональных структур). Во-вторых, новое и молодое поколение казахстанских управленцев слишком быстро занимает позиции тех поколений, которые сегодня составляют высший и средний слой госслужбы, оттесняя 40-50-летних "стариков" на обочину. Казахстан уже проходил через этап ускоренного омоложения исполнительной власти, однако и тогда пришлось восстанавливать определенный паритет. Сегодня же речь идет не о разовой акции, а о планомерной политике, в которой есть определенная логика: новые политико-экономические реалии требуют новых людей, адекватных данным реалиям. Другое дело, что нынешние реалии еще достаточно далеки от идеала. |