KASE, 31 мая
ЗАО "Банк развития Казахстана" (Астана) сообщило официальным письмом на Казахстанскую фондовую биржу (KASE) о том, что постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2002 года *582 "О некоторых вопросах состава Совета Директоров закрытого акционерного общества ЗАО "Банк Развития Казахстана" Общему собранию акционеров банка рекомендовано избрать Президентом и членом Совета Директоров ЗАО "Банк Развития Казахстана" Шалгимбаева К.Б., освободив от этой должности и выведя из Совета Директоров Мынбаева С.М.
Далее в письме говорится, что в соответствии с решением Совета Директоров ЗАО "Банк Развития Казахстана" от 29 мая 2002 года (протокол заседания *21) временно, до принятия решения Общего собрания акционеров ЗАО "Банк Развития Казахстана" о назначении Президента ЗАО "Банк Развития Казахстана", которое состоится 14 июня 2002 года, обязанности Президента возложены на Шалгимбаева К.Б., в связи с переходом Мынбаева С.М. на другую работу.
Шалгимбаев Камбар Басаргабызович родился 23 сентября 1962 года в городе Алма-Ате, кандидат экономических наук, занимаемые должности за последние годы:
- с сентября 1995 года по август 1997 года - заместитель Председателя Правления ОАО "Казкредсоцбанк" - член Правления;
- с августа 1997 года по апрель 1999 года - заместитель Председателя Правления ОАО "Банк ЦентрКредит" - член Правления;
- с апреля 1999 года по июль 2001 года - заместитель акима Мангистауской области;
- с июля 2001 года по апрель 2002 года - Вице-президент ОАО "Горнорудная компания АБС Балхаш";
- с апреля 2002 года по май 2002 года - исполнительный директор по экономике и финансам ЗАО "НК "КазМунайГаз".
----------
Комментарий "Номада": "Ну вот, поспали, теперь можно и поесть".
Причины добровольной (на это указывает большинство наших источников) отставки Сауата Мынбаева пока неизвестны, однако новое назначение позволяет сделать ряд определенных выводов:
Прежде всего, назначение Камбара Шалгимбаева является крупным аппаратных успехом президента национальной компании "Транспорт нефти и газа" Ляззата Киинова – в 1999-2001 гг., как видно из биографической справки, Шалгимбаев работал заместителем акима Мангистауской области (а именно вышеназванного Киинова). Курировал Шалгимбаев вопросы финансово-инвестиционной политики, и делал это весьма успешно (мы приводим ниже текст интервью новоиспеченного главы БРК на эту тему трехлетней давности).
Как попал Шалгимбаев в заместители акима области опять-таки неизвестно, однако первым алматинским "десантником" он не был. С конца 1997 года первым заместителем акима той же области работал Джумагельды Аманкулов, в 1994-97 гг. председатель правления банка "ЦентрКредит" (т.е., бывший шеф Камбара Басаргабызовича), а вместе с Шалгимбаевым пост заместителя акима области по малому и среднему бизнесу занял Ерлан Рахметов. Рахметов до и после работы в Актау занимал пост президента широко известного концерна "Сонар". Возможность продолжить эту последовательность мы предоставляем самим читателям.
Можно также сообщить, что Камбар Шалгимбаев является мужем Галины Шалгимбаевой, возглавляющей департамент по регулированию рынка ценных бумаг Национального банка (ее авторитет в этой области несомненен), а также – братом (старшим) Муратшы Шалгимбаева, последние годы работавшего руководителем аппарата председателя КНБ и завсекретариатом руководителя администрации президента (дважды).
Для полноты картины можно также сообщить (или напомнить), что Камбар Шалгимбаев, как и его супруга, является выпускником Ленинградского финансово-экономического института им. Н.А. Вознесенского. Галина Николаевна закончила ЛФЭИ в 1983 году, а Камбар Басаргабызович – в 1984 г. (жена старше его на год). Среди их однокашником можно назвать сенатора Альфреда Коха, первого замминистра труда РФ Михаила Дмитриева, председателя Нацбанка Армении Тиграна Саркисяна, погибшего в 1997 году вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича (1983 год), гендиректора группы "Илип Палп Энтерпрайз" Сергея Костылева, экс-председателя ФЦКБ РФ Дмитрия Васильева, председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера и недавно ставшего президентом Казахстанской фондовой биржи Азамата Джолдасбекова (1984 год).
