Вероника Лим, "Central Asia Monitor", 2 ноября
Назначение ответственных секретарей в центральных исполнительных органах - министерствах и республиканских агентствах - стало первым осязаемым шагом в проводимой административной реформе. Как следует из произведенных назначений, эта неприкасаемая должность досталась тем, кого большинство действующих министров и председателей агентств могут назвать "своими людьми". Спрашивается - зачем?
Правила игры
Один из этапов адмреформы, начатой еще бывшим вице-премьером Асланом Мусиным и его командой, реализован. На этой неделе почти во всех агентствах и министерствах, за исключением трех силовых ведомств, а также нового Агентства по защите конкуренции, были назначены ответсекретари. Причем, ими стали либо заместители министров, либо люди, имеющие непосредственное отношение к ведомству. Это вызывает вопросы: придут ли на смену бывшим вице-новые заместители или назначение ответсеков попутно решает и другую задачу - оптимизацию штата министерств? Выбор в пользу замов кажется логичным, поскольку министрам и ответсекам не потребуется времени для притирки, налаживания взаимопонимания, что должно свести к минимуму производственные и личностные конфликты.
Изначально разработкой адмреформы занималось непосредственно Министерство экономики и бюджетного планирования, во главе которого стоял бывший вице-премьер Аслан Мусин, руководителем рабочей группы являлся его заместитель - Виктор Супрун. Теперь, судя по всему, реализация реформы возлагается на нового вице-премьера Ербола Орынбаева. Представляя нового заместителя членам правительства, премьер-министр сообщил, что Умирзак Шукеев будет отвечать за развитие и оперативное управление, а Ербол Орынбаев - за продолжение административной реформы.
О появлении новой штатной единицы в центральных исполнительных органах - ответсекретаря - было известно давно. С названием должности разработчики определились не сразу - сначала статс-секретарь, потом генеральный директор, и, наконец, ответственный секретарь. По задумке должность ответсекретаря будет в министерстве высшей административной, не сменяемой при смене правительства. Если с приходом нового куратора адмреформы она не претерпит изменений, то в ближайшем будущем структура министерства будет выглядеть следующим образом: министр - совет директоров - служба внутреннего контроля - группа советников - служба обеспечения деятельности министра - ответственный секретарь. При этом ответсекретарь, как и министр, назначается непосредственно президентом страны.
Указ о статусе и полномочиях ответственного секретаря в июле этого года был подписан президентом страны.
Несмотря на свой особый статус, ответсекретарь будет подотчетен сразу нескольким вышестоящим персонам - непосредственно президенту, премьер-министру и министру. Зона ответственности ответсекретаря достаточно широка - в его ведении обеспечение реализации политики госоргана, организация информационно-аналитического, организационно-правового, материально-технического и финансового обеспечения деятельности ведомства. Ответственный секретарь осуществляет общее руководство деятельностью дисциплинарной, аттестационной и конкурсной комиссий министерства (агентства), контролирует соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины, работу кадровой службы и документооборот. Кадровые вопросы в ведомстве также в руках у ответсекретаря: после согласования с министром он вправе назначать на должности и освобождать руководителей департаментов и управлений, руководителей и заместителей руководителей территориальных подразделений.
Наличие таких категорий госслужащих, как политические и административные, - не является казахстанским изобретением. Подобная схема практикуется в системе госуправления других стран. Возможным минусом нововведения эксперты называют нетерпимость к двоевластию отечественных руководителей и соответственно - возникновение конкуренции между министром и ответсекретарем.
