В конце прошлой недели президент Назарбаев назначил нового министра транспорта и коммуникаций, нового акима Северо-Казахстанской области и нового завотделом своей администрации.
После скандального увольнения Аблая Мырзахметова Минтранском был без хозяина несколько недель и успел сталь полем боя между рядом финансово-промышленных групп, и в момент, когда количество кандидатов стало приближаться к общему числу сотрудников министерства, Назарбаев подписал указ о назначении на этот пост Кажмурата Нагманова.
Нагманов - далеко не новичок, он имеет прекрасный опыт руководства городом (Экибастуз, Ермак-Аксу, Семипалатинск) и область (Жезказганская, Восточно- и Северо-Казахстанские), дважды был депутатом казахстанского парламента (даже примыкал к оппозиции) и 0,5 раза - союзного. Достаточно резкий (и резвый) в начале карьеры, после своей опалы в 1997-99 гг. Нагманов вполне вошел в нормальный рабочий режим. Его возвращение в политику в конце 1999 года произошло благодаря многолетнему другу Даниялу Ахметову; дальше Нагманов двигался уже сам. Он не входит в какие-либо группировки, и по сути представляет собой лояльного чиновника-универсала с опытом и повадками "крепкого хозяйственника".
Назначение Нагманова на пост главы Минтранскома оказалось весьма кстати: наличие профильного образования, большой опыт руководящей работы и прочее вполне дополняется характерным для последних месяцев штрихом - президент ведет кадровые перестановки опираясь прежде всего на опыт и - что не менее важно - неангажированность ("воевали красные и белые, а победили серые").
Отчасти такой курс - назначение на конфликтогенную должность умеренного нейтрала - оптимален, и в Казахстане не раз использовался (взять того же Колбина). Снимается напряжение, снижается градус открытой и закрытой борьбы - конфликт переходит в иное состояние (от "заморозки" до лучших времен до полного прекращения ввиду бесперспективности борьбы).
Минусом является перевод механизма принятия решений в тенева сложной аппаратной интриги. Иными словами, сделать выводы о реальном и окончательном распределении ролей можно будет только после назначения вице-министров и руководства комитетов и департаментов.
Пока же в явном плюсе остались все: президент продемонстрировал (1) "кто в доме хозяин" и (2) свое нежелание наблюдать аппаратные дрязги; премьер Тасмагамбетов получил неплохого министра из числа бывших коллег акимов. Профильный вице-премьер Карим Масимов сохранил в значительной степени контроль над отраслями - его выдвиженцы "оккупировали" ключевые посты в министерстве и в соответствующих нацкомпаниях. В плюсе и сам Нагманов - несмотря на десятилетия в политике и бизнесе, он впервые занял министерское кресло (что дает - при выполнении ряда условий - неплохую перспективу дальнейшего роста).
Еще одним "классическим" примером вышеназванной практики является и новый аким Северо-Казахстанской области Анатолий Смирнов. Его персональное отличие, правда, в том, что он на прошлой неделе он запрыгнул в последний вагон уходящего поезда, использовав свой последний шанс стать руководителем такого ранга. В советские времена Смирнов сделал весьма неплохую карьеру - первый зампред Тургайского и "простой" зампред Кзыл-Ординского облисполкомов, но в 1990 году путь вперед и наверх оборвался, и Смирнов оказался на третьих-четвертых ролях в аппарате правительства и президента. Следующие пять лет протекли хотя и не столь мелко, но и без особых рывков - вице-президент госхолдинга, госинспектор администрации президента, зампред Госкомимущества.
В 1997 году Смирнов оказался одним из хозяйственников-завхозов дипломатического ведомства, и как обычно в МИДе бывает постепенно дорос до вице-министра (сменив В.Алесина). Занимался он в качестве вице-министра теми же аппаратно-хозяйственными делами в сочетании с рутиной эсэнговской интеграции. Курирование вопросов СНГ - занятие по своей сути не обременительное, несколько бессмысленное и не слишком перспективное (перспектива была, но зато одна единственная: 3-4 года послом в одной стране СНГ, потом еще 2-3 в другой. Потом пенсия и грамота за длительный труд).
Смирнову повезло, что освободилась именно Северо-Казахстанская область. Работа в МИДе (дипломат!), национальная принадлежность, неторопливость, аккуратность, занятия рутинными делами СНГ, наличие более или менее подходящего опыта административной работы сыграли свою роль. Сказалось, видимо, и то, что Анатолий Смирнов - на какой бы незначительной должности не работал, он никогда не выпадал из поля зрения высшего руководства. Северный Казахстан получил вполне приличного - по анкетным данным - руководителя. Все остальное теперь зависит исключительно от самого Смирнова - он получил карт-бланш, а если не получится, то в странах СНГ всегда имеется одно-два вакантных посольства для утешения аппаратных неудачников…
Последним штрихом является назначение Жуматая Алиева на должность "заведующего отделом по работе с Ассамблеей народов Казахстана Администрации Президента Республики Казахстан" (цит. по "Казахстанская правда", № 111-112 за 18.05.2002).
Алиев возник на политическом поле столь недавно, что его плохо знают даже собственные подчиненные. Ему 49 лет, по образованию - философ, доктор наук, профессор, академик одной из общественных академий республики. Последние годы Алиев являлся президентом Центральноазиатского университета - частного вуза, созданного видным казахстанским ученым, выдающимся демографом и доктором политологии Макашем Татимовым. Скорее всего, на широких плечах бывшего крановщика Карметкомбината Алиев и ворвался в политику. Его дебют (ныне забытый) состоялся осенью 1997 года, когда он безуспешно попытался стать депутатом Сената от южной столицы. В начале прошлого года Алиев оказался на приеме у президента, где порадовал его (и всем собственных студентов и преподавателей) рассказом о "48 докторах наук, 145 учебных корпусах и 30 компьютерных классах, подключенных к Интернету" (цит. по "Хабар", 19.01.2001).
Весной 2001 года Жуматай Алиев перебрался в администрацию, став сперва завсекретариатом Ассамблеи народов Казахстана (по рекомендации Ертысбаева), а затем - и заместителем председателя АНК (председателем ассамблеи является президент республики), где сменил министра собеса Байменова. Не исключено, что личная обида последнего и подтолкнула его в объятия новоиспеченных демократов в ноябре того же года.
Смысл в продвижении Ж.Алиева откровенно говоря искать сложно - он малоизвестен как ученый, как педагог, как организатор науки, как политик, как администратор и т.д. (в отличие даже от того же Б.Жумагулова); дело скорее в другом. В начале мая президент подписал указ о создании "Национального совета", утвердил "стратегию развития Ассамблеи народов Казахстана", однако из текста этих документов четко видно, что все эти мероприятия рассчитаны исключительно на пропагандистский эффект - демонстрировать общенародную и общенациональную поддержку введению частной собственности на землю и курсу на приоритетное развитие аула.
А назначение Ж.Алиева, способного сыпать цифрами, фактами и изображать бурную деятельность, должно создавать впечатление невероятного роста влияния Ассамблеи народов Казахстана. Создаваться такое впечатление должно прежде всего у депутатов Парламента, которым предстоит принять искомый закон, не вызывающий у них (депутатов) особенного энтузиазма. Среди депутатов нынешнего парламенте есть те, кто помнит, что в марте 1995 года создание АНК предшествовало роспуску Верховного совета, отставке правительства, двум референдумам и смене конституционного устройства. Иными словами, минимальными усилиями создается необходимый психологический климат всеобщей любви и согласия, в котором и предстоит пройти новым реформам. |