NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 01:20 ast
23:20 msk

Министр "Кулёк" - потомок Чингиз-хана
Политический натюрморт: МКИОС-баши Кул-Мухаммеда в интерьере друзей, идей, мыслей и… портретов американских президентов
03.05.2002 / аналитика

Самое страшное - это хлопок тишины, потому что никто не знает, на что это похоже…
Мо Цзы - древний китайский мыслитель

Герой, о котором пойдет рассказ, в последнее время стал широко известен казахстанской публике, но объективной информации о нем самом, его прошлом, до сих пор не так много. Почему? Неизвестно. Один из самых молодых министров казахстанского правительства - 42-летний Мухтар Абрарулы Кул-Мухаммед неохотно дает интервью и предпочитает держаться в тени, скромно прячась от наставленных софитов, хотя по должности - глава министерства культуры, информации и общественного согласия - казалось бы, должен не вылезать из экранов телевизоров и не сходить со страниц газет. Но Мухтар Абрарулы - застенчивый идеолог, предпочитающий пыльную политическую закулису дневному свету гласности и открытости. Вытащить его на свежий воздух, отряхнуть крошки с мундирчика, показать во всей красе высокого, статного, усатого, симпатичного министра - наша задача.

1. Родом из китайского детства

Начнем с начала. Уроженец славного города Чугучака (это в китайском Синьцзяне). Славного тем, что именно в Чугучаке находилась ставка китайского амбаня (административного чиновника) управлявшего с середины 18-го по первую половину 19-го веков изрядной частью современного Восточного Казахстана. Сам Чугучак был чем-то вроде китайской Колымы - место ссылки дезертиров, уголовных преступников, больных проказой, депортированных народов (маньчжурских этносов - солонов и сибо), а также многочисленных наркоманов-опиумокурильщиков, которые имели собирательное прозвище "чампань" и представляли собой что-то среднее между индийской кастой отверженных и самоуправляемым сообществом дебилов и "овощей" во втором-третьем поколении.

Жили также в Чугучаке солдаты китайского гарнизона, сосланные и вольнонаемные проститутки, недоистребленные джунгары и уйгуры, а также - небольшие общины казахов и киргизов.

Именно этот китайский лепрозорий под открытым небом и дал нам будущего министра культуры и общественного согласия, да и как смышленому мальчугану было им не стать - такого смешения культур, обычаев, нравов и, одновременно, китайского варианта общественного согласия и мирного проживания - всех кто не хотел мирно проживать забивали в колодки и оставляли умирать с голоду на центральной площади города - надо еще поискать.

Мальчуган с детства, посасывая мороженое, а скорее просто грязный палец, впитывал в себя яркие впечатления чугучакской жизни и совершенно неизвестно как бы сложилась его дальнейшая судьба, если б родителям не пришла в голову спасительная мысль - удрать отсюда подальше. Как нельзя более кстати подвернулось очередное китайско-советское "обострение", и китайские власти, желая создать ненавистным советским ренегатам максимум проблем, спровоцировали пару-тройку национальных погромов. Всколыхнув огромную массу потомков всего перечисленного выше этнического (а также профессионального и медицинского) многообразия на волнения, китайцы умело направили обезумевшие толпы в сторону границы СССР. В составе многотысячных толп стихийных переселенцев в конце 1960-х семейство Кул-Мухаммедов оказалось сначала на КПП Бахты, а затем было расселено в приграничных районах Семипалатинской и Талды-Курганской областей. Москва попыталась, было, превратить добровольное вселение в себя 100 тысяч новых граждан в PR-повод: вот-де, не только от нас (евреи), но и к нам бегут люди за лучшей долей. (Под это дело ново-гражданам были предоставлены отнюдь не худшие земли, отстроены поселки). Однако очень скоро шумиха по переселенцам была свернута ввиду того, что среди новых граждан бдительное КГБ стало пачками выкорчевывать внедренную китайскую агентуру, а остальные - массовое прикрытие - отнюдь не спешили включиться в общественно-полезный труд, предпочитая проедать пенсии и пособия, щедро отваленные новой властью.

2. Юность Мухтара

"У плохого студента есть шанс стать хорошим солдатом"

Геббельс, доктор, немецкий мыслитель

По окончании школы, исхлопотав направление райкома комсомола и рекомендацию райсобеса как воспитанник семьи-переселенцев, Кул-Мухаммед по специальной квоте зачисляется (практически без экзаменов) на журфак Казахского Госуниверситета им. Кирова.