"Свои люди"
Вместе с главным редактором энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияром Ашимбаевым, мы попытались определить, что же за люди отныне будут составлять особую касту власти. Итак…
Ответсекретарем Министерства иностранных дел назначен Рапиль Жошыбаев, бывший вице-министр МИДа, что вполне логично. Жошыбаев оказался в должности ответсека на своем месте - доктор экономических наук, владеющий тремя языками, имеющий дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника II класса, - как раз то, что нужно. Впервые "засветившись" в системе госслужбы Казахстана в 1993 году (до этого, если следовать данным биографии, Рапиль Жошыбаев копил трудовой опыт сначала в соседнем Кыргызстане, а потом в России), он сделал неплохую карьеру на дипломатическом поприще. И только раз изменил выбранному призванию, да и то его должность была весьма созвучна избранной стезе - с июля 2003 г. по апрель 2004 г. он пребывал в должности завотделом по межконфессиональным отношениям администрации президента. В остальное время занимал разные должности в можно сказать выпестовавшем из него сегодняшего ответсека МИДе.
У еще одного нового назначенца - Тобылбека Омарова, ставшего ответсеком Министерства сельского хозяйства, тоже не менее впечатляющая биография. Инженер-технолог по образованию, во властных структурах он появился только в конце 1999 года, став замакимом Кустанайской области. До этого он занимался бизнесом, сначала возглавлял АО "Тобольский элеватор", потом был директором представительства ЗАО "Продкорпорация" по Кустанайской области. Но попробовав вкус к госслужбе, в бизнес уже не вернулся. После должности замакима он занял другой, не менее ответственный пост - директора Департамента сельского хозяйства все той же области, а в последствии - руководителя аппарата Минсельхоза.
А вот ответсек Министерства юстиции Аскар Кенжеханов пока что для нас "темная лошадка". Известно только, что он достаточно давно трудится в минюсте в должности руководителя аппарата этого ведомства. Еще меньше информации об Акмарал Асатовой, занявшей аналогичный пост в Министерстве здравоохранения. Известно только, что последнее место ее работы - директор Департамента здравоохранения ВКО.
В Министерство образования и науки пришел химик Серик Пралиев. Он - один из немногих своих "новых" коллег", кто получил ответсека совсем не номенклатурно, просто исполняя обязанности вице-министра ведомства. Впервые порог Министерства образования он переступил еще в 1985 году, и в течение последующих десяти лет исправно трудился на этой ниве. 1995 год стал переломным в его идущей по накатанным рельсам карьере. Пралиев получает новое назначение, принимая бразды правления заведующего сектором протокольной службы отдела внешних связей аппарата Кабмина, в последствии меняя ее на другую должность - зампреда государственного комитета по сотрудничеству со странами СНГ. В 1997 году он вновь возвращается в родное министерство. С 1999 по 2003 года Пралиев возглавляет ЖенПИ, с 2003 года - он президент Международного казахско-турецкого университета им. Яссауи.
Гульшара Абдыкаликова, как и многие ответсеки, сменила пост вице-министра Министерства труда и соцзащиты населения на новую должность. Ее, как и большинство ответственных секретарей, можно назвать человеком своего дела. В системе, которую она теперь будет курировать наряду с министром, она с 1987 года. Начинала со старшего специалиста Кызыл-Ординского областного управления соцзащиты, в свое время даже была консультантом комитета Верховного совета по социальной защите населения.
Должность в Министерстве индустрии и торговли получил Вячеслав Советский, еще совсем недавно работавший государственным инспектором администрации президента. Иная информация о жизнедеятельности этого куратора пока не доступна.
Зато хорошо известен Абельгази Кусаинов - старое лицо в новой должности, оставшееся служить в Министерстве транспорта и коммуникаций. Кстати, в должности вице-министра этого ведомства Кусаинов побывал дважды. Имеет образование инженера-механика и политолога, что, скорее всего, и позволило ему сделать карьеру более гибкой, не зацикленной на каком-то одном направлении - один из Карагандинских райкомов, областной комитет по ценовой и антимонопольной политике, депутат сената, зампред сената, в 1999 году пришел в Минтранском, сразу же заняв пост вице-министра. Чуть позднее возглавил комитет автомобильных дорог этого ведомства, но через год переметнулся в Министерство экономики и торговли. Были в карьере нынешнего ответсека и явные отступления - председательство в совете директоров ЗАО "Казмортрансфлот", членство в совете директоров ЗАО "НК Казахстан темир жолы" и АО "Казцинк". Но судьба его вновь привела в Минтранском, и как видно, не зря.
