Пятничное совещание президента с руководством правоохранительных органов стало началом беспрецедентной кампании по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Ситуация, сложившая к концу 2001 года ясно показала, что республику практически поглотила волна преступности, от мелкого хулиганства до создания мощных мафиозно-политических структур, диктующих свою волю правительству.
Экономические реформы 90-х годов привели к появлению в Казахстане среднего и высшего класса. "Привели", конечно, понятие условное: во-первых, до 1991 года все были "равны", а во-вторых, до того же года существовало очень четкое деление на партхозноменклатуру, ИТР и собственно народ (пролетарии, аграрии и т.д.).
Приватизация, передел бывшей государственной собственности и контроль над тем, что у государства осталось - вот основные факторы развития элиты, общие для всего постсоветского пространства (за исключением тех стран, где ведущей силы постсоветской модернизации стали полевые командиры и ваххабитские проповедники).
К концу 90-х годов в Казахстане сложилась сложная система государственно-олигархического капитализма. Основные промышленные предприятия преимущественно металлургического и нефтегазового комплекса перешли под контроль зарубежных инвесторов, которые сохранили их на плану и дали возможность динамичного развития ("Казцинк", "Казхром", "Тенгизшевройл", "Казахмыс"). Промышленно-инвестиционный капитал представлен группой А. Машкевича и П. Шодиева (хромовая, алюминиевая промышленность, ряд СМИ), "корейской группой" ("Самсунг" - "Казахмыс"), группой "Гленкора" ("Казцинк"), холдингом Р. Сарсенова ("Мангистаумунайгаз", ПНПЗ).
Естественные монополии формально сохранились в государственной собственности в составе национальных компаний ("КЕГОК", "Эйр Казахстан", "Казахойл", "Казтрансойл"). Формально - потому, что менеджмент этих компаний государством назначался, но не контролировался. Значительная часть нацкомпаний оказалась в руках "Казкоммерцбанка" - электроэнергетика, авиаперевозки, телекоммуникации, железнодорожный транспорт. Параллельно с этими процессами шла еще "приватизация" правительства. Тот же "Казкоммерцбанк" фактически держал в своих руках всю экономическую политику через присутствие в органах власти У. Джандосова, Г. Марченко, С. Мынбаева, З. Какимжанова, Ж. Ертлесовой, А. Байменова, Б. Имашева.
К менее значительными группам можно отнести ФПГ (финансово-политические группировки) Т. Кулибаева, Р. Алиева, Н. Балгимбаева, М. Аблязова. Группы контролировали нацкомпании, банки, предприятия малого и среднего бизнеса, средства массовой информации; имели своих лоббистов в правительстве, парламенте и силовых структурах. Баланс достигался лишь за счет жесткой внутренней конкуренции и сосредоточением интересов преимущественно в бизнесе. Ситуацию нарушил 2001 год: на фоне развернувшейся ожесточенной войны компроматов, вызванной намеченным переделом собственности и сфер влияния, казахстанский бизнес ринулся в политику. Вполне очевидно, что в условиях, когда крупнейшие ФПГ контролировали значительную часть национальной экономики, вопрос о политической власти должен был всплыть на поверхность.
ФПГ не устраивала сильная президентская власть, ограничивающая и сама по себе, и посредством разветвленной сети спецслужбы и правоохранительных органов, сужающая до минимума перспективу дальнейшей экспансии. Кроме того, банки желали приватизировать национальные компании и провести переприватизацию нефтяной и металлургической промышленности. Как известно, в середине 90-х занимающийся преимущественно торгово-посреднической деятельностью "национальный бизнес" - "Бутя", "Астана-Холдинг", "Акцепт" - по своему уровню не имел возможности принять участие в крупных инвестиционных проектах. Время было упущено (причем, не по вине правительства); зато отсюда и пошли требования "пересмотра инвестиционных соглашений", "изгнания нечистоплотных иностранцев", "распродаже Родины".
Недовольство ФПГ существующим конституционно-политическим строем было поддержано и частью политической элиты, также желавшей перетянуть одеяло на себя. Ряд амбициозных региональных политиков откровенно популистского толка (Тасмагамбетов, Жакиянов) объявили о необходимости реформ - выборности акимов, сокращения полномочий президента и "децентрализации власти". Данный тезис следует расшифровать: Казахстан является президентской республикой с сильным уровнем централизации власти, что позволяет проводить единую экономическую, социальную, национальную политику в условиях существенной разницы между разными группами регионов по национальному признаку, структуре экономики, уровню доходов, а также контролировать негативные явления, вроде сепаратизма, клановости и т.д. Основным центром власти является всенародно избираемый президент, выступающий в роли верховного арбитра при решении внутрисистемных противоречий. Естественно, что малейшее перераспределение функций привело бы к сбоям в функционировании всей государственной машины. Здравая идея о повышении роли гражданского контроля над властью (заявленная к тому же в правительственной программе реформ и поэтапно реализуемая) стала, к сожалению, популистским лозунгов в устах тех, то понимает "гражданский контроль" исключительно в форме собственного присутствия внутри власти.