Журфак КазГУ никогда не относился к престижным или элитным факультетам ввиду: с одной стороны - не совсем понятных карьерных перспектив открывающихся перед выпускниками, с другой - вопиюще слабого преподавательского состава. Единственно чем выделялся факультет в лучшую сторону, это своей прекрасной половиной - обилием веселых, разбитных, слегка нагловатых и более-менее доступных и ярких студенток. Однако на аульно-диковатого Мухтара девушки пристального внимания не обращали, да и среди сокурсников авторитета он не нажил. Причина тому проста - недостаток знаний и неумение грамотно писать (что для журналиста, вообще-то, важно) Мухтар с лихвой восполнял услужливостью и глубоким прогибом перед преподавателями, ассистентами и лаборантами, а также известной активностью по профсоюзно-комсомольской линии.

Атмосфера КазГУ времен позднего застоя - середины 1980-х - была тягостная, как в большом, гнилом болоте - взятки с юга поступали отарами, ответственности - никакой, безнаказанность - полная. Особенно это касалось журфака, где безраздельно правил декан - доктор исторических наук и профессор Сагымбай Кабашевич Козыбаев (или в просторечии - "Коза"). Был Саке - на словах упёртым марксистом-ленинцем и твердокаменным большевиком, на деле - беззастенчивым взяточником, хроническим алкоголиком, сластолюбцем и пещерным националистом. (Такой вот редкий букет достоинств). Пользуясь поддержкой братьев (старший двоюродный Оразалы - крупный партийный работник, Герой Соцтруда, председатель облисполкома; второй родной - Манаш - также известный ученый и тоже доктор исторических наук, приближенный к всесильному тогда помощнику Кунаева Бекежанову) декан "Коза" чувствовал себя уверенно и спокойно - вымогал подарки, куролесил с девушками на пленэре, пил так, что на пару с проректором Е.Кузнецовым попадал в вытрезвитель. Но покровительство ректора университета Джолдасбекова и родни помогали выходить сухим из воды.

Именно в когорту преданных учеников "Козы" и затесался носом учуявший сытное место верный Мухтар. С собачьей преданностью исполнял дружеские просьбы и поручения шефа - как то: увезти-принести, тудым-сюдым, сообразить шашлык, закупить продукты, горячительное, накрыть поляну (в то время вошел в моду демократичный выезд в узком кругу в горы - забирались на служебных машинах чуть повыше нынешнего "Казахфильма", реже в район "Медео", и совмещали приятное с полезным - девочек с водкой) и т.д. Труд, прямо скажем, не сильно обременительный, зато - дивиденды налицо.

Мухтар примелькался в определенной культурной среде, околонаучном алма-атинском бомонде, стал там если не своим, то, по крайней мере, не чужим "кадром". Естественно, сокурсники смотрели на деятельность Мухтара с нескрываемым презрением и к пятому курсу он прочно поменял ранние студенческие клички "Муха" и "Китаец", на более верно отражающую суть, но обидную - "Кулёк". Не способствовала росту авторитета "Кулька" и неприятная история его ухаживаний за одной журфаковской "дивой" - назовем ее "С". Была Салтанат девушкой видной, высокой, стройной, "центровской" (студенческий термин - обозначавший проживающих с родителями в центре Алма-Аты, т.е. детей обеспеченных семей), не совсем сдержанной на язык и не очень скромной. "Кулёк" прилежно ухаживал за ней весть 3-й курс, дарил цветочки, конфетки, старательно ездил по ушам на предмет неземной любви, но был отвергнут и в припадке ярости, прилюдно ударил обидчицу по лицу. Девушка расплакалась, но торжество униженного и оскорбленного в лучших чувствах "Кулька" длилось совсем недолго - собственные сокурсники отмутузили покорителя женских сердец по первое число, пришлось с воем удирать в глубину кустарника Студгородка. Впоследствии неприятная история несколько позабылась, хотя герою-любовнику пришлось еще некоторое время уворачиваться в тесных казгушных коридорах от не совсем дружеских пинков и подзатыльников.

