Вел за корону смертный бой со Львом Единорог. Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог, Кто подавал им черный хлеб, а кто давал пирог, А после их под барабан прогнали за порог. Л. Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"
В Астане и некоторых других "жизненно важных" регионах Казахстана активно гремит проблема Мырзахметова. Конечно, сейчас не сталинские годы, и формула "нет человека - нет проблемы" уже не работает. Тем паче, что казахстанские министры редко уходили тихо, мирно и с достоинством - мы ж не Бельгия или Голландия какая-нибудь.
Собственно "проблема Мырзахметова" распалась на две других, уже не связанных между собой. Первая - что будет с собственно Мырзахметовым, а вторая - кто станет новым министром транспорта и коммуникаций.
Что будет с Аблаем?
Первый раунд остался за генеральной прокуратурой: 15 апреля президент подписал указ об отставке министра. Это означает лишь то, что президент и его администрация предоставили спорщикам возможность решать свои проблемы самостоятельно, не марая при этом репутацию правительства в целом - как говорят злые языки в Астане: "дураки отдельно, дороги отдельно".
И дело теперь даже не в сути предъявляемых Мырзахметову обвинений - любой, кто сталкивался с железной дорогой на постсоветском пространстве, знает, что не воровать дорожники просто не умеют. Через железные дороги проходят огромные грузопотоки - как легальные, так и нелегальные - оружие, наркотики, контрабанда и т.д. А значит: тот, кто контролирует дорогу, априори, миллионер и законченный криминальный авторитет. Вопрос лишь в том, как много удастся накопать его противникам и конкурентам, чтобы расчистить место для следующего. При всей закрытости "Казахстан темир жолы" от посторонних глаз, вполне очевидно, что прокуратура накопала против Аблая достаточно, чтобы уверенно предъявить это президенту и руководителю его администрации, и получить заветный указ. Министр снят, но это отнюдь не ставит точку в его карьере.
То, что министр снят, но не арестован, говорит о том, что Тусупбеков не чувствует себя достаточно сильным, чтобы завершить дело одним красивым и эффектным ударам. Теперь генпрокурору придется столкнуться с весьма значительной оппозицией.
На стороне Аблая фактически оказались несколько влиятельных групп, заинтересованных либо в сохранении Мырзахметова на свободе, либо в ослаблении позиции генпрокурора, да и накала всей антикоррупционной кампании в целом. За экс-министра вступились его патроны во главе с Утемуратовым, а также широкие массы сослуживцев и земляков Аблая. К сочувствующим можно отнести "Казкоммерцбанк", активно работавший со счетами "Казахстан темир жолы"; не далек в принципе день, когда экс-министра начнут поддерживать "Ак жол" и ДВК. Первые - из корпоративных интересов торгово-финансового бизнеса, вторые - из-за неугасимого желания хоть чем-то напакостить Астане. Невооруженным глазом видно и то, что прочие силовики весьма сдержанно относятся к деятельности генпрокурора, давая ему возможность увязнуть в подковерных дрязгах и юридических спорах.
Кто будет министром?
В настоящий момент за пост министра схватились несколько группировок; условно назовем их: "Южная", "Павлодарская" и "Карагандинская".
Наиболее выгодные позиции сейчас занимает Абдукалык Налибаев - за ним поддержка вице-премьера Масимова, спикера Мажилиса Туякбая, вице-президент "КазМунайГаза" Кулибаева и ряда других влиятельных товарищей. Налибаев сейчас занимает пост замруководителя канцелярии премьер-министра и в значительной мере контролирует ситуацию вокруг Минтранскома; однако непосредственный контроль над отраслью ему и его покровителям намного важнее - хотя бы потому, чтобы министром не стал человек со стороны. Против Налибаева играют его слишком явная ангажированность, а также сопротивление топ-менеджмента транспортных нацкомпаний. Тот же "Казкоммерцбанк" вряд ли может ждать благожелательного отношения к себе по вопросу от дальнейшей судьбе "Эйр Казахстана" и "Казахтелекома" от бывшего шефа налоговой полиции.
Второй - по возможным шансам - является Абельгази Кусаинов. За ним - поддержка "карагандинского клана" - Мажита Есенбаева, Камалтина Мухамеджанова, того же Тусупбекова, Петра Нефедова и прочих. Для Кусаинова пост министра - не профильный, хотя он и несколько лет проработал там вице-министром и председателем Комитета автодорог. Просто его фигура дает возможность застолбить позицию и несколько снизить накал страстей вокруг отрасли (как поступили с Минобразнаукой, поставив туда престарелую апашку Беркимбаеву и разогнав распетушившихся претендентов).
Третий претендент - Юрий Лавриненко. Его назначение явно польстит мажилисменам и "отановцам", в чьих рядах он нынче состоит. Лавриненко в 1995-1997 гг. уже руководил Минтранскомом; однако последующие годы пробыл в достаточном удалении от центров реальной власти. Сторону Лавриненко поддерживают его бывшие шефы по Павлодарскому акимату Жабагин и Ахметов, вице-премьер Павлов, первый вице-министр Шнейдмюллер, Исингарин, а также ряд региональных акимов (Храпунов, Кулагин, Метте). Против него не возражает и нынешняя министерская команда, приведенная туда Мырзахметовым - она имеет все шансы остаться на своих местах. За Лавриненко - и его национальность, позволяющая разбавить некоторую моноэтничность правительства.
Формально, кандидатуру министра подбирает премьер, но эта порочная практика у нас как-то не прижилась (тем более, что доверять такое ответственное дело, как выбор министров, Имангали Нургалиевичу вряд ли кто додумается). Окончательное решение будет приниматься на уровне шефа президентской администрации - выбор между эффективностью, компромиссом и опытом весьма затруднителен.
Есть и некоторые иные кандидатуры, имеющие определенные шансы (правда весьма незначительные): бывшие министры Нигматжан Исингарин, Еркин Калиев, Серик Буркитбаев. Есть вариант, связанный с возвращением Масимова - ценой вице-премьерского кресла.
Последняя новость из Астаны: в качестве кандидата на пост министра рассматривается… Сарыбай Калмурзаев.
Продолжение. Начало см. "Рельсовая война" |