Казахстан, в отличие от своих соседей спокойно пережил все тяготы постсоветской модернизации, однако вышеназванные тенденции вкупе с социально-экономическими проблемами (жертвой которых в основном стал простой народ) дали существенный негативный потенциал, который и выплеснулся наружу в конце прошлого года.
К концу лета 2001 года сложилась ситуация, когда в результате ужесточения борьбы с коррупцией и нежелания правительства идти на приватизацию нацкомпаний недовольство финансово-торговых и региональных элит действующим режимом достигло критической отметки. В ноябре группировки "Казкоммерцбанка", экс-министра Аблязова и руководителя Павлодарской области Жакиянова создали "политическое" движение "ДВК". Объединение именно этих трех групп в качестве "авангарда" мелкой буржуазии республики было обусловлено рядом причин: "Казкоммерцбанк" в условиях ухудшающегося финансового положения остро нуждался в перспективах дальнейшей экспансии. Что касается Аблязова, то после увольнения своего лидера с поста министра энергетики, его группа потеряла контроль над крупными финансово-товарными потоками, и подпала под антикоррупционные расследования вокруг деятельности Аблязова в "КЕГОКе" и в Министерстве энергетики. Жакиянов представляет наиболее бедный и депрессивный регион Казахстана - Семипалатинскую область. Его долгое пребывание у власти - в Семипалатинске, в правительстве и в Павлодаре - было обусловлено лишь тем, что Жакиянов оказал правящим кругам ряд услуг (вроде предательства своего бывшего покровителя Кажегельдина), но категорически не соответствовал уровню крупного руководителя по своим деловым и моральным качествам. Иными словами, его ждала отставка - представление об этом премьер Токаев (как и Кажегельдин в свое время) уже направил на имя президента. Итак - экспансия, угроза ареста и забвения, а также угроза отставки стали теми самыми причинами, по которым в ноябре "вспыхнуло пламя мелкобуржуазной революции".
Первоначально ДВК не смогло предложить хоть какой-то политической платформы кроме лозунга о выборности акимов (хотя бы в одной, отдельно взятой Павлодарской области). Однако, по требованию премьера министры, вступившие в ДВК, были уволены - за нарушение этических норм и отчасти за плохую работу. С учетом появившейся у них массы свободного времени, ДВК быстро разработала себе политическую программу путем синтеза правительственных наработок с идеями "традиционной оппозиции". Для оказания давления на государственную власть с целью вынудить ее пойти на компромисс на условиях новой оппозиции (восстановление на работе экс-министров, отставка премьера-"консерватора", передел собственности, перераспределение власти от президента) ДВК фактически объединилась с радикальной антипрезидентской оппозицией (включая Компартию), перенеся борьбу на митинги и газетные полосы, что, по их мнению, должно было стать основой для торговли.
Однако, ситуация коренным образом изменилась: политический шантаж и угроза дезинтеграции государства вынудили президента пойти на коренную перестройку политической системы в рамках действующей конституции и правовых норм.
С поста секретаря Совета безопасности был уволен Алтынбек Сарсенбаев, один из идейных вдохновителей "новых демократов", пытавшийся использовать их в своих личных целях. В спецслужбах в ноябре-феврале была проведена кадровая чистка в целях их деполитизации и приведения в соответствие с общегосударственными задачами. Для реализации нового курса в президентскую команду на пост руководителя администрации президента был возвращен Нуртай Абыкаев, опытный и осторожный политик, лично преданный главе государства. После самоотставки не выдержавшего грязной игры ДВКовцев Токаева с целью консолидации элиты на пост премьер-министра был назначен амбициозный представитель Западного Казахстана Имангали Тасмагамбетов, основной задачей которого должна стать демонстрация бурной деятельности очередного "правительства реформ". Ключевые посты в новом кабинете заняли Александр Павлов, Бауржан Мухамеджанов, Каирбек Сулейменов, Касымжомарт Токаев, не примыкающие ни к каким политическим и экономическим группировкам и составляющим "гордость" президентской гвардии.
Назарбаев определил одним из стратегических направлений в деятельности правоохранительных органов - "формирование правильной кадровой политики", а также обратил внимание руководства этих органов на проблему чистоплотности сотрудников: "Потерявшие честь и совесть офицеры правоохранительной системы должны квалифицироваться как предатели - предатели вверенного им дела, интересов своего государства, своих товарищей. И это клеймо не должно оставлять им надежды на работу в системе впредь". Этими вопросами теперь предстоит заниматься администрации президента - во вторник глава государства подписал указ о создании Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики. Комиссию возглавил советник президента 62-летний генерал-полковник Сат Токпакбаев, один из давнишних и ближайших соратников Назарбаева; в последние годы Токпакбаев был председателем КНБ, начальником Службы охраны президента, командующим Республиканской гвардией, министром обороны. Фактически комиссии предстоит заняться координацией предстоящей в ближайшее время реформе правоохранительных органов, а также руководством антикоррупционной кампанией. В правительстве аналогичную деятельность будет вести Совет по правовой политике во главе с Бауржаном Мухамеджановым.