3. "Кулёк" - энциклопедист

К моменту окончания вуза "Коза" выхлопотал своему верному оруженосцу "Кульку" тепленькое местечко - сначала, чтобы избежать распределения в какую-нибудь глухую глубинку, пристроили молодое дарование корреспондентом столичной железнодорожной газетенки "Темиржолшы/Железнодорожник". Но писать про рельсы и шпалы, золотой костыль и трудовые подвиги машинистов и стрелочников Мухтару не хотелось, и он исхлопотал себе иную стезю.

Китайская угодливость весьма пригодилась юному студиозу - молодому специалисту. Года не прошло, как благодетель "Коза" пристроил сиротку к родному братцу - Манашу, тот в указанное время подвязался в качестве главного редактора "Казахской Советской Энциклопедии".

В уютном кресле младшего редактора Энциклопедии Мухтару понравилось, тем более что обязанности оказались совершенно аналогичными - братья Козыбаевы отличались редким единодушием в привычках. За без малого десяток лет Кул-Мухаммед неторопливо пророс в заместители главного редактора (при бессменном главреде Манаше Кабашевиче Козыбаеве).

Коллектив Казэнциклопедии все эти годы мирно и дружно кочевал по городам и весям Казахстана, проедая немалые бюджетные средства, отпускаемые на многочисленные тои и чествования, юбилеи Джамбула, Курмангазы, Бухар-жырау, города Туркестана и т.д. и т.п. Работать, в смысле готовить и составлять собственно Энциклопедию, было совершенно некогда. Да и, по большому счету, незачем. Работа была глобальна по объему и времени исполнения, что автоматически подразумевало и глобальность сроков исполнения.

Кул-Мухаммед постепенно не то чтобы вошел в круг, не по возрасту, не по заслугам, этого просто не могла и быть, а примелькался аксакалам в свите Манаша Кабашевича.

Услужливый, вежливый, внимательный и почтительный, подавал сурпу, старательно подъедал за аксакалами ребрышки молодых барашков, сгибался в глубоком поклоне (что было не так-то легко при его немалом росте), подобострастно блестя снизу лисьими глазками, рассыпался в изысканных комплиментах. Аксакалам нравилась, восточная почтительность юного энциклопедиста, сказывались китайское воспитание и традиции. Маке хвалился своим учеником, как образцовым молодым казахом, верно воспитанным и правильно сориентированным, ласково трепал балашку по жирной щеке.

Опять же, сама работа "энциклопедистов", предполагала, что они занимаются сбором материала для нового эпохального издания, отсюда и аксакалы стремились быть поласковее к Маке, надеясь потешить свое честолюбие и попасть в число избранных.

Популярности Кул-Мухаммеда способствовали и запущенные им же самим, по страшному секрету, "рассказки" о том, что он есть никто иной, как потомок Чингиз-хана, принц голубых кровей, обретенный в Китае подкидышем и т.д. Саму фамилию Кулмухаммедов пришлось по такому случаю несколько переиначить на султанский лад - Кул-Мухаммед - и в "предки" записать, то внука Абулхайра Узбекского (не путать с Абулхаиром Казахским, который жил позднее) некоего султана Кул-Мухаммеда, то других чингизидов с похожими именами, благо, что "сгоревшие при переходе китайской границы" документы (свитки шежере, другие варианты - эти свитки были отобраны китайскими пограничниками, утонули в речке) проверить не представлялось возможным. Советско-китайские отношения оставляли желать много лучшего. В принципе, новообретенный сын лейтенанта Шмидта, мог бы подобрать себе и какого другого "первопредка", почему выбор пал именно на Чингиз-хана - история умалчивает. (Почему, скажем, не Пророка Мухаммеда, имя тоже похоже?). Также можно было попытаться рекомендоваться правнуком Тимура, Батыя, Атиллы, Бейбарса или Буцефала, или другого какого заметного исторического персонажа, но не суть в этом.

4. "Кулёк" - бизнесмен и его друзья

С началом перестройки и концом Советского Союза начинающий карьерист как-то осторожно стал осознавать, что жизнь проходит мимо их милой "КазЭнциклопедии" и, что теплое и надежное по старым меркам кресло, теперь не актуально. Надо пилить бабки, а что "напилишь" с полупустого здания и без того успешно приватизированного главным редактором? И подался Кул-Мухаммед в бизнесмены - открыл Малое предприятие под звучным названием "Атамура", что в переводе на русский - "Наследие предков". Кое-какие связи в издательской среде к тому времени (благодаря энциклопедии) были, а само время - благословенное - поощряло к творчеству. Народ в то время еще не был дотла разорен последующими вскоре реформами, тянулся к новым знаниям и дать их людям, была задача, с которой решил справиться Кул-Мухаммед.