Шалгимбаев покинул Актау летом прошлого года вместе с Аманкуловым; оба они работали вице-президентами ГРК "АБС-Балхаш" – одного из крупнейших холдингов Казахстана (компания контролирует с полдюжины золотых и серебряных рудников, обогатительных и золотоизвлекающих фабрик, Карагандинскую ГРЭС-1, Жезказганский РЭК). В "АБС-Балхаше" Шалгимбаев также курировал инвестиционный комплекс – компания связана кредитными договорами с банками "ЦентрКредит", "Туран-Алем", "Казкоммерцбанк".
В апреле с.г. Киинов, ставший президентом "КазМунайГаза", пригласил Шалгимбаева на пост исполнительного директора по экономике и финансам (тот максимум, который Киинов мог обеспечить – ключевые посты в этом блоке заняли Т.Кулибаев, А.Сыргабекова и Н.Султан).
И вот – президентство в Банке развития… Назначение на такой пост решается, как известно, на уровне президента, и вполне очевидно, что новая должность Камбара Шалгимбаева – есть не что иное, как резкий "взлет котировок" Ляззата Киинова, а также – в меньшей степени – тех, кто так или иначе был причастен к судьбе нового главы БРК – Г.Шалгимбаевой, А.Джолдасбекова и Б.Байсеитова. Помимо прочего, растут в цене и акции премьер-министра Тасмагамбетова, который за последние два оформил уже второе важное кадровое решение. А с учетом того, что премьер в Москве выразил определенное недовольство структурой своего правительства, можно будет в недалеком будущем ожидать продолжения кадровых перестановок и перераспределения функций между членами кабинета.
----------
ОБЛАСТЬ КАК ПРОФИТ-ЦЕНТР ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА Журнал "Континент", 2000 г., № 10.
Можно ли отнести к "провинциальным преувеличениям" утверждение, что судьба Казахстана в ближайшие десятилетия будет зависеть от четырех его западных областей? Способны ли все регионы существовать без государственных дотаций? Действительно ли среди тех, кто сейчас определяет экономическую стратегию в регионах и принимает там решения, мало профессионалов? Свою позицию в этих вопросах аргументирует "КонтиненТу" заместитель акима Мангистауской области, кандидат экономических наук Камбар Шалгимбаев
Интервью Виталия Волошина
- Наша область является крупным донором бюджета республики, одним из казахстанских "нефтяных китов". Каковы масштабы нефтедобычи в Мангистау, удельный вес этого вида производства по сравнению с другими?
- Да, экономика нашей области основана на деятельности нефтегазодобывающих и энергохимических предприятий, на долю которых приходится соответственно 88 и 9,7 % всего объема промышленного производства. То есть Мангистау - классический нефтяной регион. Треть всего объема нефти и газа Казахстана добывается у нас. Ежегодно это более 8 млн. тонн нефти и 1,5 миллиона кубометров газа. (В 2000 году будет больше: только нефти - на 1,1 млн. тонн.)
- Несколько слов о перспективах развития нефтегазодобывающего комплекса Мангистауской области в связи с разработкой шельфа Каспия.
- Хочу подчеркнуть, что перспективы развития Казахстана вообще будут зависеть от запада, точнее от четырех областей - Мангистауской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Актюбинской. На суше нефть качают на месторождениях Тенгиза ("Тенгизшевройл") и "Мангистаумунайгаз" (Каражамбасское, Каламкасское, Жетыбайское месторождения). А запасы нефти на шельфе Каспия в казахстанском секторе оцениваются в 10 млрд. тонн. По сути, это вторые Эмираты. Уже к 2004 году мы будем добывать на шельфе 5 млн. тонн в год. Вот когда начнется второй бум развития Западного Казахстана (первый был в советское время). Если при СССР в области добывалось по 17-18 млн. тонн в год, то сейчас - не более 9 млн. ОКИОК ведет бурение в районе форта Шевченко (поселок Баутино), построили завод по переработке буровых шламов, транспортную морскую базу... Перспективы у региона серьезные, можно даже сказать, грандиозные, и уже сегодня это ощущается, в частности по ценам на недвижимость.
- Что делается для привлечения в регион инвестиций?
- Инвестиции привлекаются на двух уровнях - государственном и местном. Инвестиции первой группы идут в основном в нефтедобывающую отрасль. Это прежде всего АО "Мангистаумунайгаз", чей контрольный пакет акций находится в руках у индонезийской компании, АО "Узеньмунайгаз", АО "Каражамбасмунай" (там тоже иностранные инвесторы). Интенсивно работают также компании "Тексако" и "Партекс".
В собственной, местной методике привлечения инвестиций мы пошли по классической схеме, определили финансового консультанта, которым стал Дойчебанк Секьюритиз Казахстан, и совместно с ним разработали стратегию роста. По этой стратегии область впервые в истории финансового рынка Казахстана провела эмиссию валютных муниципальных облигаций, то есть заимствование средств. Нужно отметить, что, когда мы с ними вышли на рынок, спрос превысил предложение в 4 раза: облигаций было выпущено на $3 млн., а заявок было подано на $13 млн. В основном облигации областного займа были размещены среди казахстанских пенсионных фондов.
Привлекая эти деньги, мы направили их в коммерческие проекты внутри области с тем, чтобы диверсифицировать налогооблагаемую базу. Нефть - это, конечно, хорошо, но нужно развивать также малый и средний бизнес. Поэтому средства, полученные от отечественных инвесторов, направлены в местные инвестпроекты.
Но этот заем - лишь первый опыт. Чтобы выйти на более долгосрочный и более объемный проект эмиссии, мы подписали договор кредитного рейтинга. Это взято из опыта России, где такой рейтинг муниципальным образованиям присваивается рейтинговыми агентствами. Ведь потенциальному инвестору очень трудно разобраться в инвестиционных возможностях муниципальных образований, в многообразии возможных долговых инструментов, оценить риск вложения и сравнить по нему предлагаемые на финансовом рынке инструменты. Эту работу для инвестора выполняют рейтинговые агентства, которые по заказу эмитентов в рамках единой шкалы присваивают кредитный рейтинг муниципальным образованиям. При получении определенного рейтинга эмитент значительно повышает свою инвестиционную привлекательность, увеличивает ликвидность предлагаемых долговых инструментов и снижает стоимость заемных средств при размещении муниципальных облигаций.
В 1999 году произведено первоначальное диагностическое обследование Мангистауской области Международным рейтинговым агентством Fitch IBCA, и в скором времени мы получим долгосрочный и краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте. Это даст как отечественным, так и зарубежным инвесторам уверенность в том, что вложение средств здесь имеет минимальный риск.
- Вы говорите, что основные инвесторы вашего первого муниципального займа - пенсионные фонды республики. А имеют ли акции займа реальную ликвидность?
- Да, мы разместили облигации на Казахстанской фондовой бирже, и основной объем инвестиций поступил от пенсионных фондов Казахстана. Это пенсионные фонды Народного банка, банка "ТуранАлем". Кроме того, инвестором выступило ОАО "Казпочта". Заметьте: это серьезные организации, считающие деньги и оценивающие свои риски.
Говоря о ликвидности, нужно отметить, что есть два способа ее поднять - естественный и искусственный. Естественным путем стоимость акций может расти без вмешательств в биржевой процесс. В нашем случае этот фактор характеризуется следующим показателем: с августа прошлого года по март текущего года объем сделок на КФБ и на внебиржевом рынке по нашим муниципальным облигациям (MEKABM, MGU) составил $8,5 млн - почти втрое выше стоимости самих облигаций. Как видите, данный финансовый инструмент достаточно ликвиден сам по себе, не нужно использовать какие-то искусственные приемы для его поддержки.
- А каковы перспективы развития муниципального рынка ценных бумаг в регионе?
Мы планируем развивать его прежде всего за счет внутренних инвесторов. Иные специалисты часто предлагают: давайте, мол, инвестировать средства нерезидентов Казахстана, в частности путем выпуска евробондов. Мы категорически против этого. По нашему убеждению нужно развивать коллективные формы инвестирования со стороны резидентов республики, преодолевая зависимость от иностранных спекулянтов. Для этого в Казахстане сегодня есть все: пенсионные фонды, банки, население располагает достаточным объемом средств. Зачем нам нужны западные инвесторы, когда есть наши? Вот, пожалуйста, уже есть опыт выпуска муниципальных облигаций. И он показывает, что при желании и компетентном подходе любой сегмент рынка вполне можно развить и без "поддержки" извне. Рынок ценных бумаг - не исключение.
- Какие проекты внутри области реализованы за счет привлеченных инвестиций?
- Мы направили привлеченные средства на проекты, где создаются рабочие места, производится продукция, оказываются услуги населению. Например, мини-завод по выделке каракулевых шкур и кожевенного сырья. Завод имеет контракт на поставку продукции в Германию и, главное, договор с "Узеньмунайгазом" на пошив спецодежды нефтяникам. Еще один адрес инвестиций - разработка Аусарского месторождения глины, которая идет на изготовление строительного кирпича. Кроме этих, наиболее масштабных проектов мы вложили средства в производство подсолнечного масла, развитие сетей интегрального кабельного телевидения в области, выделили деньги на жилищное кредитование и начали строительство аквапарка на берегу Каспия.
- Вы уже отмечали, что финансовым консультантом в области является DB Securities (Kazakhstan) и что совместно с ним разработана так называемая "стратегия роста". Можно о ней поподробнее?
- Стратегия роста подразумевает в первую очередь создание для Мангистауской области расширенной налогооблагаемой базы (с тем чтобы уменьшить риски) и увеличение финансовых потоков. Чтобы добиться этой цели, нужно иметь соответствующую положительную кредитную историю. Наша главная задача как госслужащих - развивать налогооблагаемую базу, а если идти дальше, то использовать новые финансовые и платежные инструменты, например бюджетные векселя, применять новые финансовые схемы (например, проект секьюритизации долговых обязательств компаний-недропользователей).
- Если можно, подробнее об этом проекте секьюритизации.
- Недропользователи, добывающие у нас нефть, ежегодно обязаны выделять определенную сумму на развитие социальной сферы в области. Но это, как правило, делается нерегулярно. В этой связи мы совместно с Pragma Corporation (USAID) разработали проект "Секьюритизация социальных обязательств". Данный проект долгосрочный и заключается он в том, что компании-недропользователи досрочно выполняют свои обязательства по финансированию социальной сферы и инфраструктуры в регионе посредством выпуска ими корпоративных обязательств, размещаемых на рынке, в том числе среди пенсионных фондов, что позволяет эффективно инвестировать активы в безопасные и высоконадежные финансовые инструменты.
Эти обязательства, по определению, входят в листинг "А" Казахстанской фондовой биржи и могут быть размещены на финансовом рынке (в том числе среди казахстанских пенсионных фондов), а денежные средства направлены на долгосрочное финансирование капиталоемких проектов, вместо того, чтобы их ожидать в течение пяти лет. С другой стороны, растет емкость и ликвидность финансового рынка республики. Кроме того, возможна дальнейшая котировка обязательств для развития вторичного рынка корпоративных ценных бумаг.
- Интересная схема, но, похоже, она родилась вынужденно. Ведь, действительно, компании, добывающие нефть, обязаны финансировать социальную сферу в регионе. А делают ли они это на самом деле? По данным Миндоходов, эти компании имеют значительную задолженность по платежам в бюджет.
- Да, у нефтяных компаний большие долги по платежам в бюджет. В апреле прошлого года, когда меня назначили заместителем акима, задолженность была огромной и исполнение бюджета составляло лишь порядка 85%. Но за 1999 год нефтяные компании в основном погасили долг по заработной плате , начали ликвидировать недоимки по платежам в бюджет. В настоящее время недоимка сократилась почти в три раза по "Мангистаумунайгазу", "Узеньмунайгазу" и "Каражамбасмунаю". Поэтому у нас в этом году и исполнение местного бюджета очень хорошее: за четыре месяца текущего года - 158%. А план по изъятию платежей в бюджет уже сейчас выполнен на 60%. Во многом помогает умение нашего акима работать с нефтяниками... Увы, часто здесь нужны особые, специфические подходы.
- Как вы думаете, что даст области внедрение бюджетных векселей? Выиграет ли от него республика?
- У нас в целом по республике существует большая проблема дебиторской и кредиторской задолженности. Как ее решать? Есть несколько способов: проведение взаиморасчетов, клиринговых расчетов, а также использование суррогатов денежных средств, и в частности бюджетных векселей, то есть вексель местного исполнительного органа (акима). Мы используем данный платежный инструмент как инструмент для кредитования и исполнения бюджета области с тем, чтобы разрешить проблему задолженности бюджетных учреждений перед предприятиями и самих предприятий между собой. Разработали правила выпуска и обращения бюджетных векселей, отработали их рейтинг, дополнительные заимствования, что мы и делаем с Нацбанком, получили официальное одобрение от него. Хотим запустить в текущем году этот новый инструмент. Выгоды от него очевидны: бюджетные учреждения могут расчитаться за коммунальные платежи и другие товары с предприятиями области, то есть в свою очередь между собой. Таким образом высвобождаются оборотные средства, ускоряются взаиморасчеты и др.. Если же этот вексель уходит за пределы области, то считайте это дополнительным привлечением инвестиций.
- Ваш взгляд на развитие регионов как профит-центров (источников прибыли)? Реально ли, чтобы в республике вообще не было субвенционных, дотируемых областей?
- Да, появившееся ныне в обиходе специалистов слово "профит-центр" происходит от английского profit - "прибыль". Если рассуждать с позиции банкира, то область - это профит-центр для правительства: она дает доходы, пополняет бюджет. Существуют субвенционные области и области-доноры, что сложилось исторически в силу развития экономики. Но, в принципе, по моему убеждению, ни одна область не должна быть дотационной, это неправильно. Если проанализировать структуру доходов, поступающих внутри областей, и их же внутренних расходов, то станет ясно, что на нынешнем этапе развития регионы вполне способны прокормить себя самостоятельно. Просто налоги - республиканские и местные - следует сделать гибче. Зачем республика изымает у вас НДС, а потом вам же отдает пенсии и пособия? Оставь у себя и работай!
Это общий организационно-экономический, или методологический, аспект. А в плане формирования реальных профит-центров все, на мой взгляд, упирается в конкретных людей. В любой области можно развить любой проект. Взять для примера ту же Жамбылскую область - конкретно ее фосфорные месторождения. Все решают личности на местах. Руководители должны быть профессионалами и патриотами. А у нас как получается: либо того нет, либо другого, либо вообще ничего нет. "Локомотивных" личностей в регионах катастрофически мало.
- И последний, несколько обобщающий вопрос. Можно ли оценить нынешнюю ситуацию и перспективы Мангистауской области, основываясь на опыте других стран с транзитной (переходной) экономикой?
- В прошлом году на одном престижном семинаре в Польше было резонно замечено, что миром уже накоплено столько эмпирического опыта в области транзитной экономики, что, собственно, нечего изобретать велосипед. Опыт, подходящий для Казахстана, - это прежде всего опыт России и стран Восточной Европы. Именно муниципальные образования - это опыт России с учетом опыта других стран (муниципальные займы, муниципальный рейтинг, создание долговых площадок и клиринговых палат). Как оценить, насколько далеко мы здесь продвинулись? Общеизвестно, что, когда экономика начинает расти, отдельные промежуточные инструменты исчезают, так как они уже не нужны. У нас сегодня они только начинают появляться. |