Очередной "новый курс" призван принципиально изменить сложившуюся практику взаимоотношений между государством и обществом с одной стороны, и олигархами и организованной преступностью - с другой.
К настоящему моменту назван ряд фамилий, находящихся под антикоррупционным расследованием: министр транспорта и коммуникаций А. Мырзахметов, генеральный директор РГП "Казахстан темир жолы" Б. Баймуханов, бывший министр энергетики, индустрии и торговли М. Аблязов, бывшие руководители Госматрезерва С. Аязбаев, Т. Иманбаев, К. Аяганов, акимы Восточно-Казахстанской области В. Метте и Северо-Казахстанской - К. Нагманов, бывший аким Павлодарской области Г. Жакиянов, его заместители С. Горбенко и А. Рюмкин, аким Караганды К. Изаак, конкурсный управляющий ЗАО "Казахстан ауе жолы" Айдарханов, вице-министр сельского хозяйства Т. Нуркиянов, заместитель командующего внутренними войсками А. Дюкенев, директор департамента кадров Минфина Х. Махашов, экс-директор департамента финансовой полиции на транспорте С. Шамшиденов, ряд руководителей МВД, таможни, налоговой инспекции и региональных администраций. Наличие в этом списке региональных чиновников вполне объяснимо: акимы являются самой бесконтрольной и коррумпированной группой государственных служащих в силу своего удаления от метрополии, неограниченных полномочий и отсутствию какого-либо контроля над их деятельностью со стороны правоохранительных органов.
Еще одним направлением государственной политики стала реорганизация и "зачистка" национальных компаний. РГП "Казахстан темир жолы" было преобразовано в акционерное общество; был образован совет директоров для контроля со стороны правительства за деятельностью менеджмента компании (совет возглавил бывший руководитель финансовой полиции А. Налибаев).
Компании "Казахойл" и "Транспорт нефти и газа" были объединены в единый холдинг "КазМунайГаз", руководителем которого стал опытный нефтяник с безупречной репутацией Ляззат Киинов. Создание холдинга преследовало еще одну цель - из компании был уволен один из одиознейших в республике людей и основной лоббист нефтяного бизнеса США Нурлан Балгимбаев, проходящий по ряду уголовных дел.
Президент компании "КазАтомПром" Аскар Касабеков был также смещен со своего поста и направлен заместителем акима Мангистауской области. Был освобожден от должности директор РГП "Казспецэкспорт" (торговля оружием) Максат Наурызбаев. Правительство и правоохранительные органы ведут работу по выявлению нарушений при приватизации "Эйр Казахстана", 50% акций которого усилиями ряда бывших министров прошлого правительства (ныне члены политсовета партии "Ак жол") оказались под контролем "Казкоммерцбанка".
В настоящее время идет работа по созданию новой спецслужбы, которая, по словам президента, будет заниматься вопросами предупреждения коррупции и контролем хода расследования таких дел, в том числе в высших эшелонах власти. Назарбаев выразил недовольство работой Агентства финансовой полиции и Девятого департамента МВД, что может серьезно отразится на судьбе этих структур. Предположительно, в создаваемый сейчас Комитет по экономической безопасности войдут ключевые подразделения АФП, "экономические" структуры МВД и КНБ. Часть полномочий финансовой полиции отойдет к Комитету финансового контроля Минфина, который потенциально планируется присоединить к Счетному комитету. Комитет по борьбе с наркоманией и наркоторговлей войдет в состав МВД. Указ о создании новой спецслужбы будет подписан в течении месяца, в течении которого "старым" силовикам и Генпрокуратуре предстоит немало потрудится.
В ближайшее время им предстоит завершить уже начатые уголовные дела в отношении проворовавших чиновников (см. список вверху) и довести их до суда. Громкие дела начнутся ближе к лету, когда будет проведена реформа: новый этап потребует более серьезных усилий. По мнению экспертов, серьезные проблемы есть у акима ВКО Метте и министра госдоходов Какимжанова (последний активно выступает на возвращение финполиции под свое руководство). Предстоят достаточно скандальные дела, связанные с причастностью ряда высокопоставленных государственных чиновников, занимавшихся покровительством наркобизнесу и торговле оружием.
Казахстану предстоит немало потрудится, чтобы сбросить с себя удушающее бремя коррупции, в которую его пытаются затащить те, кто сейчас кричит на всех углах о "демократических ценностях". |