По примеру проложившего дорогу Бориса Гиллера, который именно на дешевых книжках-читалках (про ушу, каратэ, любовь, детективы и т.п.) быстро сколотил состояние, попытался организовать свой бизнес и Кул-Мухаммед. И надо отдать должное - поставил на того коня, пока самые наглые и ретивые гоняли баксы, машины, оружие, металл, гибли от пуль киллеров, "кидали" друг друга и грызли глотки, расчетливый и скромный Кул-Мухаммед печатал (как пирожки) книжки. Российский предприниматель Довгань, сколотивший первый капитал на том же самом книжном бизнесе, в своих мемуарах пишет, что прибыль в те времена составляла по 300% на вложенную сумму. Себестоимость продукции размещенной за небольшие взятки на государственных типографиях (бумага и краска из старых запасов) достигала 10 копеек за брошюрку, которая продавалась по 5 рублей. Золотое время. Серьезная мафия увлеклась дележом более лакомых кусков - заводов, недвижимости, сырьевых потоков, на мелкий бизнес книжных червей просто никто не обратил внимания. А зря. Всего-то семь лет Кул-Мухаммед поруководил своим частным предприятием, постепенно преобразовывавшимся из МП в АО, из АО в "Корпорацию". Семь лет и семь миллионов баксов, именно в такую сумму злые языки оценивают личное состояние удачливого библиофила, вложенное в небольшую виллу на Кипре (северной, турецкой его части), счета в Катарском и Бейрутском банках.

Но будь бизнесмен Кул-Мухаммед хоть десяти пядей во лбу - ничего бы у него не получилось без новых высоких покровителей. Речь идет, прежде всего, о почти ровеснике и коллеге-"журналисте" Алтынбеке Сарсенбайулы (Сарсенбаеве). Алтынбек сделал в начале 1990-х годов блистательную карьеру. Его назначение заведующим отделом внутренней политики Администрации Президента с поста главного редактора студенческой газеты "Горизонт" (март 1992 г.) - 29-летнего, неопытного и неоперившегося юнца - до сих пор остается самым странным из всех кадровых решений новейшей истории Казахстана. Каверзным путем интриг узурпировав престол главных идеологов молодой страны Сарсенбаев и союзные ему экс-профессор и выпускница КазГУ составили непробиваемый блок интеллектуалов Аппарата. Общая начитка и бойкость ума, помноженные на прямой и бесперебойный выход наверх, позволили этой команде достаточно длительное время восседать на скользкой шее казахстанской идеологии.

Кул-Мухаммед пристегнулся к "патрирхам" на достаточно ранней стадии, но долгое время старался держаться в тени и было отчего. Именно через "Атамуру" были пропущены гигантские затратные типографско-издательские проекты, а было таковых ой как не мало. Всем нужны деньги на карманные расходы, а на скромных постах идеологов-бюджетников этих денег явно не соберешь. Зарплата министра середины 1990-х годов не переваливала за 300 баксов (со всеми официальными премиями). На что жить? Разворовывать технику, на какой работаешь (компьютеры, сканеры, принтеры) - контрпродуктивно (хотя бывший министр печати от отчаяния попробовал и это). Торговать информацией - так она никому не нужна, своими научными разработками - ценность последних нулевая.

Спасение обрелось в виде бюджетных PR-кампаний (от вкручивания в мозги электората концептуальных разработок по его (электората) идентификации как безнационально-бесполового субъекта до пропихивания ему же Сергея Александровича в качестве социал-демократического мега-лидера). Таковые кампании и вынесли на верх выступавшего в качестве верного и молчаливого помощника в нехитром деле превращения бюджетных денег в пыль агитационных плакатиков тихоню Кул-Мухаммеда, отчего его взгляд приобрел бесоватый блеск гипотетических предков-батыров и ханов.

5. Атамура-Наследие предков-Аненербе

"И стояли люди в безмолвье,
Опираясь на тяжесть палиц,
И старейшина тихо молвил:
- Он - великий неандерталец!"
А. Дулов

Необходимое пояснение. Несмотря на скудость образования "Кулёк" все же никак не мог не знать, что "Наследие предков" далеко не самое удачное название любому "предприятию". Аналогичная калька на немецкий - "Аненербе"/Ahnenerbe - название проекта и одноименной тайной организации, созданной для его реализации. Суть замысла - попытаться путем обращения к различным оккультным практикам овладеть тайными знаниями и силами человека и природы. Само "Наследие германских предков" под невинным названием "Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков" было официально учреждено в 1933 году, сразу после прихода нацистов к власти.