В Министерстве финансов тоже знакомое лицо - Ануарбек Султангазин - бывший председатель комитета финконтроля и госзакупок этой госструктуры. Самые крупные его назначения в прошлом - замакима Карагандинской области, директор департамента подготовки и переподготовки кадров финансовой системы и работы с персоналом Минфина, директор департамента работы с кадрами Агентства по госслужбе, зампред антимонопольного ведомства.
Рустем Хамзин занял пост ответсека в Министерстве охраны окружающей среды, уйдя с должности первого зама завотделом социально-экономического анализа администрации президента. До 1997 года он работал преимущественно в среде финансового консалтинга, потом ушел во власть - работал в канцелярии премьер-министра, в Минтруда и соцзащиты, руководил аппартатом Министерства экономики и бюджетного планирования. Правда, в 2002 году, брал небольшую передышку - был первым замдиректора астанинского филиала "Банка Каспийский".
Ержан Бабакумаров и вовсе в представлениях не нуждается. Он - один из самых известных ответсеков. Как и следовало ожидать, он занял этот пост в Министерстве культуры и информации, так как до недавнего времени был вице-министром этого ведомства.
В Министерстве туризма и спорта - тоже бывший вице-министр Хобланды Мусин - экономист, кандидат географических наук, в прошлом - вице-президент нацкомпании "Интурист- Казахстан", ГАК "Яссауи", вице-президент ЗАО "Эйр Казахстан", первый вице-президент "Международный аэропорт Алматы", зампред Комитета гражданской авиации.
Дина Шаженова - бывший председатель комитета казначейства Минфина, пришла в Министерство экономики и бюджетного планирования. В Минфине она работала в разных должностях с 1994 по 2002 гг. С 2003 г. - в Минэкономики, потом опять короткая перебежка между двумя ведомствами, и пост ответсекретаря.
Хорошо известный вице-министр индустрии и торговли Аскар Баталов также продолжил работать в министерстве. Известен, как бывший вице-президент фирмы "Раимбек", президент ЗАО "Казинвест".
Агентство по информатизации и связи назначен курировать Батыр Маханбетажиев, до недавнего времени являвшийся президентом АО "Национальные информационные технологии", а Агентство по управлению земельными ресурсами - Абай Икранбеков, о котором известно только то, что он пришел в ведомство с должности главного инспектора канцелярии премьер-министра.
Юрий Шокаманов, как и следовало ожидать, остался в Агентство по статистике, где он был зампредом. В свое время он работал в аппарате президента и кабмина. В сфере государственной статистики Шокоманов с 1992 года.
В Агентство по регулированию естественных монополий пришел Александр Конопляный, заведовавший доселе секретариатом премьер-министра. А Ергазы Нургалиев - известный, как спецпредставитель президента на космодроме "Байконур", а в последние годы работавший в НК "Казакстан гарыш сапары" (бывший "Казкосмос") стал ответсеком Национального космического агентства.
А комиссары-то адекватны
Д.Ашимбаев отмечает, что в большинстве случаев кандидатуры ответсеков предложены самими министрами.
- То есть большинство руководителей предложили варианты, которые были наиболее оптимальны для них. В 12 случаях ответсекретарями стали выходцы из тех же министерств - знающие и процедуру, и организацию работы министерства, что неплохо в условиях корректировки экономического курса.
Остальные ответсеки - это выходцы из канцелярии премьер-министра и администрации президента. Причем, достаточно квалифицированные и опытные. В целом, подобранные кандидатуры на данный момент позволяют избежать возможного перетягивания одеяла между министрами и ответсекретарями. Министры, за очень редким исключением, получили себе "комиссарами" людей, имеющих опыт работы с ними и в данной отрасли. Для данного этапа назначения вполне адекватные. |