В 1937 году Гиммлер интегрировал "общество" в структуру СС на правах отдела в управлении концентрационных лагерей. С 1938 года "общество" получило монопольное право на проведение археологических изысканий в Германии и также снаряжало многочисленные зарубежные экспедиции - в Тибет, Гималаи, Египет, Иран - искали остатки арийской цивилизации, чашу Грааля, Ноев ковчег и тому подобные культурные ценности, жизненно необходимые Третьему Рейху. Параллельно, именно "Аненербе" изучало и природу самого человека, путем несложных манипуляций со скальпелем препарировали мозг еще живых детей в Аушвице (там руководил программой хорошо известный член "общества" доктор Менгеле), доктор Рашер в Дахау экспериментировал с способами стерилизации низших рас. С 1 января 1942 "общество" вошло в состав "личного штаба" главы СС Гиммлера и занялось космическими разработками - печально знаменитая программа ракет ФАУ-2 - также на заключительном этапе входила в орден-монополию "Наследия предков".

Русский аналог "Атамуры" - также хорошо известен - журнал "правой перспективы" "Наследие предков" является крупнейшим "органом" пропагандирующим неоязычество и арийские корни, но уже русской расы. Понятное дело - "самой чистой и великой на земле". Главным редактором русского "НП" является уроженец Узбекистана 33-летний Владимир Попов, в прошлом - активист ("соратник", это такая должность, Русского Национального Единства), с 1994 года заместитель главы "Народной национальной партии России". Данная партия образовалась путем слияния "Движения народных националистов", "Национально-социалистического движения" и других более мелких групп русских неофашистов. Главой партии является 52-летний патриарх русских наци - Александр Иванов-Сухаревский (кличка "Суходрищев") - профессиональный киносценарист, поклонник Вагнера и сторонник аннексии стран СНГ, как "неживых и искусственных по своей природе".

Конечно, можно сослаться на то, что плохо образованный Кул-Мухаммед, называя свою фирму, не знал о столь самобытных единомышленниках в Германии и России. Возможно, на начальном этапе так и было, но потом - разве не могли подсказать, поправить; наконец и сам "Кулёк" неожиданно обнаружив в себе задатки историка, обратился к написанию кандидатской и докторской диссертации, неужели нигде не вычитал ни про коллегу Суходрищева, ни про "Аненербе". Или, напротив, совершенно сознательно встал с ними в один ряд - только (в силу национальной специфики) у Кул-Мухаммеда сверх-человеки арии - оказались предками казахов?

Достичь главной цели - возрождения Германии и немецкой нации - Адольф Гитлер намеревался путем овладения силами природы и человеческого разума, что подразумевало обращение к оккультизму как к исходной точке бытия всего живого. Отсюда и пошли все "Аненербе", тайные общества и заповедные доктрины, когорта "апостолов" и посвященных, остальные - быдло и масса, а с массой надо поступать как с женщиной, а женщина охотно подчиняется силе и т.д.

Эзотеризм - стал религией национал-социализма, его научно-теоретическим обоснованием. Были великие предки. Но их, сильных и благородных, одурачили и истребили коварные и мелкорослые враги, задача сегодняшнего дня - возродить нацию обратившись к наследию великих предков. Красиво - не то слово!

Возможные критики скажут - все это не более чем натяжка и подтасовка фактов, а "Атамура" никакого отношения не имеет к нацистской концепции "наследия предков". Сомневающихся отправляем к трудам самого Кул-Мухаммеда.

(Продолжение следует)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Киргизский кризис 27.05.2002
Майские жуки 21.05.2002
Военно-политическая безопасность Казахстана 08.05.2002
Битва титанов (геополитических) 07.05.2002
Министр "Кулёк" - потомок Чингиз-хана 03.05.2002
Куда нас послали? 30.04.2002
Крот, кролик и Зейнулла 29.04.2002
Тасмагамбетов как примус 26.04.2002
Новости рельсовой войны 24.04.2002
Казахстан: проза и поэзия переходного периода 22.04.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz